17 августа 2017 Financial One
Квантовое подразделение Goldman Sachs возрождается. Активы в сфере количественного инвестирования выросли до $110 млрд, пишет Bloomberg.
Десять лет назад внезапный мировой кризис алгоритмических хедж-фондов потряс бурно развивающуюся отрасль и обратил инвесторов в бегство. Компания Goldman Sachs Group Inc. была среди тех, кто особенно сильно пострадал. К 2012 году потери составили три четверти от $165 млрд, которые были вложены в алгоритмическую торговлю.
Гари Чропувка (Gary Chropuvka), один из двух партнеров, курирующих квантовое подразделение Goldman в Нью-Йорке, говорит, что он никогда не забудет те августовские дни 2007 года. Команда не потеряла веру в количественный подход к инвестированию, но пересмотрела стратегии, сократив использование левериджа и диверсифицировав портфель.
Десять лет спустя, команда вернула доверие к себе. Сейчас она управляет $100 млрд, аккумулированных в инвестиционных фондах, применяющий квантовые методы торговли, такие как smart beta стратегии и инструменты анализа больших данных. Все они подвержены воздействию таких факторов, как влияние соцсетей на потребителей. Но сегодня Чропувка столкнулся с более жесткой конкуренцией: практически каждый управляющий пытается заработать на алгоритмической торговле. Они делают ставки, используя торговые сигналы, и взимают минимальные комиссионные за биржевые операции.
«Мы вернулись туда же, откуда начали. Засучив рукава, мы перестроили наши стратегии на основе полученных уроков», – сорокапятилетний Чропувка сообщил в своем интервью, проходившем в штаб-квартире в Нью-Йорке.
Восстановление после падения
Активы Goldman под управлением алгоритмических стратегий достигли минимума в 2012 году, однако затем начали вновь расти.
В течение недели после 6 августа 2007 года, когда рынок высоко рискованных ипотечных ценных бумаг только начал трещать по швам, несколько квантовых фондов внезапно понесли существенные потери на коротких и длинных позициях. Профессор MIT Эндрю Ло и его коллега писали, что кризис был спровоцирован быстрым падением одного или нескольких портфелей крупных квантовых фондов, возможно, в результате маржин-колла или срабатывания системы риск-менеджмента. Это привело, согласно опубликованным ими в 2007 году материалам, к тому, что «от аналогичных портфелей начали стремительно избавляться, и именно эти портфели управлялись с помощью алгоритмов».
Фонд под названием Global Equity Opportunities в составе Goldman был первой ласточкой – в тот месяц потери составили 23%. Руководители фонда утверждали, что убыток был вызван использованием левериджа, а также тем, что многие менеджеры совершали одинаковые сделки.
«В долгосрочной перспективе успеха добиваются те менеджеры, которые используют нестандартные сигналы», – писал Goldman.
Настрой на стабильность
Сейчас команда квантов использует плечо только в отдельных случаях и следит за тем, чтобы определенные операции не совершались слишком многими людьми. По словам Чропувки, группа нацелена на «постоянный и стабильный доход» и не стремится к рекордам или получению сверхприбыли.
Смарт-бета (Smart Beta) – это значительная часть алгоритмического бизнеса Goldman. Активы составляют $77 млрд. По словам Эрика Балчунаса (Eric Balchunas), ETF-аналитика Bloomberg Intelligence, подразделение держит десятки миллиардов долларов в смарт-бета фондах, и именно эти фонды за последние несколько лет были наиболее успешными.
«Эти фонды обходятся гораздо дешевле, чем у конкурентов», – утверждает Балчунас.
Квантовые стратегии, основанные на анализе больших данных, управляют примерно $25 млрд, которые распределены по фондам взаимного инвестирования и другим продуктам. Кванты применяют технологии машинного обучения для анализа большого объема информации, включая движения по кредитным картам. Чропувка заявил, что они обнаружили 150 различных сигналов, которые повысят шансы команды принимать торговые решения, отличные от стратегий других алгоритмических фондов.
Иногда сигналы пропадают. Изменения рекомендаций аналитиков компаниям могут служить индикатором, но этим рекомендациям начинают следовать множество компаний, и предсказания перестают сбываться. Сейчас алгоритмы анализа естественного языка изучают тон отчетов аналитиков. Это неочевидный сигнал, и он все еще может приносить пользу.
Квантов стало слишком много
Кванты не боятся повторения паники 2007 года. Их гораздо больше беспокоит тот факт, что количество игроков увеличивается, а результативность снижается. Основатель компании Research Affiliates и один из пионеров смарт-бета инвестирования Роб Арнотт (Rob Arnott) утверждает, что приток средств в эту сферу может стать причиной убытков.
«Я призываю к осторожности по одной простой причине: людям свойственно стремиться к наилучшим результатам. Люди полагают, что я говорю о том, что использовать смарт-бета алгоритмы – это плохая идея. Я этого не утверждаю. Однако нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться в омут с головой», – сказал Арнотт журналу Bloomberg в июне этого года.
В информационном письме инвесторам по результатам второго квартала основатель компании Highfields Capital Management Джонатан Джекобсон (Jonathon Jacobson) поставил под сомнение устойчивость получения прибыли квантовыми фондами. «Сотни миллиардов долларов не могут одинаково эффективно инвестироваться на протяжении долгого периода. Я полагаю, мы вплотную приблизились к концу, нежели к началу получения впечатляющих доходностей», – писал он.
В своем декабрьском докладе Bloomberg указал на то, что не все маленькие смарт-бета фонды эксплуатируют одни и те же факторы, и потому страхи о том, что фондов становится слишком много, еще преждевременны.
Чропувка указывает, что квантовый подход к инвестированию не предполагает принятие машинами решений самостоятельно. Менеджеры по-прежнему разрабатывают стратегии и контролируют уровень рисков с целью предотвратить еще один коллапс.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба