Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Вымирающий вид » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Вымирающий вид

1 февраля 2018 banki.ru
Федеральная антимонопольная служба, которая всегда упорно (и безуспешно) выступала против политики огосударствления банковской системы, вдруг получила поддержку Банка России.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров в интервью агентству «Прайм» сообщил, что предложения службы, направленные на запрет для госбанков и других аффилированных с государством организаций покупки блокпакетов акций частных кредитных организаций, были поддержаны первым зампредом ЦБ Дмитрием Тулиным. С исключениями для ситуаций, когда речь идет о спасении банков, оказавшихся на грани банкротства. Как можно понять из интервью, следующим шагом ФАС будет разработка соответствующих поправок в закон о банковской деятельности.

Нетрудно понять, и это подтверждает сам Кашеваров, что при реализации предложения ФАС рассыпается стройная схема перехода контроля над банком «Открытие» (а возможно, и Бинбанком с Промсвязьбанком) к ВТБ, который планировал выкупить у ФКБС акции после оздоровления. Позиция антимонопольщиков — все три банка должны быть проданы только частным инвесторам. Причем по отдельности, потому что так получится дороже. Андрей Костин уже выразил свой протест относительно того, что антимонопольная служба пытается нарушить принцип равных условий для всех игроков рынка.

Позиция ФАС и Банка России ни в чем не противоречит мнению президента РФ Владимира Путина о роли ЦБ в увеличении доли государства в банковской системе, высказанному на итоговой пресс-конференции в декабре 2017 года: «Я слышу эту критику в адрес Центробанка, что Центробанк огосударствливает банковскую систему. Но у нас сейчас 521 банк, а кредитных учреждений еще больше. Кроме того, ЦБ нам говорит, что если что-то забирает, то с целью дальнейшей приватизации». Просто тогда это казалось однозначной поддержкой предложенной схемы оздоровления трех крупных банков. А сейчас оказывается, что могут быть интерпретации и нюансы.

Интересно, что Андрей Кашеваров не стал называть долю, которую государство контролирует в банковской системе. По его словам, когда эту долю начали считать, «оказалось, что сделать это крайне затруднительно». «Затруднительно», потому что непонятны критерии подсчета и слишком много сегментов, в которых доля окажется совершенно разной. В капитале она одна, в контроле — другая, в кредитовании — третья. Например, на рынке вкладов банкам с государственным контролем принадлежит 72,1%. Это если считать с банком «Возрождение», который вроде еще формально частный, но которым, скорее всего, расплатятся за грехи бывших акционеров Промсвязьбанка. Если без «Возрождения» — то 71,5% всех частных вкладов. То есть у частных банков скоро не останется даже блокирующего пакета в этом сегменте. И еще стоит учитывать, что первую скрипку после госбанков играют банки с иностранным капиталом, потому что ответственные вкладчики (то есть в силу своих вложений ответственные, они же «превышенцы») после чистки банковского сектора ведут себя очень осторожно.

С контролем над активами все обстоит немногим лучше (или хуже, если смотреть из других, простите, окопов). 63,8% принадлежит государству на начало 2018 года (с «Возрождением»), 56,6% было на середину 2017 года, 57,1% — на начало 2017-го. То есть здесь до санации крупных банков даже вроде как велась борьба с огосударствлением. С переменным успехом. Но победил все равно «лесник». Кто бы сомневался.

Если следовать логике главных защитников расширения контроля государства в банковском секторе, а также некоторых вкладчиков и других интересантов, такое положение дел даже к лучшему. Банки же стали устойчивее, когда превратились в квазигосударственные, разве нет? Так же считают и в ЦБ. И с этим соглашается Кашеваров. Но проблема в том, что у государства в лице ЦБ не остается методов воздействия на «родственников». Ни у одного из них никогда не была отозвана лицензия или даже хотя бы приостановлен приток средств во вклады. Все покрывается или бюджетными деньгами, или надзорно.

А еще с точки зрения международной ситуации в России растет доля банков, потенциально подверженных риску попасть под санкции. Помните очень большое неудобство в 2014 году, когда вдруг оказалось, что все госбанки под прицелом, карточки могут заблокировать, а НСПК нет даже в проекте? То чувство беспомощности быстро забылось, и государство вместо того, чтобы приватизировать уже имеющееся, стало больше «подгребать» под себя.

Впрочем, все делалось под благовидным предлогом — за последние годы каждое увеличение доли государства в секторе проводилось под предлогом спасения банков и предотвращения кризисных ситуаций. Благо машина по отзыву лицензий и наложению санкций работает без перебоев.

Навскидку не могу вспомнить ни одного частного банка, контроль над которым перешел бы к государству при полном согласии сторон по рыночной цене, а не в связи со стечением обстоятельств. Потому от новых правок закона, если они будут одобрены, не следует ждать большой эффективности. Все может упереться в отсутствие подходящих инвесторов, как это случилось, например, с «Глобэксом». И тогда закон опять подправят. Не впервой. Но пока вымирающей популяции частных банков оставили надежду на выживание. Пусть надеются.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу