Стэнфордского экономиста Тони Себа (Tony Seba) я называю «агрессивным пророком». Агрессивность заключается в том, что его прогнозы, так сказать, смелее самых смелых, и даже где-то апокалиптичны. Любимый термин в его работах и интервью – это «disruptive», то есть подрывной.
Вот и название нового исследования коллектива авторов под его руководством говорит само за себя: «Переосмысление транспорта 2020-2030: подрыв транспортного сектора и крах автомобилестроения, основанного на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), и нефтяной промышленности» (Rethinking Transportation 2020-2030: The Disruption of Transportation and the Collapse of the ICE Vehicle and Oil Industries).
Основной тезис работы: главная угроза для традиционного автомобильного и нефтяного рынков исходит не от электромобилей, как таковых, поскольку замена моделей происходит постепенно и относительно медленно. Главную роль в разрушении (и созидании нового уклада) играет изменение деловых и поведенческих моделей в транспортном секторе. В докладе речь идет о распространении модели совместного пользования «Транспорт как услуга» (Transport as a Service — TaaS).
По расчетам авторов работы, в 2030 г в пассажирских перевозках «95% процентов пройденных миль в США придется на автономные электромобили (A-EV), принадлежащие специализированным компаниями по оказанию транспортных услуг (TaaS)». Находящиеся в индивидуальном владении автомобили с ДВС будут составлять 40% парка США, но на них будет приходиться всего 5% пройденных миль.
Прогнозируемая динамика распространения TaaS изображена на рисунке:
Себа утверждает, что в таком стремительном развитии «нет ничего магического. Это обусловлено экономикой». Например:
— К 2021 использование TaaS в расчете на милю будет в 4-10 раз дешевле, чем покупка нового автомобиля, и в два-четыре раза дешевле, чем эксплуатация существующего окупившегося автомобиля.
— Стоимость TaaS будет снижена благодаря нескольким факторам, включая коэффициент использования, который будет в 10 раз выше, чем у нынешних частных автомобилей; срок службы электромобилей, превышающий 500 000 миль; гораздо более низкие затраты на техническое обслуживание, энергию, финансирование и страхование.
— Среднее американское домохозяйство сэкономит $ 5600 в год, отказавшись от своего бензинового автомобиля и путешествуя на автономных электрических транспортных средствах TaaS.
Поскольку меньше количество автомобилей «поглотит» большее число миль, спрос на них рухнет, и парк легковых машин в Америке сократится с 247 миллионов в 2020 году до 44 миллионов в 2030 году. Это, в свою очередь, приведет к коренной трансформации автомобильной отрасли. Себа считает, что автодилеров, ремонтные и страховые компании ожидает «почти полное разрушение».
Такие уважаемые производители как General Motors и Ford превратятся в «низко-маржинальные» сборочные производства автономных электромобилей или трансформируются в провайдеров транспортных услуг.
А что нефтянка?
Сначала про методологию. Для оценки мирового спроса не нефть американские прогнозные данные переносятся на Европу и Китай год в год, а на остальной мир с лагом в четыре года.
По расчетам авторов, глобальный спрос на нефть достигнет пика в 100 миллионов баррелей в день к 2020 году, и упадет до 70 миллионов баррелей в день к 2030 году. Это означает сокращение на 30 миллионов баррелей в реальном исчислении и на 40 млн баррелей ниже прогнозного показателя Администрации энергетической информации США (EIA) для случая «обычной модели бизнеса».
Такое развитие приведет к коллапсу цен (которые приблизятся к $25 за баррель), что окажет «катастрофическое воздействие на нефтяную отрасль, различные компании, страны, нефтяные месторождения и инфраструктуру в зависимости от их вовлеченности в проекты по добыче «дорогой нефти».
Влияние краха цен на нефть начнет ощущаться по всей цепочке создания стоимости нефтяной промышленности уже в 2021 году.
В США, по оценкам, 65% сланцевой и трудноизвлекаемой нефти, которая при «обычном сценарии» обеспечивала бы 70% потребностей страны США в 2030 г, окажутся коммерчески нежизнеспособными.
Потребление энергии в транспортном секторе сократится на 80% (но потребление электроэнергии в стране из-за распространения TaaS вырастет на 18%).
Стоит ли относится к таким пророчествам серьезно? Да, стоит. Как к одному из сценариев мирового технологического и энергетического развития, который достаточно подробно и убедительно обоснован.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу