Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Итоги год » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Итоги год

Подведение итогов года - укоренившаяся традиция. Это "действо" как салат Оливье: без него новый год, конечно, наступит, но будет каким-то "не таким". Итоги года уходящего тем более плодотворная тема
27 декабря 2008
Часть первая, внутриполитическая

"А был ли мальчик?"

Подведение итогов года - укоренившаяся традиция. Это "действо" как салат Оливье: без него новый год, конечно, наступит, но будет каким-то "не таким". Итоги года уходящего тем более плодотворная тема. 2008 - год "больших выборов" - был "вынужден" принести российскому обществу перемены, в задачи власти же входило, следуя в общем-то пожеланиям этого самого общества, сделать так, чтобы эти перемены особенно ничего не меняли. В общем и целом, по крайней мере, в пределах своих возможностей, власть с задачей справилась. В сухом остатке 2008 нам принес:

• Изменения в реальных полномочиях ветвей власти. На сегодняшний момент мы имеем полноценную работающую двучленную структуру "президент и премьер", в которой четко распределены обязанности, сферы компетентности и даже подчиненные. Структура эта, несмотря на опасения, высказываемые годом ранее, уже успела доказать свою жизнеспособность даже в критических условиях, не оставляя "камня на камне" от опасений по поводу разбалансировки процесса принятия решений. Видимо, решения принимаются по-прежнему там, где надо, и допущены к процессу все те же люди. Бюрократия тоже на редкость быстро и без видимых проблем решила вопрос тем, кому подчиняться, так что система по-прежнему стабильна настолько, насколько может быть стабильна персонифицированная политическая система.

• Изменения в Конституции, согласно которым президент будет теперь исполнять должностные обязанности 6 лет, а депутаты Госдумы - 5 лет. Опять же стабильность, ничего более. То есть последствия своего электорального выбора обществу придется терпеть дольше. В конце концов, в условиях, когда неправильный выбор сделать просто невозможно, это поможет экономить деньги на проведении выборов.

• Практически отсутствие ключевых изменений в других политических элитах, возможно, потому что стабильности и гарантий в год смены электорального цикла "алкала" не только широкая общественность. Правда, думается, что некоторые рокировки могли быть намеренно отложены на более поздний срок, однако, это уже дело года наступающего. Что касается партийных элит, после решения Владимира Путина возглавить "Единую Россию", по-видимому, еще достаточно долгие годы никакие изменения не могут считаться достаточно значимыми. Из незначительного: "Яблоко" сменило своего главу, в кулуарах носившего негласное прозвище "весь в белом". Объединившиеся СПС, Гражданская сила и ДПР явно претендуют, с благословления Кремля, восполнить собой вакуум правых партий с либеральными воззрениями. А вот "Солидарность", родившаяся из "Другой России", все более скатывается к маргинализации. Скорее всего, в условиях кризиса ликвидности, финансирование они будут получать все меньше и меньше.

• Изменения в некоторых региональных системах управления, из самых громких - увольнение по собственному желанию "хозяина Чукотки" Романа Абрамовича и отставка главы Ингушетии Мурата Зязикова. Последний, хотя и постоянно высказывал лояльность Кремлю, палку перегибал, и, пожалуй, явил собой один из наиболее наглядных примеров тезиса о том, что назначение губернаторов - более эффективный способ построения отношений "центр-субъект Федерации" при настоящем уровне развития института выборов в нашей стране. Возможно, стоит отметить и последнее громкое назначение бывшего оппозиционера Никиты Белых на пост губернатора Кировской области. О нем только неделю назад говорили, как о системном решении: оппозиционер, дескать, смог попасть во власть, а значит это "сигнал" Кремля. Во-первых, о самом этом кадровом решении можно будет судить только в следующем году, во-вторых, Кировская область, откровенно говоря, далеко не является "особенно" значимым в каком-либо отношении регионом. Но вот о сигналах, пожалуй, следует отметить отдельным пунктом чуть ниже.

• Практическое отсутствие изменений в функционировании и роли так называемых системных субъектов гражданского общества - неправительственных общественных организациях и СМИ. А ведь, напомним, многие прогнозировали или надеялись именно на эти изменения в связи с приходом к власти Дмитрия Медведева. Особенно эти надежды были характерны для иноземных наблюдателей и части отечественных, говоривших о надвигающейся "либерализации" российского общества. В итоге, если отбросить декларации, либерализация свелась к трактовке все тех же пресловутых разрозненных "сигналов" из Кремля, причем большинство из них сводилось к судьбе печально известных заключенных, среди которых один в настоящем теоретик-публицист, другая - мать троих детей и третий- трижды смертельно больной человек. Если подумать, то речь здесь совсем не о либерализации.

Вот, собственно, вкратце и все перемены уходящего внутриполитического года. Бурный электоральный год прошел, новогоднее поздравление будет зачитывать уже новый персонаж, а вопрос все старый - "а был ли мальчик"? Может, это и к лучшему. Российский политолог Георгий Сатаров в одной из своих статей писал: "Что такое демократия? Демократия - это способ случайной игры с неопределенным будущим". Несмотря на сравнительно небольшой опыт участия в этой игре, значительная часть российского общества, по видимому, слишком хорошо усвоила эти правила.

Часть вторая, внешнеполитическая

"Who are you to fucking lecture me"?
"Кто ты такой, чтобы, ... , читать мне нотации?"
Министр иностранных дел Сергей Лавров
(по версии "The Daily Telegraph")


Уходящий год во внешней политике был более чем богат на события. Было все: от открытого военного конфликта до восстановления старых союзов с пока не вполне понятными последствиями, было много новых инициатив на фоне неопределенного будущего инициатив старых, на которых пока, худо-бедно, но держится мировой порядок. В общем, все, что только могло быть во внешней политике региональной энергетической державы в год, когда цена на нефть за 6 месяцев изменилась с 147 долл за баррель до 40.

Собственно, свое первое "послевыборное" обещание - сделать СНГ главным вектором внешней политики - президент Медведев сдержал. Эту территорию мы уже совершенно однозначно назвали "зоной своих интересов" и в августе продемонстрировали, что стоять на этом будем до последнего. Конфликт с Грузией (безусловно, главное событие с участием российской стороны за прошедший год) вошел практически во все версии "главных итогов уходящего года" от отечественных и зарубежных наблюдателей, как событие наиболее повлиявшее на мировую политику. На самом деле таких "масштабных" последствий короткая военная компания как раз пока и не проявила: реакция "друзей" Грузии оказалась достаточно сдержанной, а "старые" европейцы посчитали более выигрышным для себя сделать акцент на успешной миротворческой миссии, закрыв глаза на кое-какие нюансы. В сухом остатке августовский кризис принес новые неспокойные "зоны ответственности" на Кавказе, опасный прецедент для федеративного устройства и нервозность ближайших соседей по СНГ, видимо, не ожидавших такой жесткой реакции Кремля и такого невнятного ответа Запада.

С нашими притязаниями на "привилегированные интересы" в СНГ пока согласилось и НАТО, причем дважды: в апреле (когда мы еще были "островком стабильности" и утверждали незыблемость норм международного права) и в декабре, когда ситуация уже "несколько" изменилась. Несомненно, вопрос только отложен, но он все-таки не решен, что можно считать в данных обстоятельствах наилучшим исходом. Следующий шаг будет зависеть от того, кто победит на выборах на Украине и как будет решаться вопрос власти в Грузии, включая и тот факт, что сама "грузинская карта" разыграна еще далеко не до конца.

Другой отличительной чертой российской внешней политики в 2008 стала небывалая креативность. Превращение Москвы в мировой финансовый центр, создание газовой ОПЕК и построение новой системы общеевропейской безопасности - основные предложения Кремля. Если первая идея пока отпала сама собой, то от остальных отмахнуться будет сложнее. Газовая "почти-ОПЕК" уже реальность; новая организация Форум стран-экспортёров газа (ФСЭГ), по официальной версии создателей, призвана защищать интересы производителей газа и пока картелем, наподобие ОПЕК, не является. Что до новой системы безопасности, то ее европейцам обсуждать все-таки придется, пусть и в рамках ОБСЕ - организации, которую Кремль всячески пытается ослабить. Ну, а если идеи ко двору не придутся, то альтернативный вариант президент также озвучил: размещение ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области.

И наконец, удивительная активность в уходящем году была проявлена на "незападном" направлении. Первый официальный саммит стран БРИК, визиты в Индию, Азию, Латинскую Америку - видимо, проявление пресловутой "многовекторности" политики. Активности было много, а вот принесут ли политические декларации реальный сопоставимый с усилиями КПД, покажет год наступающий.

В целом, даже несмотря на пикирующие цены на углеводороды и стремительно сокращающиеся наши ресурсы, называть уходящий год "переломным" ещё рано. О кардинальной смене политики или даже поведения под давлением обстоятельств речь пока не идет, а как будут дальше развиваться даже те события, о которых мы упомянули, будет ясно только в следующем году. Совершенно очевидны только две вещи: во-первых, 2008 еще раз доказал старую истину - политику определяет экономика, а во-вторых, эпиграф к аналогичной статье в следующем году точно изменится.

Татьяна Кузнецова