Аналитики отмечают, что фактическая национализация RBS была ожидаема, после того как в октябре банк сообщил, что правительство инвестирует 5 млрд фунтов (7,6 млрд долл.) в его капитал через покупку привилегированных акций, и сообщил о проведении допэмиссии обыкновенных акций на 15 млрд фунтов (23 млрд долл.) по цене 65,5 пенса за акцию. «Уже несколько недель бумаги банка торговались ниже цены размещения допэмиссии, поэтому такой исход был ожидаем», — отметил РБК daily аналитик Panmure Gordon Сэнди Чен. Как стало известно в пятницу, акционеры RBS, в том числе его топ-менеджмент, выкупили всего 0,2% допэмиссии. Согласно условиям госпомощи RBS, власти должны были в этом случае выкупить размещаемые акции. В результате британское казначейство получило контроль над 57,9% банка.
«Госпокупка стала логичным итогом после проблем, вызванных покупкой RBS голландского банка ABN Amro и кредитным кризисом. RBS стал слишком большим и в слишком неудачный момент», — сказал РБК daily аналитик Collins Stewart Алекс Поттер, по мнению которого, до национализации RBS довели чрезмерные амбиции его гендиректора Фреда Гудвина, который возглавлял банк с начала 2001 года до октября 2008 года (об отставке г-на Гудвина и госпомощи было объявлено практически одновременно). За это время RBS, активно прибегая к заимствованиям, потратил 90 млрд долл. на слияния и поглощения, увеличив активы банка вчетверо (до более чем 200 млрд долл.) и сделав его одним из крупнейших в мире. Одновременно RBS активно развивал операции с ценными бумагами, кредитовал фонды прямых инвестиций. Главной ошибкой банка можно считать поглощение активов ABN Amro более чем за 20 млрд долл. в октябре 2007 года, аккурат перед началом мирового финансового кризиса... С тех пор RBS списал 15,7 млрд долл., причем порядка трети всех потерь пришлось на купленные активы, банк ожидает первые за сорок лет годовые убытки, а его акции потеряли почти 90% своей стоимости.
Что дальше будет делать с банком правительство и какую стратегию оно изберет — пока непонятно. «Власти говорят, что не будут вмешиваться в управление RBS, несмотря на назначение госпредставителей в совет директоров, однако, судя по тому, как старательно Barclays избегал госрекапитализации, все может быть совсем иначе», — полагает Алекс Поттер. «Думаю, власти хотели бы выйти из капитала RBS как можно скорее. Но как все будет развиваться, прямо зависит от продолжительности кризиса, раньше окончания которого найти покупателя не найдется», — прогнозирует Сенди Чен. При этом, с учетом того, что в пятницу акции RBS опустились на 5%, до 52 пенсов, что на 20% ниже цены размещения допэмиссии, власти уже несут потери порядка 4,5 млрд долл. Сенди Чен не исключает, что эти «бумажные» убытки могут еще больше возрасти и трансформироваться в реальные. Г-н Чен считает, что акции RBS могут снизиться еще на 20% от текущих значений, и советует продавать их. Аналитики не исключают, что судьбу RBS могут повторить банки HBOS и Lloyds TSB.
АНДРЕЙ КОТОВ
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
