По данным NAF, уровень просроченных кредитов у крупных банков (тех, которые в прошлом году выдали больше 40 тыс. автокредитов) на конец июля вырос до 8% против 6,8% годом ранее. У мелких игроков (меньше 40 тыс. кредитов) «просрочка» в первом полугодии подскочила больше чем вдвое — с 6,2 до 14,6%. Именно небольшие банки кредитовали неблагонадежных клиентов. «Опуститься в subprime-сектор мелких игроков рынка вынудило падение продаж автомобилей. Механизмы секьюритизации работали настолько эффективно, что банкам нужно было лишь искать новых клиентов и перепродавать их долги», — пояснил РБК daily исполнительный директор NAF Джек Трейси.
Автокредиты категории subprime, в отличие от ипотечных, не были привязаны к ставке ФРС — процент по ним практически всегда фиксированный. Их главная особенность — длительный срок, в течение которого автомобиль обесценивается настолько, что сумма кредита превышает стоимость машины. В результате заемщику очень скоро становится выгоднее вернуть залог в виде купленной машины, чем продолжать платить. «Как показывает практика, клиент легко вернет автомобиль. Какие-либо процедурные сложности, как, например, при выселении ипотечного должника, отсутствуют. Но для банка такое развитие событий означает убытки. Именно поэтому subprime-кредиты на автомобили считались очень рискованными», — отмечает г-н Трейси.
Эксперты пока не склонны напрямую связывать ситуацию в автокредитовании с ипотечным кризисом. Однако многие неблагонадежные заемщики не могут оплачивать автокредит именно потому, что все деньги вынуждены тратить на обслуживание ипотечного займа. По данным Национальной ассоциации автофинансирования, в некоторых банках половина автозаемщиков оказались в такой ситуации. «Состояние экономики ухудшается, а subprime-заемщики традиционно чувствительны к общим экономическим условиям», — продолжает аналитик рейтингового агентства Fitch Ratings Хилтон Херд.
Объем рынка автокредитов в США оценивается в 300 млрд долл. Большая часть этих займов упакована в облигации и продана. Покупатели таких бумаг те же, что и у облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами, — крупные инвестбанки. Они уже знают, что происходит, когда люди перестают платить. Инвестбанки Bear Stearns, Goldman Sachs, Lehman Brothers и Merrill Lynch потеряли от 15 до 30% капитализации этим летом из-за проблем на ипотечном рынке США. Банки зависимы от этого потока наличных, который генерируют платежи, а он между тем скудеет на глазах. По данным Standard & Poor’s, просрочки выплат по кредитам, обеспечивающим облигации выпуска 2006 года, выросли на 37%, 2005 года — на 24%. Несмотря на это, Эми Мартин, начальник отдела структурного финансирования SnP, заверяет, что все облигации «функционируют в рамках ожиданий».
ДМИТРИЙ KОСАРЕВ
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
