9 декабря 2008
Как известно, бурный рост цен и последовавшее падение были связаны с ожиданиями - сначала повышения спроса, затем сокращения потребления. Но если разобраться в цифрах, существенного снижения потребления и в помине нет! По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в первом квартале 2008 года энергетические аппетиты планеты выросли на 700 тысяч баррелей в сутки (по сравнению с тем же периодом 2007 года). Во втором квартале рост тоже составил 700 тысяч баррелей. В третьем, когда кризис уже вовсю набирал обороты, произошло снижение - но всего на 200 тысяч. В четвертом, то есть сейчас, сокращение потребления, как ожидается, составит 500 тысяч баррелей в день. В целом за 2008 год спрос вырастет на 100 тысяч "бочек" в день, но, несмотря на это, цены начиная с июля рухнули почти в три раза! Почему?
Дело не в реальном потреблении: нефть перестала интересовать биржу сама по себе. Она превратилась в финансовый инструмент. И чтобы спасти цены, следует прежде всего лечить западные банки. В последние несколько лет нефтяные фьючерсы получили популярность у глобальных банков именно как финансовый актив. Сейчас у кредитных учреждений проблемы, нужна ликвидность, вот они и распродают эти активы. Им подыгрывают спекулянты. "На нефтяном рынке велика доля спекулятивной составляющей, - говорит аналитик ФК "ОТКРЫТИЕ" Наталья Мильчакова, - на фоне опасений экономического спада в США, Японии, Китае и других странах спекулянты играют на понижение". Отсюда и невероятное снижение цен. Ведь только на решении ОПЕК повременить со снижением добычи спотовые контракты на российскую Urals упали до 44,58 доллара за баррель.
Впрочем, банки, скорее всего, вылечат: на то и есть мультимиллиардные планы Полсона и Обамы. Куда опаснее другое: на рынке маячит призрак нефтяного дефицита. Председатель ОПЕК, министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль утверждает, что мировой спрос на нефть начнет расти уже во второй половине 2009 года. То же предрекают и в МЭА, а к 2015 году прогнозируют дефицит предложения. А это приведет к проблемам не менее серьезным.
"Из-за недоинвестиций уже падает добыча, цены на нефть находятся на уровне 2007 года, а затраты компаний из-за инфляции выросли, - говорит старший аналитик "ВТБ Капитал" Лев Сныков, - да и маржа добывающих компаний после расчета налоговых пошлин при падающей нефти оказывается заниженной". Добыча будет падать на 0,2 процента ежегодно - до 9,7 миллиона баррелей в день в 2030 году. При этом рост спроса будет сочетаться с истощением действующих месторождений, что подтолкнет цены к новым рекордам. Тогда и 200 и 250 долларов за баррель не будет пределом. Но Россия может остаться в стороне от нового нефтебума. Российские компании не готовы к тому, чтобы наращивать производство. Падает не только добыча (за 11 месяцев на 0,5 процента по сравнению с тем же периодом 2007 года), но из-за высоких экспортных пошлин снижается и экспорт (на 15 процентов в минувшем ноябре к октябрю 2008 года). Между тем в прогнозах МЭР ничего не говорится о возможном возобновлении роста нефтяных цен или поддержке нефтяников. Компании готовятся к худшему. Конечно, слабый рубль отчасти поможет экспортерам, но не сможет компенсировать потери от сдувающегося нефтебумажного пузыря.
Андрей Красавин
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
