27 ноября 2017 Finanz.ru
В Госдуме подготовили проект поправок к антиотмывочному закону 115-ФЗ, который направлен на защиту граждан от попадания в "черные списки" банковских клиентов, чьи счета блокируются без возможности разблокировки, сообщает "Коммерсант". Проект разработан депутатами при участии ЦБ и Росфинмониторинга.
Одной из важных новелл документа является прямой запрет для банков закрывать единственный счет клиента-физлица, если он используется для получения зарплаты или социальных выплат. Кроме того, банкам придется пояснять клиентам причины отказа в проведении операций или в открытии счета, чтобы те могли представить документы и доказать свою добросовестность.
Новый п. 13.4 ст. 7 проекта прямо указывает, что клиент вправе с учетом полученной от банка информации представить в течение десяти дней необходимые документы. Если банк после этого откажется исключить клиента из черного списка отказников (направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение), то клиент банка может подать жалобу в специальную межведомственную комиссию.
Разработчики обещают, что проект, с учетом критичности ситуации (с начала года под блокировку попали почти полмиллиона счетов) вступит в силу уже в 2018 году. По словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, он будет внесен в декабре сразу ко второму чтению. Зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин выразил надежду на то, что с принятием этого законопроекта добропорядочные клиенты банков будут в большей степени защищены от формальных подходов отдельных кредитных организаций.
Центробанк рассылает черный список с июня. В него попадают клиенты, которым отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает доступа к банковским услугам, таким клиентам отказывают в приеме на обслуживание и проведении платежей. С июня по октябрь количество отказников возросло с 200 тысяч до 460 тысяч человек, и механизма реабилитации до сих пор не существует.
Руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович считает, что новому проекту не хватает конкретики. "Бизнесу нужны четко работающие механизмы, а в тексте их нет", - заявила она. Глава коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго согласен, что проект "оставляет вопросы", и указывает на то, что если суммировать сроки рассмотрения жалобы клиента и принятия решения, то деньги у клиента банка могут "зависнуть" на два месяца.
Для компании замораживание средств на два месяца - это фактически банкротство, предупреждает юрист. К тому же, в документе нет ни слова про ответственность банка за необоснованное включение клиентов в черный список. По словам Аксакова, вопрос об ответственности банков - важный и глубокий, требующий тщательного анализа и детальной проработки. "Думаю, этот вопрос нужно будет поднять отдельно и внести отдельным проектом", - предположил он.
Ранее в этом месяце стало известно о том, что Банк России подготовил механизм реабилитации клиентов банков, которые были включены в "черные списки" и счета которых были заблокированы. В сообщении регулятора говорилось о том, что банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по основаниям, не связанным с риском отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Соответствующий механизм предусмотрен методическими рекомендациями Банка России и Росфинмониторинга.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Одной из важных новелл документа является прямой запрет для банков закрывать единственный счет клиента-физлица, если он используется для получения зарплаты или социальных выплат. Кроме того, банкам придется пояснять клиентам причины отказа в проведении операций или в открытии счета, чтобы те могли представить документы и доказать свою добросовестность.
Новый п. 13.4 ст. 7 проекта прямо указывает, что клиент вправе с учетом полученной от банка информации представить в течение десяти дней необходимые документы. Если банк после этого откажется исключить клиента из черного списка отказников (направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение), то клиент банка может подать жалобу в специальную межведомственную комиссию.
Разработчики обещают, что проект, с учетом критичности ситуации (с начала года под блокировку попали почти полмиллиона счетов) вступит в силу уже в 2018 году. По словам председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, он будет внесен в декабре сразу ко второму чтению. Зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин выразил надежду на то, что с принятием этого законопроекта добропорядочные клиенты банков будут в большей степени защищены от формальных подходов отдельных кредитных организаций.
Центробанк рассылает черный список с июня. В него попадают клиенты, которым отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает доступа к банковским услугам, таким клиентам отказывают в приеме на обслуживание и проведении платежей. С июня по октябрь количество отказников возросло с 200 тысяч до 460 тысяч человек, и механизма реабилитации до сих пор не существует.
Руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович считает, что новому проекту не хватает конкретики. "Бизнесу нужны четко работающие механизмы, а в тексте их нет", - заявила она. Глава коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго согласен, что проект "оставляет вопросы", и указывает на то, что если суммировать сроки рассмотрения жалобы клиента и принятия решения, то деньги у клиента банка могут "зависнуть" на два месяца.
Для компании замораживание средств на два месяца - это фактически банкротство, предупреждает юрист. К тому же, в документе нет ни слова про ответственность банка за необоснованное включение клиентов в черный список. По словам Аксакова, вопрос об ответственности банков - важный и глубокий, требующий тщательного анализа и детальной проработки. "Думаю, этот вопрос нужно будет поднять отдельно и внести отдельным проектом", - предположил он.
Ранее в этом месяце стало известно о том, что Банк России подготовил механизм реабилитации клиентов банков, которые были включены в "черные списки" и счета которых были заблокированы. В сообщении регулятора говорилось о том, что банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по основаниям, не связанным с риском отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Соответствующий механизм предусмотрен методическими рекомендациями Банка России и Росфинмониторинга.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу