Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Серж Моррелл: «Принцип брутального инвестирования уходит с рынка» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Серж Моррелл: «Принцип брутального инвестирования уходит с рынка»

25 мая 2017 Financial One

В свои неполные 29 лет Серж Моррелл успел получить диплом The Warton School, поработать в одном из крупнейших на Wall Street фондов Firebird Management и побывать в Северной Корее. Сейчас он развивает финтех- стартап, который обещает стать новым «единорогом» на развивающихся рынках. Подробности – в интервью Сержа Financial One.

Москвич Серж Моррелл воспитывался в династии химиков и журналистов, где никто не имел отношения к финансам. С детства он интересовался разными науками, в том числе химией, по которой, еще учась в школе, собирался впоследствии получать научную степень.

В итоге в Университете Пенсильвании, куда Серж поступил значительно позже, его главными предметами были химия и финансы. Когда Серж учился в 5 классе, его семья переехала в Норвегию, а затем – в Нью-Йорк. Теперь именно этот американский мегаполис он считает родным городом. Сюда он вернулся после того, как отучился четыре года в University of Pennsylvania —- The Wharton School, и год путешествовал по Центральной Азии. Будучи в Кыргызстане в 2010 году, он, к слову, оказался совершенно один в эпицентре локальной революции. Этот опыт подстегнул интерес Сержа к развивающимся рынкам. Он понял, что хочет одновременно и работать на Wall Street в Нью-Йорке, и заниматься странами, которые устроены сложнее, чем США.

Бегом в университет

На престижную Huntsman Program в University of Pennsylvania Серж попал благодаря спорту – в знаменитой нью-йоркской школе Stuyvesant High School, давшей миру 12 Нобелевских лауреатов, он был капитаном команды по бегу. И впервые побывал на кампусе этого университета, приехав на соревнования. Одно лето Серж провел, пробежав расстояние от Владивостока до Санкт-Петербурга в буквальном смысле этого слова. Это была благотворительная эстафета длинной в три месяца и в 11 000 километров, каждый участник за день бежал полумарафон. Юноша представлял британо-русскую организацию, на которую тогда работал. Удалось собрать почти полмиллиона долларов на детские дома в России. Именно тогда он задумался: чтобы понять, как работает экосистема благотворительности, неплохо бы разобраться в мировой экономике. Это желание стало одной из причин, почему Серж пошел изучать финансы.

Монголия, Шри-Ланка и Руанда

После окончания университета были стажировка в Credit Suisse, год на позиции аналитика в инвестбанке Jefferies & Company, и пять лет – в research Firebird Management, который он покинул в этом марте. Половину времени в фонде Серж занимался long only equity research, обычной деятельностью инвестиционных аналитиков. А половину времени уделял special situations менеджменту, что часто приходится проделывать с неликвидными позициями на развивающихся рынках.

Firebird Management – один из крупнейших долгосрочных инвесторов в бумаги развивающихся рынков, в том числе стран бывшего СССР, включая российские акции. На пике его объем составлял $4 млрд, а сейчас – чуть меньше $1 млрд. Россия всегда занимала существенную часть портфеля Firebird Management, но после событий 2014 года и краха цен на сырье стратегия фонда поменялась. Сейчас фонд больше ориентируется на банковский и потребительский секторы экономики.

«Моя работа отличалась от других «уоллстритовцев» хотя бы потому, что я занимался emerging и frontier markets, куда входят множество стран экс-СССР, в том числе Россия. Мы инвестировали в Монголии, Шри-Ланке, Турции, Пакистане, Кении, Руанде и многих других странах. Не каждому фонду это по духу», - рассказывает Серж. В последние три года рынок меняется – благодаря новой регуляции фонды консолидируются, меняются методы работы. Фонды ограничены показателями риска, они оперируют не фундаментальным анализом и моделями, а «чувством рынка».: «Принцип брутального инвестирования уходит – теперь инвесторы перетряхивают свои портфели не раз в квартал, когда выходит новая отчетность компаний, а ежедневно, оперируя тем самым «чувством», - делится Моррелл.

Караоке в Северной Корее

Пять лет, проведенных в фонде, запомнились и большим количеством интересных командировок: Северный Китай, Монголия, Южная и Северная Корея. Последняя стала, пожалуй, самой экзотической поездкой для русскоязычного американца. В эту закрытую страну Серж попал в составе монгольской делегации, которая рассматривала возможность транспортировки добываемого угля через Северную Корею. «Это уникальная страна, ее не сравнишь даже с Кубой», - делится он. Делегация посетила свободную экономическую зону Расон на севере страны, которая находится на границе с Россией, но неофициально контролируется Китаем (здесь им принадлежат железная дорога, казино, добыча руды).

В итоге, проинвестировать там было не во что. Но во время ужина Сержу удалось поговорить с вице-губернатором региона и корейским генералом, которые вполне профессионально поддержали разговор на финансовые темы. После ужина Сержу, играющему на фортепиано, пришлось принять участие в музыкальной дуэли все с тем же вице-губернатором, который играл Шопена. А затем все это перешло в караоке: монголы пели русские песни, а корейцы – шведские.

Серж Моррелл: «Принцип брутального инвестирования уходит с рынка»


А в Монголии, где у фонда были инвестиции в рудные активы, Морреллу приходилось принимать участие в поединках по местной борьбе, чтобы доказать, что инвесторы сильны не только своими активами, но и физически. «Когда инвестируешь в экзотические рынки, это обычная вещь. Ты должен применить мульти дисциплинарный анализ: понять не только определить, насколько хороша бизнес-модель, но и понять, как поведет себя менеджмент компании в той или иной ситуации, какие у них интересы, кто лоббирует их в правительстве, макроэкономику и риски страны. Ведь ты здесь ничем не защищен, только верой в закон. Мы видели много случаев, когда акционеров просто выкидывали из компаний – в России и не только», - рассказывает Серж.

Стартап по нью-йоркски

Новая компания Сержа тоже связана с развивающимися рынками. Идея пришла тогда, когда он увидел, что многие небольшие компании на этих рынках испытывают недостаток финансирования. Финтех- платформа, которую Серж создает с партнером, имеющим большой опыт работы с компаниями Восточной Европы, будет призвана помочь им привлечь деньги институциональных инвесторов, не выходя на IPO и не выпуская облигации. У команды есть опыт и уникальная технология. «Я всегда хотел начать свой бизнес, и вот сейчас мы проходим стадию привлечения капитала», —- говорит Моррелл. По его словам, решение уйти из Firebird Management было правильным: «Очень комфортно сидеть в поезде, который быстро идет и точно не сойдет с рельсов, но иногда нужно спрыгнуть и пересесть на другой».

Также в планах финансиста – заняться помощью детям в развивающихся странах: «Когда мне было 7 лет, мои родители оставили меня с младшим братом в детском доме в Индии, который построил в джунглях их приятель для детей-сирот; жизнь там нас многому научила. Сейчас мне хотелось бы вернуться в маленькие деревни, где я побывал ребенком, с хорошим социальным проектом».