24 января 2018 smart-lab.ru Садов Иван
Год назад я сделал выбор, который принес инвесторам доходность, которая оказалась выше на 50%, чем другая альтернатива.
За год курс акций компании, которые я выбрал, SPR, COL, HEI выросли на 78%, 54% и 58% соответственно. А их конкурент, лидер рынка, с плохой бизнес моделью TDG вырос только на 28%. Все они — поставщики авиационного оборудования и запчастей. Данный рост произошел на фоне роста акций производителя самолетов Boeing на 122% за год.
Анализ проводился мной в одном из выпусков «Умнее Денег» на youtube. Программу для трейдеров я делал с Анатолием Радченко, он был ведущим, я – делал аналитику и писал сценарии к программам
[media=(https://www.youtube.com/watch?v=seqnIl60ZpY]
Тогда стоял вопрос – хороший ли выбор купить одного из лидеров индустрии? Ответ – нет, лучше инвестировать в конкурентов. Причина описана подробно ниже.
TransDigm – КРАСАВЕЦ
Валовая прибыль TransDigm равнялась 55%, когда Boeing получал только 14%. Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость продукции. У ее конкурентов HEICO и Spirit Aero Systems этот показатель был 36% и 16% соответственно.
Среднее отношение прибыли EBITDA к выручке по конкурентам составляет 12.4%, а у TransDigm – все 47%! Маржинальность (прибыльность бизнеса) была лучше, чем у конкурентов в 4 раза. Какой вывод из этого мог последовать – покупать? Это же лидер рынка! Да, если не знать того, как компания ведет свой бизнес.
ЗА СЧЕТ ЧЕГО ДОМИНИРУЕТ НА РЫНКЕ
Трансдайм – это “Valeant” в аэрокосмической индустрии. Компания имеет аналогичную бизнес модель, она:
1. Поглощает производителей авиакомплектующих
2. Сокращает персонал и расходы на исследования
3. Завышает цены
Благодаря такой стратегии компания получает 75% всех своих доходов от продуктов, где она является единственным поставщиком. TransDigm поднимала цену комплектующих на сотни процентов после поглощения компаний, владевших патентами на оригинальные запчасти.
Проблема №1 — ДОЛГ
В результате затрат на поглощения на балансе появился значительный долг, который превышал EBITDA в 7 раз. У конкурентов этот показатель не превышал 1.4.
Проблема №2 – РАСХОДЫ НА ИССЛЕДОВАНИЯ (R&D)
Доход TransDigm зависит от продаж запчастей, которые нужны самолетам на старой платформе. Когда эти модели будут списаны, то компании нечего будет предложить, так как у нее низкие расходы на научные исследования — $59 млн. Конкурент Rockwell Collins тратил $845 млн, а HEICO — $45 млн. В процентном соотношении к доходу HEICO тратила в 2 раза больше на R&D, чем TransDigm. А затраты на R&D обеспечивают будущие продажи.
Проблема №3 – «ДЖЕНЕРИКИ» В АВИАЦИИ
Программа PMA, которая позволяет устанавливать неоригинальные запчасти на воздушные суда в ходе послепродажного обслуживания. Цены на такие запчасти ниже оригинальных от TransDigm на 40%-80%.
Проблема №4 – КЛЮЧЕВАЯ
Основной проблемой для Valeant было то, что ограничено количество компаний, обладающих патентами, которые можно поглотить. Рано или поздно сценарий развития должен зайти в тупик. Отрицательный результат от стратегии TransDigm проявился уже в 2017 году: компания сократила объём своих поглощений с обычных $1.5 млрд до $140 млн.
Вывод из анализа следовал один – конкуренты заслуживают денег инвестора гораздо больше, чем TransDigm. Благодаря сильному росту в индустрии (покупатель Boeing вырос на 122%), акция TransDigm поднялась на 28%. Но конкуренты за это время прибавили на 50% и 30% больше.
Данный пример указывает на то, как важно разбираться не только в данных по прибыли, маржинальности, P/E и других оценочных показателях. Но и находить источники этой самой прибыли в компании, быть в курсе новостей по индустрии. Разобраться конкретно в этом случае помог отчет Citron Research.
P.S. Выпуски «Умнее Денег» про SNAP, ОФЗ, Спец Выпуск и Криптовалюта делал не я. Поэтому ответственности за доходность SNAP не несу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба