19 июня 2017 The Telegraph
Федеральный Резерв, проигнорировав дефляционные сигналы, раздающиеся с облигационного рынка, решил сыграть в рулетку, повысив ставки на фоне вала слабой статистики.
Но и это еще не все: американский монетарный регулятор увеличил ставки в игре, пообещав развернуть вспять программу количественного смягчения, когда нет никакой нужды делать это. И это решение Федрезерва идет вразрез с мнением очень влиятельных экономистов.
В процессе двустороннего ужесточения политики Федрезерв начнет распродавать свой облигационный портфель на сумму $4,4 трлн. еще до того, как процентные ставки вернутся к своим нормальным уровням, и до того, как он сумеет выстроить надежный буфер, который ему понадобится для борьбы со следующим шоком.
Это решение Федрезерва может оказаться самым судьбоносным в современной истории. Правильное оно или нет, но это решение сформирует облик будущего капитализма, а также определит перспективы западной либеральной демократии.
Федрезерв намеревается начать сокращать свой баланс уже в сентябре, или в крайнем случае в конце года. Этот процесс должен быть постепенным. Он начнется с $10 млрд. в месяц и будет расти с наступлением каждого нового квартала, пока темп продаж не достигнет $50 млрд. в месяц.
Председатель Федрезерва Джанет Йеллен представила этот план, как будто он является неинтересной технической деталью, сказав, что разворачивание вспять QE будет напоминать “наблюдение за высыханием краски.” На самом деле этот процесс несет в себе большие риски.
Ни один современный центральный банк ни разу не пытался разворачивать вспять QE в такой манере и в таком масштабе. Откачка долларовой ликвидности почувствуется и в Азии, и в Латинской Америке, да и во всей глобальной финансовой системе.
Профессор Дэнни Блэнчфлауэр, бывший член Комитета по монетарной политике Банка Англии, а теперь преподаватель Дартмутского колледжа, сказал: “Это огромная ошибка. У них нет ни малейшего представления, как делать это.”
“Комментаторы хотели бы думать, что у них есть глубоко продуманный план, но, когда мы впервые применили QE, у нас не было никаких представлений о том, какие будут последствия. То, что было сделано тогда, не описывается ни в одном учебнике.”
Бывший Председатель Феда Бен Бернанке написал предостерегающую статью для Брукингского института, в которой, соблюдя все правила этикета Федрезерва, посоветовал бывшим коллегам осторожно обходится с нитроглицерином, которым по сути и является баланс Федрезерва.
Он сказал им оставить QE в покое до тех пор, пока “краткосрочные процентные ставки отскочат от нуля достаточно сильно.” Федрезерву следует позволить экономике со временем “вырасти до” портфеля в $4,4 трлн. Он присовокупил длинный список аргументов, объясняющих, почему большой баланс обеспечивает большую безопасность финансовой системе.
“По сути он сказал: “Никогда не сокращайте баланс. Вообще не затрагивайте этот вопрос. Там обитают драконы.”
Обычно для того, чтобы побороть серьезную рецессию Феду приходилось снижать ставки на 500 базисных пунктов. В случае с крахом Lehman в 2008 году нужно было еще больше. Федрезерв оказался без патронов после того, как он уменьшил процентные ставки на 475 пунктов, и затем он залил систему ликвидностью посредством QE. Размер общего смягчения, посчитанный в синтетических терминах, составил 850 базисных пунктов.
В настоящий момент Федрезерв имеет в запасе 100 базисных пунктов для встречи с новым кризисом. Профессор Блэнчфлауэр сказал: “Нам следует уйти как можно дальше от нулевых процентных ставок до того, как приступить к продаже активов с баланса, иначе мы пожнем катастрофу.”
Ситуация обостряется еще и потому, что окно для QE в будущем закрывается. Два новых члена Федрезерва, представленных администрацией Трампа, Рандал Кварлс и Марвин Гудфренд, являются последовательными консерваторами, открыто выступающими против QE. И теперь планка для объявления нового раунда количественного смягчения находится выше. И это означает, что Федрезерв, возможно, окажется вынужден бороться со следующим экономическим спадом, не имея достаточного арсенала инструментов.
Один бывший руководитель Феда сказал: “Будет очень неприятно, если мы войдем в кризис, имея в распоряжении всего 4 понижения ставки и ни одного QE. Вся вселенная цен активов выстроена на предположении, что на рынках всегда будет присутствовать “Пут Феда,” и доходностям облигаций никогда не будет позволено вырасти.”
Основатель Института Международных Монетарных Исследований Профессор Тим Конгдон сказал, что количественное ужесточение усугубит монетарный сквиз, созданный в результате повышения абсорбирующего убытки капитала большими банками по новым правилам Базеля.
Эти два эффекта окажут понижательное давление на процесс монетарного расширения. Он также сказал, что, “если Фед действительно начнет делать это, то в следующие 3-6 месяцев нужно будет ждать неприятностей. Американская экономика может начать заваливаться вниз в 2018 году.”
В рядах экспертов наметился конфликт. Старший экономист Международного Валютного Фонда Манмохан Сингх сказал, что продажа активов может оказать стимулирующее воздействие, поскольку эти продажи высвободят “хорошие” залоги, которые впоследствии помогут убыстрить процесс монетарного расширения. Тем не менее, Федрезерв пока не прояснил, каковы его предположения по результатам планируемых действий.
Встает вопрос, почему Джанет Йеллен решила игнорировать предупреждения Мистера Бернанке и анализ сотрудников самого Федрезерва о рисках, которые сопряжены с сокращением баланса. Инсайдеры Феда утверждают, что все изменилось с приходом к власти Дональда Трампа. Есть тревоги, что Трамп стряхнет пыль с методички Никсона и попытается превратить Федрезерв в подобие Рейхсбанка, чтобы тот покупал долг правительства по его требованию.
“Они хотят сократить баланс центрального банка. Они увидели призрак Уильяма Макчесни Мартина (Председателя Федрезерва в 1960-х годах), и они не хотят оказаться в руках бюрократических хулиганов,” сказал один источник, близкий к кругам Йеллен.
Однако события могут помешать продажам активов с баланса еще до их старта. Рынки полагают, что дефляционные силы настолько мощны, что Федрезерву придется отложить монетарное ужесточение в ближайшем будущем.
Доходности десятилетних трежерис снизились почти на 50 базисных пунктов с марта этого года, достигнув отметки в 2,15%. “Рефляционный трейд” Трампа утратил свою силу на кредитных рынках. Доходности десятилетних казначейских защищенных от инфляции облигаций(TIPS), используемых для отслеживания инфляционных ожиданий, снизились до 169 базисных пунктов со своих вершин 2017 года в 208 базисных пунктов.
Главный экономист MKM Partners Майкл Дарда сказал, что еще очень рано говорить о том, что Федрезерв недооценивает ситуацию, но Миссис Йеллен должна действовать с очень большой осторожностью. “Я нервничаю, видя, как быстро обрушается кривая доходности. Они должны быть готовы к тому, чтобы быстро отозвать дополнительное ужесточение,” сказал он.
Федрезерв бродит в тумане. Все еще есть вероятность, что Мистер Трамп преуспеет в протаскивании налоговых послаблений через Конгресс, в результате чего экономика получит бюджетные стимулы, а на Уолл Стрит может случится бум. Никто толком не знает, что случится за дверьми комитетов в раздираемом скандалами Вашингтоне.
Основатель компании Markets & Money Advisory Ларс Кристенсен сказал, что Федрезерв должен остановить ужесточение немедленно: “Случилась ошибка монетарной политики. Федрезерву следует приступить к смягчению. Если он продолжит в том же духе, то нас, вероятно, ожидает серьезная рецессия в американской экономике.” Мистер Кристенсен сказал, что Миссис Йеллен вцепилась в воззрения Кейнсианцев 1970-х годов о том, что инфляция – это продукт сильного рынка труда.”
Федрезерв взял на вооружение предположение, что инфляция должна начать расти, коли уровень безработицы оказался на уровне 4,3%, то есть на самом низком значении за последние 16 лет. Но некоторые оспаривают этот аргумент, говоря, что глобализация полностью изменила механизм функционирования американского рынка труда.
Коэффициент участия в рабочей силе застрял на отметке 60%, что ниже 63%, зафиксированных накануне краха Lehman. И это значит, что Америке не хватает еще 8 млн. рабочих мест. И, возможно, это более уместный индикатор.
Рынки входят в опасную фазу. Патрик Перрет-Грин из компании AdMacro заявил, что инвесторам следует закрыть люки. “Баланс глобальных центробанков вот-вот начнет сокращаться. Последствия для высоко оцененных рискованных активов очевидны. Наш посыл ясен. Продавайте кредит, продавайте дюрацию, продавайте риск,” сказал он.
В утешение вашингтонская компания Evercore ISI говорит, что Федрезерв как всегда придет на помощь, если она окажется необходимой. Пут Феда все еще существует. Изменился лишь триггер этого пута.
Джанет Йеллен моргнет, если только индекс S&P 500 упадет от 5 до 10 процентов. Будет ли к тому моменту поздно что-то делать, покажет время.
http://www.telegraph.co.uk/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу