8 декабря 2008 Архив
Недавно ФРС признала хоть и незначительное, но увеличение риска дефляции. Но была ли политика должным образом скорректирована для того, чтобы противостоять ему? Пока что нет. Учитывая события, произошедшие в Японии, уже никто не сомневается в том, насколько опасна дефляция. Но, для тех, кто не в курсе, напомним. Постоянное падение цен приводит к появлению долгового бремени, скорректированного на инфляцию. Неоправданные долги - корень всех экономических проблем США. При увеличении этого бремени в результате падения цен, происходит ужесточение политики, ориентированное на сокращение расходов. Происходит дальнейшее замедление темпов развития экономики, снова усиливается дефляционное давление, долги становятся еще более обременительными. Процентные ставки не могут упасть ниже нуля, поэтому монетарная политика не в состоянии идти за инфляцией до конца. Поэтому разорвать этот дефляционный круг крайне сложно. Самое важное, не дать экономике окунуться в этот круговорот.
В октябре цены в США снизились на 1%, что стало самым масштабным падением за 60 лет (Прим. Profinance.ru:согласно последним данным, в октябре инекс CPI в США на 1.0 % в месячном исчислении, и вырос на 3.7% в годовом. Между тем, значение чистого CPI (без учета цен на продукты питания и энергоносители) составило -0.1% и 2.2% соответственно). Настоятельное предостережение - хотя пока еще и не верный признак наступления дефляции. Прогнозы по инфляции остаются положительными, что очень важно, поскольку они, как правило, сбываются. В условиях суровой и длительной рецессии могут появиться отрицательные инфляционные ожидания, которые, в итоге, столкнут экономику в дефляционную пропасть. Но, возможно, США как раз и началась суровая и длительная рецессия. Сейчас все новые экономические индикаторы свидетельствуют об ужасающих темпах снижения активности. Бен Бернанке, глава ФРС, не хуже других разбирается в причинах возникновения дефляции и способах ее устранения: данный аспект входил в область его научной специализации. Заняв пост в ФРС, Бернанке выступил с докладами о нетрадиционных инструментах монетарной политики, которые могут использоваться в случае снижения краткосрочных процентных ставок почти до нуля: новые средства увеличения ликвидности; сохранение краткосрочных ставок на низком уровне; "количественное ослабление" (расширение балансового отчета ФРС, что позволит обеспечить резервами банковскую систему) и другие меры. Многие из этих необычных инструментов уже используются. Что же еще нужно?
Выступая в 2002г., г-н Бернанке отметил, что "эффективность антидефляционной политики может быть значительно повышена благодаря взаимодействию монетарных и финансовых органов". Существенные финансовые стимулы в виде покупки ФРС государственного долга были бы "по сути, аналогичны знаменитому "сбросу денег с вертолета", о котором говорил Милтон Фридман" (Прим. Profinance.ru: американский экономист, удостоенный в 1976 Нобелевской премии по экономике.). Для благоразумного представителя Центробанка чистая монетизация дефицита - последнее табу, что, в конечном счете, является зимбабвийским представлением о монетарной политике. Однако в такой опасной ситуации, на запрет не нужно обращать внимание, и лучше сделать это до того, как дефляция укрепит свои позиции. Сделайте это сейчас и сделайте это открыто. И если это вызовет у аналитиков и обозревателей недовольство по поводу инфляционных последствий, тем лучше: задача в том, чтобы частично поддержать инфляционные ожидания.
Барак Обама готовит новый пакет стимулов. Обсуждаются суммы от 500 до 700 миллиардов долларов. Чем быстрее этот пакет будет внедрен, тем лучше. Чтобы обеспечить наиболее эффективное воздействие на спрос, лучше было бы заняться временным увеличением расходов, а не снижением налогов, за одним исключением. Слишком мало было сделано для того, чтобы ограничить случаи лишения прав выкупа закладной, что по-прежнему сказывается на стоимости жилья. Пока данная ситуация не изменится, перспективы более масштабного восстановления останутся мрачными. Необходимы следующие меры. Во-первых, следует выделить правительственные средства для поддержки предложения Шейлы Бэйр, главы Федеральной корпорации страхования депозитов, которое направлено на корректировку большего числа просроченных займов. Во-вторых, необходимо изменить закон о банкротстве, чтобы предоставить судам по делам о несостоятельности возможность реструктурировать ипотеки - актуальная задача для Конгресса. В-третьих, для повышения спроса на жилье нужно предоставить временную налоговую скидку по первым взносам.
Чтобы смягчить последующие финансовые ограничения, расходы должны быть либо привязаны к определенному циклу (например, помощь безработным), либо быть разовыми (например, проекты развития инфраструктуры). И наконец - прямое финансирование за счет печати денег. Эффективность огромного комбинированного пакета из финансовых и монетарных стимулов помогает - и здесь повторюсь, ключ к решению проблем - влиять на ожидания. В этой ситуации важны скорость и беспрепятственное общение, а также назначения, сделанные г-ном Обамой. Он собрал одаренную команду, но при таком количестве решительных участников, встает вопрос, кто же главный. Лоуренс Саммерс из Национального совета по экономическому развитию? Тимоти Гайтнер из Министерства финансов? Этот потенциально неустойчивый новый дуумвират сразу же вызвал разговоры о будущем влиянии г-на Бернанке и его дальнейшем пребывании в ФРС. Ситуация еще сильнее осложнилась, когда главой нового Консультативного совета по развитию экономики был назначен не кто иной, как Пол Волкер.
Г-н Обама подчеркнул, что он станет председателем Совета. Лучше бы он уже им был. Тем не менее, остается только ждать, сможет ли он управлять этой группой знаменитостей, и будет ли у него достаточно власти, чтобы проводить свою политику. В отличие от Джона Маккейна, г-н Обама никогда не похвалялся своим незнанием экономики, однако новый президент также несведущ в этих вопросах, как и его бывший соперник. Комитет редко проявляет смелость и редко дает прямые объяснения. Ему нужен глава экономической политики - хорошо бы узнать, кто им будет.
По материалам The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В октябре цены в США снизились на 1%, что стало самым масштабным падением за 60 лет (Прим. Profinance.ru:согласно последним данным, в октябре инекс CPI в США на 1.0 % в месячном исчислении, и вырос на 3.7% в годовом. Между тем, значение чистого CPI (без учета цен на продукты питания и энергоносители) составило -0.1% и 2.2% соответственно). Настоятельное предостережение - хотя пока еще и не верный признак наступления дефляции. Прогнозы по инфляции остаются положительными, что очень важно, поскольку они, как правило, сбываются. В условиях суровой и длительной рецессии могут появиться отрицательные инфляционные ожидания, которые, в итоге, столкнут экономику в дефляционную пропасть. Но, возможно, США как раз и началась суровая и длительная рецессия. Сейчас все новые экономические индикаторы свидетельствуют об ужасающих темпах снижения активности. Бен Бернанке, глава ФРС, не хуже других разбирается в причинах возникновения дефляции и способах ее устранения: данный аспект входил в область его научной специализации. Заняв пост в ФРС, Бернанке выступил с докладами о нетрадиционных инструментах монетарной политики, которые могут использоваться в случае снижения краткосрочных процентных ставок почти до нуля: новые средства увеличения ликвидности; сохранение краткосрочных ставок на низком уровне; "количественное ослабление" (расширение балансового отчета ФРС, что позволит обеспечить резервами банковскую систему) и другие меры. Многие из этих необычных инструментов уже используются. Что же еще нужно?
Выступая в 2002г., г-н Бернанке отметил, что "эффективность антидефляционной политики может быть значительно повышена благодаря взаимодействию монетарных и финансовых органов". Существенные финансовые стимулы в виде покупки ФРС государственного долга были бы "по сути, аналогичны знаменитому "сбросу денег с вертолета", о котором говорил Милтон Фридман" (Прим. Profinance.ru: американский экономист, удостоенный в 1976 Нобелевской премии по экономике.). Для благоразумного представителя Центробанка чистая монетизация дефицита - последнее табу, что, в конечном счете, является зимбабвийским представлением о монетарной политике. Однако в такой опасной ситуации, на запрет не нужно обращать внимание, и лучше сделать это до того, как дефляция укрепит свои позиции. Сделайте это сейчас и сделайте это открыто. И если это вызовет у аналитиков и обозревателей недовольство по поводу инфляционных последствий, тем лучше: задача в том, чтобы частично поддержать инфляционные ожидания.
Барак Обама готовит новый пакет стимулов. Обсуждаются суммы от 500 до 700 миллиардов долларов. Чем быстрее этот пакет будет внедрен, тем лучше. Чтобы обеспечить наиболее эффективное воздействие на спрос, лучше было бы заняться временным увеличением расходов, а не снижением налогов, за одним исключением. Слишком мало было сделано для того, чтобы ограничить случаи лишения прав выкупа закладной, что по-прежнему сказывается на стоимости жилья. Пока данная ситуация не изменится, перспективы более масштабного восстановления останутся мрачными. Необходимы следующие меры. Во-первых, следует выделить правительственные средства для поддержки предложения Шейлы Бэйр, главы Федеральной корпорации страхования депозитов, которое направлено на корректировку большего числа просроченных займов. Во-вторых, необходимо изменить закон о банкротстве, чтобы предоставить судам по делам о несостоятельности возможность реструктурировать ипотеки - актуальная задача для Конгресса. В-третьих, для повышения спроса на жилье нужно предоставить временную налоговую скидку по первым взносам.
Чтобы смягчить последующие финансовые ограничения, расходы должны быть либо привязаны к определенному циклу (например, помощь безработным), либо быть разовыми (например, проекты развития инфраструктуры). И наконец - прямое финансирование за счет печати денег. Эффективность огромного комбинированного пакета из финансовых и монетарных стимулов помогает - и здесь повторюсь, ключ к решению проблем - влиять на ожидания. В этой ситуации важны скорость и беспрепятственное общение, а также назначения, сделанные г-ном Обамой. Он собрал одаренную команду, но при таком количестве решительных участников, встает вопрос, кто же главный. Лоуренс Саммерс из Национального совета по экономическому развитию? Тимоти Гайтнер из Министерства финансов? Этот потенциально неустойчивый новый дуумвират сразу же вызвал разговоры о будущем влиянии г-на Бернанке и его дальнейшем пребывании в ФРС. Ситуация еще сильнее осложнилась, когда главой нового Консультативного совета по развитию экономики был назначен не кто иной, как Пол Волкер.
Г-н Обама подчеркнул, что он станет председателем Совета. Лучше бы он уже им был. Тем не менее, остается только ждать, сможет ли он управлять этой группой знаменитостей, и будет ли у него достаточно власти, чтобы проводить свою политику. В отличие от Джона Маккейна, г-н Обама никогда не похвалялся своим незнанием экономики, однако новый президент также несведущ в этих вопросах, как и его бывший соперник. Комитет редко проявляет смелость и редко дает прямые объяснения. Ему нужен глава экономической политики - хорошо бы узнать, кто им будет.
По материалам The Financial Times
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу