Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бюджет: ставки сделаны, ставок больше нет » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бюджет: ставки сделаны, ставок больше нет

7 декабря 2016 Регион (ГК) Вайсберг Валерий

Утвердив в первом чтении основные параметры федерального бюджета, Государственная дума занялась переносом расходов в рамках отдельных разделов и статей. Об этом рассуждает в статье Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН".

Согласно таблице поправок, рекомендованных к утверждению комитетом по налогам и бюджету, общий объем перераспределения составил порядка 140 млрд руб. (менее 1% расходов казны). Источниками финансирования в соответствии со сложившейся практикой стали нераспределенные по конкретным направлениям "иные бюджетные ассигнования".

Основная сумма поправок пришлась на разделы "Национальная экономика", "Образование" и "Социальная политика". Депутаты заметно увеличили расходы на поддержку инноваций, промышленности и сельского хозяйства (около 54 млрд руб.). Дополнительные средства были выделены на дошкольное и общее образование и развитие пенсионной системы. Все перечисленное находится в русле экономической и социальной политики правительства, однако ввиду весьма ограниченного пространства для маневра внутри сложившейся бюджетной конструкции принятые изменения носят косметический характер.

Для министерства финансов при формировании бюджета на ближайшую трехлетку было принципиально важно не допустить роста расходов и задать тренд на сокращение бюджетного дефицита. В этих условиях правительство согласилось с консервативным экономическим прогнозом, предполагающим сохранение рублевой цены на нефть на уровне текущего года (2700 руб. за баррель). Между тем, решение о заморозке добычи нефти странами-членами ОПЕК в сочетании с проинфляционной экономической политикой избранного президента США Дональда Трампа обещает значительное повышение этого показателя в будущем году. Снижение аппетита иностранных инвесторов к российскому риску будет способствовать сохранению рубля в диапазоне от 60 руб. и выше, тогда как цены на нефть сорта Urals, скорее всего, большую часть года проведут в диапазоне $45-50 за баррель.

Таким образом, ближе к середине года правительство, вероятно, обнаружит в казне весьма значительные дополнительные доходы (каждые дополнительные $5 в цене на нефть снижают дефицит федерального бюджета на 300-350 млрд руб.). Перед очередными президентскими выборами может возникнуть соблазн потратить эти средства на текущие нужды, в частности увеличив социальные расходы, пенсии и зарплаты работников бюджетной сферы. Одним словом, на статьи, которые экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал "непроизводительными".

Между тем, бизнес выражает серьезную озабоченность возможным сокращением объемов государственной поддержки. Например, в федеральном бюджете заложено сокращение ассигнований Фонду развития промышленности, не до конца ясна судьба льгот в связи с изъятием и перераспределением дополнительного 1% из региональной части налога на прибыль. Кроме того, к дополнительному росту издержек приведет продолжение налогового маневра в нефтегазовой отрасли. Часть этих вопросов могла бы быть снята в результате распределения возможных дополнительных доходов бюджета в будущем году.

Это, пожалуй, максимум, который можно выжать из бюджета будущего года. Более существенный сдвиг в направлении стимулирования экономического роста возможен только при изменении ключевых вводных параметров в результате налоговой реформы, анонсированной в недавнем Послании президента Федеральному собранию; модернизации социальной политики; решения проблемы хронического дефицита Пенсионного фонда. Исходя из озвученных планов правительства все вышеперечисленное обретет реальные очертания не ранее 2019 г. Вплоть до этого момента в России продолжится бюджетная консолидация, основным (и, пожалуй, единственным) позитивным эффектом которой является макроэкономическая стабильность.

Сочетание низкого бюджетного дефицита, умеренной инфляции и плавающего курса, действительно, может стать хорошей базой для будущего экономического роста. Однако в современном быстро меняющемся мире отсрочка реформ на год или два может нивелировать этот позитивный эффект.