29 марта 2017 Живой журнал Журавлев Сергей
когда он говорит, что производство в стране растет, и когда, наоборот, утверждает, что – падает (в отличие от ЦБ, которому не верят всегда). В последних данных случилось как раз последнее, так что - после некоторой эйфории, образовавшейся в результате перехода с этого года на новые классификаторы видов деятельности и продукции (ОКВЭД2 и ОДКП2), в соответствии с рекомендациями Европейского экономического сообщества (NACE Rev.2 и CPA 2008 соотв.) - неудовольствие начавшими вновь получаться нехорошими цифрами выразило Минэкономразвития.
Эксперты Эксперта постановили считать февральский статический казус (-0.7% к пред. мес. SWDA) все равно ростом, просто невидимым неискушенным глазом. Объяснив дело неумением статистиков учитывать високосность и растущую продолжительность празднования Дня защитника отчества по мере умножения военных побед.
Следуя международным эталонам красоты
Напомню подоплеку. Переходя на новые классификаторы, Росстат воспользовался «правом на забвение» динамики промышленного производства до 2015г., начав историю с белого листа. Правда, по международным стандартам, при переходе на новую методику 2 года ретро всё равно требуются, так что новые цифры за 2015-16гг. всё же были посчитаны и опубликованы.
Но, поскольку для расчета сезонно-календарно скорректированных показателей нужны минимум 3-летние ряды (я так думаю, что поэтому, а там - кто его знает), а также чтобы иметь возможность публиковать индексы к среднемесячным показателям 2014г. (зачем-то?), Росстат сделал и привязку к предыдущим данным попросту предположив, что объем производства в начале 2015г. был точно такой-же, как и в начале 2014-го. В старых классификаторах было на 5.3% меньше.
Кроме того, статистики воспользовались Международными рекомендациями по индексу промышленного производства Статистического отдела ООН и расширили использование стоимостных, а не натуральных исходных показателей выпуска с последующим дефлятированием. Очевидно, что (особенно) в 2015г., когда годовой прирост цен официально составлял порядка 25%, (а не 2%, как в странах, для которых актуальны такие рекомендации) такой подход открывал довольно широкие возможности для «правильного» подбора дефляторов.
Хотя и без макияжа было неплохо
В итоге оказалось, что промышленное производство у нас не то, чтобы «нащупывало дно» где-то в середине 2015-го или в начале 2016гг., а попросту монотонно росло всё время, не обращая внимание ни на падение импортного оборудования и комплектующих, ни на сжатие конечных продаж – через розницу населению, и через инвестиции в осн. кап. (см. справа график объема работ в строительстве). А я и ничего не имею против. Возможно, так оно и было на самом деле. А прежние подсчеты были несовершенны и вводили общественность в ненужный пессимизм. Со дня на день должны подоспеть «освеженные» квартальные данные за прошлый год, где, наверняка, увидим столь же чудесное исцеление, и уже давно состоявшийся разворот к росту и экономики в целом.
В шутку я даже посчитал, что статистиками двигало патриотическое стремление дать более объективную картину, дабы выглядеть пристойно на фоне растущего в последние 2 года промышленного выпуска в Украине (в феврале, кстати, на фоне блокад и экспроприаций, оно там сжалось даже больше, чем в РФ – на 2.7% к январю SWDA). Хотя по большому счету тут нам и так нечего было стесняться. Ведь быстрый восстановительный рост там происходит на фоне крупномасштабного падения – подобное в РФ наблюдалось в конце 90-х и в ранних 00-х. Российская же промышленность, как её не подсчитывай, и экономика в целом перенесли тяжелейший внешнеэкономических шок, санкции и разрывы хозяйственных связей с гораздо меньшими потерями, чем можно было поначалу предположить.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу