Итак, пришло время сбросить очередную порцию лапши про то, как сланцевики лихо возмещают (или якобы возместят) то, что недопоставляет ОПЕК. Как известно, с января добыча ОПЕК ограничена 32 мбд, что меньше среднего за второе полугодие 2016 на 0.9 мбд. Рассмотрим, что происходит со сланцевиками. Мои расчеты по Бакеену оказались идеально точными. Там кончились жирные участки и бурить осталось практически нечего при таких ценах. По EF ситуация чуть лучше, но в целом похожая:
А вот Permian сильно отличается. Если на картинке выше мы четко видим связь между количеством буровых и динамикой добычи, то для Permian все совсем не так очевидно:
Некоторое влияние мы видим только на добычу Bonespring, остальные формации плевать хотели на такие мелочи в свои нефтяные колодцы. Как же так, возникает вопрос и ответ очевиден, Permian имеет огромные резервы и там еще много жирных точек, которые можно разбуривать без особых рисков. В результате дебит средней скважины бодро растет, позволяя удерживать рост добычи при меньшем объеме бурения. Однако нужно обратить внимание, что потенциал тут вовсе не безграничный, с середины 2016 кол-во буровых растет, но на динамику добычи это не сказывается. Это говорит о том, что приходится осваивать не такие сладкие места как раньше и, как следствие, залить мир дешевой сланцевой нефтью не особо получается:
Если поверить гиганту пермятской нефтедобычи Pioneer, то это все фигня и рост добычи продолжится. Правда господа предприниматели скромно умалчивают про такой малосущественный фактор как цена, исходя из которой сделаны такие выводы. Internal forecast, и полоноте вам. Ну и правда, хоть по баксу за баррель, наверное все равно набурят, им просто в кайф это делать))
Только вот EIA в базовом прогнозе, как лошпеты сообщают динамику цен, при котором добыча сланцев едва компенсирует падение традиционной добычи и никакими 5 мбд к 25-му году тут не пахнет:
Это при цене 75 баксов (это реальных, а номинальных $81) к 2020:
И более того, это при предположении, что ОПЕК почему-то будет увеличивать добычу:
Если же предположить, что ОПЕК будет придерживаться договоренностей, реальная цена вероятно достигнет уровня $75 (номинально $80) примерно на год раньше, т.е. в 2019 (это среднегодовая, не удивлюсь что потрогаем этот уровень уже в 2018).
Вызовет ли это заметный бум сланцевой добычи - да с чего бы это? Если в 2020 при этих ценах хватит лишь поддерживать штаны (общую добычу США), то мало что будет по другому в 2019. Ну да, будет оставаться чуть больше сладких мест, которые будут бурить активней, но это не те объемы, в которых прямо захлебнется мировой рынок. При росте мирового спроса на 1,5%, как прогнозирует EIA на ближайшие годы, возникнет дефицит предложения, который повлечет рост цен до разумных $80, при которых сланцевики смогут выдавать продукцию бодрее, покрывая спрос. При этом весьма маловероятно, что они выдадут на гора дополнительные 5.7 мбд к 2020 году, которые покроют растущие мировые потребности. Т.е. останется возможность и для ОПЕК повышать добычу по мере роста цен.
Но есть и риски, например локальный выброс ливийской нефти, порядка 0.7 мбд, который рано или поздно случится, способен просадить цены на некоторое время. Да и вообще, всякие гадкие лебеди могут подгадить, по своему обыкновению.
Соответственно, на рубль это будет действовать понятно каким образом. Учитывая, что его поддерживает также кэрри-трейд (тут весьма толково расписано), имеет смысл рассчитывать на дальнейшее укрепление. Действия минфина при этом вряд-ли смогут перебить эту тенденцию. Другое дело, когда цикл понижения ставок начнет подходить к концу. Самые осторожные и самые наварившиеся начнут фиксировать прибыль заранее, за ними потянутся другие, так что спустя некоторое время мы вероятно будем видеть, как дорожает нефть, но рубль при этом не крепнет и может даже проседает. Но это потом, а пока что, дискотека!
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу