30 июля 2017 finversia.ru Савченко Станислав
На российском инвестрынке активно развивается робоэдвайзинг. Если раньше от лица компании выступали менеджеры, финансовые консультанты, портфельные управляющие, то теперь это могут быть роботы-советники, чат-боты и онлайн-платформы. С одной стороны, робоэдвайзеры лишены человеческой предвзятости, с другой, подвержены вирусам и кибератакам. Придут ли на рынок новые клиенты, которым удобно работать именно в онлайн, или пока для такого технологического рывка еще далеко, и частным инвесторам по-прежнему нужны старые добрые «живые» инвестконсультанты?
Распространение ботов и робоэдвайзинга для инвестрынка означает уход в «цифру» большинства ключевых процессов обслуживания. В классической схеме бизнеса инвестиционных и управляющих компаний с клиентом работает специалист, который консультирует по финансовым продуктам, предлагает варианты формирования и ведения инвестпортфеля. Но сегодня на рынке происходит технологический бум, и на месте живого консультанта оказывается робоэдвайзер, который автоматически, на основе точных математических расчетов, создает для клиента сбалансированный инвестпортфель. Робот лишен собственного мнения, человеческой предвзятости, в общем, всего живого в отличии от управляющего, который предлагает клиенту решения, основываясь на своем опыте и, в том числе, своей психологии. Хорошо это или плохо для инвестрынка?
Роботы-советники в мировой практике существуют уже почти 10 лет - робоэдвайзеры для розницы появились в 2008 году в США, и с каждым годом их число, а также объем капиталов под их управлением увеличивается. На слуху сегодня Wealthfront, Betterment, Vanguard, Future Advisor и другие; у крупнейших американских робоэдвайзеров десятки миллиардов долларов под управлением. Причем я не говорю о торговых биржевых роботах, которых внедряют крупные банки для работы с валютными сделками. Эти высокочастностные роботы заключают сделки сотнями и даже тысячами в течение дня.
Схема работы розничного робоэдвайзера – это довольно простая инвестконсультация, в ходе которой робот анализирует возраст, планируемый размер и временной горизонт инвестиций, ожидания по риску и доходности, и на основании полученных данных составляет подходящий для конкретного клиента инвестпортфель. В мировой практике портфель, как правило, формируется из индексных фондов (ETF), которые позволяют должным образом диверсифицировать вложения. Робоэдвайзер автоматически составляет и поддерживает сбалансированное сочетание весов в портфеле, а также проводит перебалансировку.
Среди минусов роботов-советчиков – их киберуязвимость. Автоматическая платформа для инвестирования – это ИТ-решение, и как любой робот она может подхватить вирус и разорить клиента. С другой стороны, такую проблему вы можете легко поймать и просто расплачиваясь банковской картой в устройстве со скиммером.
В остальном вроде как налицо преимущества. Так, робоэдвайзеры, лишенные человеческой предвзятости, более честные и им чужда жадность и личная материальная заинтересованность. Портфельные управляющие, например, могут стимулировать продажи определенных инвестпродуктов своих партнеров, чтобы получить максимальную комиссию. Роботы же будут математически четко создавать инвестпортфель из подходящих инструментов. Опять же из-за отсутствия человеческого фактора робоэдвайзеры не устают, не бывают в плохом настроении, не могут ошибаться. А цена ошибки в инвестировании может быть колоссальной. Трейдеры даже таких гигантов как JPMorgan ошибались на десятки миллионов долларов. Работа человека зависит и от его профессиональных навыков, и от личных качеств и настроения.
В результате робоэдвайзеры в целом более эффективны. Известный пример – эксперимент компании IBM, которая еще 11 лет назад устраивала битву между машинным интеллектом (трейдером-роботом) и несколькими трейдерами-людьми. На кону был дневной результат от сделок на поставку свиных туш, и по итогам дня робот превзошел трейдеров по доходности в среднем на 7%. Сегодня роботы стали еще более продвинутыми.
Кроме того, роботы-советчики определенно будут удобны современным пользователям, привыкших к онлайн-сервисам. Чтобы начать инвестировать и управлять капиталом через робоэдвайзера, потребуется гораздо меньше времени, чем если идти в офис инвестиционной или управляющей компании. Комиссия робоэдвайзера с большой вероятностью может быть меньше, потому что компании, создающие такие автоматические решения, в конечном счете экономят на офисе и персонале, а значит, могут и снизить стоимость своих услуг для конечного пользователя.
Преимущества робоэдвайзеров понятны. В то же время, вызывает сомнения, что российским инвесторам в большинстве своем будет удобно работать с ботами. Поколение миллениалов, безусловно, оценит онлайн-работу с роботом, но пока далеко не все готовы переложить в автоматический режим инвестирование своих капиталов и, тем более, сбережений – если речь идет о пассивных инвесторах, только-только начинающих осваивать биржевые инвестиции.
Таким инвесторам, безусловно, стоит осваивать робоэдвайзеров – это удобно, выгодно и экономит время, однако надо понимать, что даже математически точные расчеты не застрахуют вас от неожиданных валютных колебаний и скачков стоимости ценных бумаг. Кроме того, при обращении к автоматическому советнику следует проверить, какой компании он принадлежит. Чаще всего робоэдвайзеры внедряют крупные управляющие и инвесткомпании, но можно попасть и на какую-нибудь разработку от мошенников.
В целом в России пока не сформировался многочисленный пласт активных розничных инвесторов, и пока в биржевые инструменты инвестируют преимущественно состоятельные люди с опытом работы на рынке. Они похожи на профессиональных игроков рынка и вряд ли будут готовы передать в управление весь свой капитал в одну компанию. Как правило, у опытных инвесторов в целях диверсификации деньги распределены между несколькими компаниями. Робоэдвайзинг, как правило, предполагает, что автоматизированный советчик распоряжается всем капиталом клиента.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
