25 октября 2016 Голубицкий Сергей
23 июня 2016 года, как мы все хорошо знаем, в Великобритании состоялся Brexit («Брексит») — исторический референдум за выход из Европейского Союза.
Большинство опросов общественного мнения и распределение ставок в тотализаторах предсказывало сохранение статуса-кво, поэтому биржевые площадки во всем мире закрылись накануне на мажорной ноте.
В день голосования заключительный опрос подтвердил победу кампании за Bremain (сохранение статуса в ЕС), что ещё больше способствовало росту котировок.
Однако как только стали поступать первые статистически значимые отчёты о ходе референдума, согласно которым сторонники британского сепаратизма, похоже, брали верх, все биржи — от Токио до Франкфурта, с транзитом по России и Соединённым Штатам — дружно рухнули.
Все примеры даны с терминала прайм-брокера EXANTE. Если вы не являетесь действующим трейдером, то ознакомиться с графиками самостоятельно легко сможете, установив демо-версию биржевого терминала.
Запомните, пожалуйста, эти четыре графика (верхний ряд — Токийская и Нью-Йоркская биржи, нижний ряд — Москва и Франкуфурт), мы к ним вернёмся в процессе обсуждения торговых тактик. Пока же ясно лишь одно обстоятельство: Brexit оказался полной неожиданностью для мировых рынков, поэтому и отреагировали они в унисон сокрушительным падением.
Мы не будем обсуждать ни причины, вызвавшие Brexit, ни последствия этого, без сомнения, эпохального «развода» между Туманным Альбионом и Объединённой Европой, фундамент которой, по иронии судьбы, заложил британский же премьер-министр Уинстон Черчилль. Рассмотрим это событие исключительно в плане прагматики, а именно, постараемся дать обстоятельный ответ на меркантильный вопрос: Как можно заработать, торгуя на фондовом рынке, на общественных потрясениях вроде Brexit?
Сразу хочу внести ясность в ситуацию: стратегии, которые мы предложим, не имеют ни малейшего отношения к ситуациям, получившим, с лёгкой руки ливанского мыслителя Насима Талеба, прозвище «чёрных лебедей» (Black Swans).
Уже в самых первых комментариях, появившихся в биржевой аналитической прессе, все ошибочно заговорили о Black Swan, хотя Brexit никоим образом таковым не являлся! «Чёрный лебедь» — влиятельное общественное потрясение, которое заранее не ожидается, его невозможно предсказать. Главное практическое условие в определении «чёрного лебедя» — мы узнаем о его существовании только после того, как он уже «прилетел»! «Чёрного лебедя» невозможно «оседлать», поскольку невозможно предвидеть его появление… его нельзя спрогнозировать по той простой причине, что он не существовал ещё в момент прогноза.
О грядущем великобританском референдуме и вероятности его негативного исхода весь мир знал более двух лет (с начала 2014 года). О нём знали, к нему готовились, взвешивали «за» и «против». За несколько дней до Brexit целый ряд авторитетных центров опроса общественного мнения начал публиковать тревожные отчёты, из которых вытекало, что число сторонников выхода Британии из ЕС стремительно растёт.
В общем, стратегии, которые мы сейчас рассмотрим, не созданы для борьбы с «чёрными лебедями», к коим Brexit не относится. Они созданы для адаптации к важным общественным событиям, заранее известным и при этом наделённым мощным потенциалом взорвать финансовые рынки. Такие как Brexit, президентские выборы, выборы парламента, голосование изменений конституции, исторические решения ЦБ, и т.п.
Как же нам заработать на ожиданиях большого потрясения? Предлагаю разделить стратегии ДО и ПОСЛЕ, то есть, рассмотреть наши действия на фоновом рынке накануне исторического события и сразу после того, как оно состоится.
СТРАТЕГИИ «ДО»
Выбор способа извлечения прибыли, как и всегда в биржевом ремесле, зависит от баланса вашей терпимости к риску и страха потерять инвестиции. В зависимости от ответа на вопрос: «Что мне важнее — заработать или не потерять?», вы можете выбрать один из трёх вариантов.
Спекулятивный подход годится для наиболее рискованных трейдеров. Вы можете открыть биржевую позицию в направлении движения, совпадающего с тем исходом события, которое в общественном мнении оценивается как наиболее вероятное.
В случае с Brexit большинство биржевых аналитиков (да и опросов общественного мнения, ставок букмекеров, и т.д.) склонялось в сторону Bremain, который должен был вызвать продолжение и даже ускорение роста на биржах. Соответственно, при спекулятивном подходе к трейдингу, когда ваш «страх» всё-таки перевешивает «жадность», нужно было открыть длинные позиции в одном из фьючерсов на любой из индексов — американский SP500 (тикер SP), немецкий DAX (FDAX), британский FTSE (Z), французский CAC40 (FCE), российский РТС (RI).
Авантюрный подход близок к спекулятивному, с той лишь разницей, что ваше желание заработать («жадность») затмевает страх потерять деньги, поэтому вы делаете ставку (в случае с Brexit) на падение рынка, а не на его рост. Иными словами, вы пытаетесь заработать на том, что, вопреки превалирующему мнению, англичане выскажутся на референдуме в пользу ухода из ЕС, и рынок обвалится. В данном сценарии риски значительно выше (потому что ожидаемые шансы Brexit ниже, чем Bremain), однако и компенсация будет сильно выше.
Постфактум мы уже знаем, что именно авантюрный подход оказался самым доходным, но это, как вы понимаете, не является основанием для того, чтобы отдавать предпочтение этому сценарию. Напоминаем, что единственным критерием выступает ваш индивидуальный баланс «страха» и «жадности» (то есть терпимость к риску).
Рациональный подход предполагает накануне исторически важного события с непредсказуемыми последствиями открытие опционного стрэддла (то есть одновременная покупка Call и Put опциона со страйком At-The-Money, максимально приближенному к текущим котировкам), используя в качестве базового актива фьючерс на любой из перечисленных выше индексов. Делается это для того, чтобы заработать на любом резком движении рынка, независимо от того, с каким знаком будут последствия важного события: на негативе мы заработаем с помощью Put-опциона, входящего в наш стрэддл, на позитиве — с помощью Call-опциона.
Наконец, консервативный подход — это, выражаясь на трейдерском сленге, «забор», на котором вы отсиживаетесь до более спокойных времён. То есть — вы не открываете никаких позиций и ждёте исхода исторического события.
СТРАТЕГИИ «ПОСЛЕ»
Стратегии зарабатывания денег на общественных потрясениях после того, как они уже состоялись, зависят от рынка, на котором вы торгуете. Критерий только один: необходимо с максимальной точностью оценить степень вовлечённости вашего рынка в круговорот последствий, вызванных уже случившимся потрясением.
Эту оценку легко декларировать, но сложно осуществить, поскольку требуется максимально филигранное владение техникой комплексного анализа (одна из таких представлена в алгоритме «Судебного процесса», которому мы обучаем в нашей Школе биржевого трейдинга и инвестирования vCollege). Тем не менее, ничего невозможного в подобной оценке нет и иногда нужные нам ответы лежат на поверхности.
Используя, опять-таки, пример Brexit, предлагаю ещё раз посмотреть на скриншот с реакцией четырёх рынков на британский референдум.
Вы видите, что Токийская и Нью-Йоркская биржи (верхний ряд) отреагировали на сообщение о победе сторонников выхода из ЕС головокружительным обвалом, который затем лишь усилился. Тогда как Московская и Франкфуртская биржи (нижний ряд) в последующие часы торговой сессии в существенной мере отыграли первоначальный эмоциональный обвал.
Даже не вдаваясь в детали комплексного анализа ситуации, по одним лишь графикам можно сказать, что влияние Brexit на Америку и Японию окажется в будущем гораздо существеннее, поскольку обе эти страны находятся в чрезвычайно тесных связях с финансовым хабом лондонского Сити. Как следствие, в реакциях этих рынков больше пессимизма, чем мы могли наблюдать в Париже, Милане, Шанхае, Франкфурте или Москве.
Из сказанного вытекают две стратегии для извлечения прибыли из ситуаций подобных Brexit после того, как они уже состоялись.
Если влияние общественного потрясения либо только косвенное, либо сводится к минимуму (как в случае с Россией, например), то мы открываем биржевую позицию в любой производной бумаге на ключевой индекс данного национального рынка в направлении, обратном изначальному падению. Причём делаем это как можно раньше — желательно сразу после того, как появились первые признаки спада инерции движения!
В нашем примере, если, скажем, мы торгуем на российском рынке, покупка фьючерсов на индекс РТС на исходе первого часа с момента открытия сессии идеально вписывается в обозначенную стратегию.
Соответственно, если влияние потрясения на наш рынок существенно (финансовый сектор ЕС, американский рынок, японский рынок), мы дожидаемся технической коррекции (вверх) и открываем позицию в направлении изначального движения (вниз). На графике DJIA (Dow Jones Industrial Index) эта коррекция состоялась в течение 30 минут после завершения первой волны обвала.
Большинство опросов общественного мнения и распределение ставок в тотализаторах предсказывало сохранение статуса-кво, поэтому биржевые площадки во всем мире закрылись накануне на мажорной ноте.
В день голосования заключительный опрос подтвердил победу кампании за Bremain (сохранение статуса в ЕС), что ещё больше способствовало росту котировок.
Однако как только стали поступать первые статистически значимые отчёты о ходе референдума, согласно которым сторонники британского сепаратизма, похоже, брали верх, все биржи — от Токио до Франкфурта, с транзитом по России и Соединённым Штатам — дружно рухнули.
Все примеры даны с терминала прайм-брокера EXANTE. Если вы не являетесь действующим трейдером, то ознакомиться с графиками самостоятельно легко сможете, установив демо-версию биржевого терминала.
Запомните, пожалуйста, эти четыре графика (верхний ряд — Токийская и Нью-Йоркская биржи, нижний ряд — Москва и Франкуфурт), мы к ним вернёмся в процессе обсуждения торговых тактик. Пока же ясно лишь одно обстоятельство: Brexit оказался полной неожиданностью для мировых рынков, поэтому и отреагировали они в унисон сокрушительным падением.
Мы не будем обсуждать ни причины, вызвавшие Brexit, ни последствия этого, без сомнения, эпохального «развода» между Туманным Альбионом и Объединённой Европой, фундамент которой, по иронии судьбы, заложил британский же премьер-министр Уинстон Черчилль. Рассмотрим это событие исключительно в плане прагматики, а именно, постараемся дать обстоятельный ответ на меркантильный вопрос: Как можно заработать, торгуя на фондовом рынке, на общественных потрясениях вроде Brexit?
Сразу хочу внести ясность в ситуацию: стратегии, которые мы предложим, не имеют ни малейшего отношения к ситуациям, получившим, с лёгкой руки ливанского мыслителя Насима Талеба, прозвище «чёрных лебедей» (Black Swans).
Уже в самых первых комментариях, появившихся в биржевой аналитической прессе, все ошибочно заговорили о Black Swan, хотя Brexit никоим образом таковым не являлся! «Чёрный лебедь» — влиятельное общественное потрясение, которое заранее не ожидается, его невозможно предсказать. Главное практическое условие в определении «чёрного лебедя» — мы узнаем о его существовании только после того, как он уже «прилетел»! «Чёрного лебедя» невозможно «оседлать», поскольку невозможно предвидеть его появление… его нельзя спрогнозировать по той простой причине, что он не существовал ещё в момент прогноза.
О грядущем великобританском референдуме и вероятности его негативного исхода весь мир знал более двух лет (с начала 2014 года). О нём знали, к нему готовились, взвешивали «за» и «против». За несколько дней до Brexit целый ряд авторитетных центров опроса общественного мнения начал публиковать тревожные отчёты, из которых вытекало, что число сторонников выхода Британии из ЕС стремительно растёт.
В общем, стратегии, которые мы сейчас рассмотрим, не созданы для борьбы с «чёрными лебедями», к коим Brexit не относится. Они созданы для адаптации к важным общественным событиям, заранее известным и при этом наделённым мощным потенциалом взорвать финансовые рынки. Такие как Brexit, президентские выборы, выборы парламента, голосование изменений конституции, исторические решения ЦБ, и т.п.
Как же нам заработать на ожиданиях большого потрясения? Предлагаю разделить стратегии ДО и ПОСЛЕ, то есть, рассмотреть наши действия на фоновом рынке накануне исторического события и сразу после того, как оно состоится.
СТРАТЕГИИ «ДО»
Выбор способа извлечения прибыли, как и всегда в биржевом ремесле, зависит от баланса вашей терпимости к риску и страха потерять инвестиции. В зависимости от ответа на вопрос: «Что мне важнее — заработать или не потерять?», вы можете выбрать один из трёх вариантов.
Спекулятивный подход годится для наиболее рискованных трейдеров. Вы можете открыть биржевую позицию в направлении движения, совпадающего с тем исходом события, которое в общественном мнении оценивается как наиболее вероятное.
В случае с Brexit большинство биржевых аналитиков (да и опросов общественного мнения, ставок букмекеров, и т.д.) склонялось в сторону Bremain, который должен был вызвать продолжение и даже ускорение роста на биржах. Соответственно, при спекулятивном подходе к трейдингу, когда ваш «страх» всё-таки перевешивает «жадность», нужно было открыть длинные позиции в одном из фьючерсов на любой из индексов — американский SP500 (тикер SP), немецкий DAX (FDAX), британский FTSE (Z), французский CAC40 (FCE), российский РТС (RI).
Авантюрный подход близок к спекулятивному, с той лишь разницей, что ваше желание заработать («жадность») затмевает страх потерять деньги, поэтому вы делаете ставку (в случае с Brexit) на падение рынка, а не на его рост. Иными словами, вы пытаетесь заработать на том, что, вопреки превалирующему мнению, англичане выскажутся на референдуме в пользу ухода из ЕС, и рынок обвалится. В данном сценарии риски значительно выше (потому что ожидаемые шансы Brexit ниже, чем Bremain), однако и компенсация будет сильно выше.
Постфактум мы уже знаем, что именно авантюрный подход оказался самым доходным, но это, как вы понимаете, не является основанием для того, чтобы отдавать предпочтение этому сценарию. Напоминаем, что единственным критерием выступает ваш индивидуальный баланс «страха» и «жадности» (то есть терпимость к риску).
Рациональный подход предполагает накануне исторически важного события с непредсказуемыми последствиями открытие опционного стрэддла (то есть одновременная покупка Call и Put опциона со страйком At-The-Money, максимально приближенному к текущим котировкам), используя в качестве базового актива фьючерс на любой из перечисленных выше индексов. Делается это для того, чтобы заработать на любом резком движении рынка, независимо от того, с каким знаком будут последствия важного события: на негативе мы заработаем с помощью Put-опциона, входящего в наш стрэддл, на позитиве — с помощью Call-опциона.
Наконец, консервативный подход — это, выражаясь на трейдерском сленге, «забор», на котором вы отсиживаетесь до более спокойных времён. То есть — вы не открываете никаких позиций и ждёте исхода исторического события.
СТРАТЕГИИ «ПОСЛЕ»
Стратегии зарабатывания денег на общественных потрясениях после того, как они уже состоялись, зависят от рынка, на котором вы торгуете. Критерий только один: необходимо с максимальной точностью оценить степень вовлечённости вашего рынка в круговорот последствий, вызванных уже случившимся потрясением.
Эту оценку легко декларировать, но сложно осуществить, поскольку требуется максимально филигранное владение техникой комплексного анализа (одна из таких представлена в алгоритме «Судебного процесса», которому мы обучаем в нашей Школе биржевого трейдинга и инвестирования vCollege). Тем не менее, ничего невозможного в подобной оценке нет и иногда нужные нам ответы лежат на поверхности.
Используя, опять-таки, пример Brexit, предлагаю ещё раз посмотреть на скриншот с реакцией четырёх рынков на британский референдум.
Вы видите, что Токийская и Нью-Йоркская биржи (верхний ряд) отреагировали на сообщение о победе сторонников выхода из ЕС головокружительным обвалом, который затем лишь усилился. Тогда как Московская и Франкфуртская биржи (нижний ряд) в последующие часы торговой сессии в существенной мере отыграли первоначальный эмоциональный обвал.
Даже не вдаваясь в детали комплексного анализа ситуации, по одним лишь графикам можно сказать, что влияние Brexit на Америку и Японию окажется в будущем гораздо существеннее, поскольку обе эти страны находятся в чрезвычайно тесных связях с финансовым хабом лондонского Сити. Как следствие, в реакциях этих рынков больше пессимизма, чем мы могли наблюдать в Париже, Милане, Шанхае, Франкфурте или Москве.
Из сказанного вытекают две стратегии для извлечения прибыли из ситуаций подобных Brexit после того, как они уже состоялись.
Если влияние общественного потрясения либо только косвенное, либо сводится к минимуму (как в случае с Россией, например), то мы открываем биржевую позицию в любой производной бумаге на ключевой индекс данного национального рынка в направлении, обратном изначальному падению. Причём делаем это как можно раньше — желательно сразу после того, как появились первые признаки спада инерции движения!
В нашем примере, если, скажем, мы торгуем на российском рынке, покупка фьючерсов на индекс РТС на исходе первого часа с момента открытия сессии идеально вписывается в обозначенную стратегию.
Соответственно, если влияние потрясения на наш рынок существенно (финансовый сектор ЕС, американский рынок, японский рынок), мы дожидаемся технической коррекции (вверх) и открываем позицию в направлении изначального движения (вниз). На графике DJIA (Dow Jones Industrial Index) эта коррекция состоялась в течение 30 минут после завершения первой волны обвала.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба