Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как и почему мои экономические прогнозы на 2018 год могут оказаться ошибочными » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как и почему мои экономические прогнозы на 2018 год могут оказаться ошибочными

19 февраля 2018 goldenfront.ru
Мои экономические прогнозы на 2018 г., изложенные в предыдущей статье, (см. ее здесь на Goldenfront) описывают, как, на мой взгляд, произойдет естественный коллапс фондового рынка (и экономики в целом), если какое-нибудь непредвиденное событие (черный лебедь) не даст ему под дых еще до того, как он рухнет из-за спада собственного роста, вызванного налоговыми сокращениями Трампа (Trump). Данные прогнозы основаны на тенденциях, которые, по моему мнению, будут преобладать. Однако всегда есть и контртенденции, и о них тоже следует знать.

Действия Федеральной резервной системы (ФРС) – одна из важнейших тенденций

Прежде всего, мои прогнозы предполагают, что действия ФРС будут соответствовать обещаниям. Я не могу знать, будет ли ФРС делать то, что обещает, но я основываю свои прогнозы на наиболее вероятных тенденциях.

Последние 8 лет ФРС делала почти то же, что обещала. Она предсказуемо очень долго увеличивала денежную массу, после того как это было анонсировано. Она, как и обещала, долгое время снижала процентные ставки. Она, как и обещала, очень медленно и терпеливо поднимала ставки, хотя она намекала на это задолго до того, как стала это делать. Но все же когда зазвучали четкие обещания начала повышения ставок, оно действительно началось в том же году (на последнем в году заседании ФРС). Она завершила количественное смягчение тогда, когда обещала, хоть и не совсем так, как многие ожидали. Другими словами, ФРС прекратила создавать новые деньги для покупки облигаций, но продолжила реинвестировать проценты с удерживаемых облигаций, что означало некоторые дополнительные покупки облигаций, – важная замалчиваемая деталь. Наконец, ФРС теперь сокращает свой баланс, непосредственно после того, как пообещала сделать это (хотя, похоже, на меньшие суммы, чем было обещано).

В целом ФРС предсказуемо делала то, что обещала. Поэтому я считаю ее заявления о сворачивании количественного смягчения первым важным изменением тенденций, представляющим существенную разницу между этим годом и ЛЮБЫМ предыдущим. Конечно, если ФРС не выполнит обещаний, одна из важнейших тенденций, лежащих в основе моих прогнозов, перестанет поддерживать мои предсказания. И если ФРС изменит курс на обратный (вернется к увеличению количественного смягчения), это станет серьезной контртенденцией для моих прогнозов.

Крупнейшая потенциальная контртенденция – налоговые сокращения Трампа

Хотя я принял их в расчет, у меня нет истории, позволяющей оценить их реальное влияние. Если бы изменение сделанной мною в 2017 г. ставки на то, что экономика рухнет до середины 2018 г., не было нечестным, я бы склонялся к тому, чтобы отвести всеобщему экономическому коллапсу больше времени… теперь, когда вижу размер и масштабы налоговых сокращений, которых Трампу все же удалось добиться. В 2017 г., когда Трамп не мог даже добиться от республиканцев отмены программы Obamacare, несмотря на их обещания ее уничтожить, не было ясно, что ему удастся добиться налоговых сокращений (так как некоторые республиканцы могли воспротивиться увеличению долга – ведь они делали вид, что это их волнует… хотя я никогда по-настоящему им не верил).

Еще одна причина, почему я склоняюсь к тому, чтобы отвести экономическому коллапсу больше времени в сравнении с данным в 2017 г. прогнозом, – это то, что эти налоговые сокращения были приняты на несколько месяцев позже изначальной цели Трампа – августа прошлого года, – что отодвигает сроки их изначального благоприятного влияния. Ясно, что преимущества будут максимально сосредоточены на начальном этапе из-за разовой репатриации иностранных доходов. Как бы то ни было, я решил оставить свои прогнозы на 2018 г. достаточно близкими к более ранним прогнозам, понимая, что я стою на зыбкой почве. Конечно, если все будет разворачиваться не так, как прогнозировалось, я не откажусь от конечных сроков, обещанных мною в 2017 г., но мои прогнозы на 2018 г. сейчас тяготеют к тому, что экономический коллапс начнется ближе к концу года.

Очевидно, что фондовый рынок испытывает эйфорию по поводу Трампа – больше, чем я мог ожидать после вялых лет Обамы (Obama). Тот факт, что налоговые сокращения воплотились в реальность, определенно улучшает корпоративные доходы после уплаты налогов, что существенно улучшает коэффициенты цена/прибыль (P/E), выглядевшие крайне неустойчивыми. Многие инвесторы используют эти коэффициенты, чтобы определить, не переоценены ли акции. Однако крупное улучшение коэффициентов P/E никак не связано с каким-либо улучшением продаж или доходов до уплаты налогов. Они лишь улучшают прибыль после уплаты налогов, выступающую знаменателем коэффициента. Но на поверхности сейчас у по-бычьи настроенных инвесторов меньше причин считать коэффициенты P/E переоцененными.

Хотя я принял в расчет налоговые сокращения Трампа в своих прогнозах на 2018 г., я считаю, что вполне вероятно, что я все еще недооцениваю их влияние. Их корпоративный акцент делает их существенно отличными от налоговых сокращений Рейгана (Reagan) или Буша (Bush), так что мы можем отталкиваться лишь от теории. Если налоговые сокращения Трампа означают больше денег для инвесторов, чем я предполагаю, или если ФРС будет проводить свое сворачивание медленнее, чем было обещано, то это будут существенные контртенденции для моих прогнозов.

Не думаю, что какая-либо из этих возможностей изменит конечный исход, но они явно могут немного отодвинуть сроки. Однако цель моих прогнозов – не просто «оказаться правым», но изложить то, что, по моему мнению, представляет основные тенденции. Так что в любом случае будет интересно посмотреть, как будут соревноваться эти две противоположные динамики. Превзойдет ли прилив налоговых льгот отлив количественного смягчения?

Ни одна из этих важных противоположных тенденций не существовала до избрания Трампа; и еще слишком рано, чтобы быть уверенным в траектории для какой-либо из них, так как у нас нет такого опыта. (Даже астрономам нужно увидеть астероид второй раз спустя какое-то время после первого наблюдения, чтобы быть уверенными, столкнется ли он с Землей или пройдет мимо, а ведь траектории астероидов – одна из самых стабильных вещей во вселенной).

Как бы то ни было, начался взлет фондового рынка.

Происходит взлет, но как это выглядит в Стране чудес?

Темп роста в ралли Трампа настолько поразителен, что даже некоторые вечные быки сейчас говорят, что рынок находится на стадии взлета, когда входят последние мелкие розничные покупатели, жалеющие, что пропустили первую часть ралли. В то же время многие медведи зализывают раны и вступают в игру, пока не упустили всю прибыль. Все с обеих сторон признают, что стадия, когда все мелкие игроки скупают акции, – это последняя стадия любого бычьего рынка. Поэтому даже некоторые аналитики, обычно придерживающиеся бычьих взглядов, начинают верить, что рынок перегрет и должен рухнуть.

Я тоже в это верю. Фондовый рынок перегрет и должен обвалиться. Перегрев начался еще с избранием Трампа, так как рынок стремительно рос на одной лишь надежде на повышение налогов, которого могло и не произойти. (В таком случае обвал был бы очень сильным). Помимо того, что цены росли стремительнее, чем когда-либо, объем торгов на следующий день после избрания Трампа упал и дальше оставался на таком же уровне. А значит, присоединились мелкие игроки. Похоже, в игру вступают все подряд, что указывает на то, что рынок запросто может обвалиться в середине года.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ (и это самое важное предостережение) мы никогда не видели, как выглядит взлет фондового рынка в таких странных условиях. Учтите: 1) исторически экстраординарную массу созданных ФРС в предыдущие годы новых денег, на которых теперь держится рынок; 2) исторически экстраординарный размер только что принятых новых налоговых льгот; 3) тот факт, что впервые за долгое время налоговые льготы нацелены преимущественно на корпорации, где они будут использоваться для выкупа акций и дивидендов. Все масштабы настолько превосходят всё, что нам приходилось наблюдать, что существует возможность, что взлет будет намного выше и круче, чем то, что кто-либо раньше видел или мог представить.

Это запросто может быть всем взлетам взлет, что превзойдет бурные дни роста доткомов или лучшие дни пузыря недвижимости. В конце концов, это «пузырь всего». Никто раньше не видел схлопывания «пузыря всего», так что кто знает, насколько высоко может подняться эйфория, прежде чем произойдет обвал?

Акции и облигации больше не связаны

Акции и облигации долгое время росли и падали вместе, что совершенно противоположно их историческому взаимодействию. Сейчас, похоже, с началом сворачивания количественного смягчения ситуация меняется, потому что именно количественное смягчение вывернуло наизнанку нормальную взаимосвязь. Теперь все вроде нормализуется, так как цена акций падает, тогда как цена акций растет еще быстрее. Таким образом, подумайте, что произойдет, если деньги также начнут мигрировать из ненадежных фондов облигаций. Данные деньги будут искать новое пристанище, а фондовый рынок сейчас выглядит заманчиво. Следовательно, так взлет фондового рынка может продлиться еще дольше.

Учитывая все это, я считаю, что установленный в моей изначальной ставке срок – середина года – выглядит шатко (хотя это была ставка на экономику в целом, а не конкретно на фондовый рынок). Тем не менее ставка сделана. Так что, возможно, мне придется извиниться, как я и обещал, если прогнозируемые мною сроки экономического коллапса отодвинутся из-за всех изменений, случившихся со времени ставки.

Долговой монстр правит бал

Растущая вероятность обвала рынка облигаций может помочь сделанным мною в 2017 г. прогнозам сбыться вовремя, даже если облигации способствуют росту акций, потому что обвал рынка облигаций будет более разрушительным, чем обвал фондового рынка. По сути, чем лучше чувствует себя фондовый рынок, тем больше вероятность вывода денег из фондов облигаций сейчас, когда, судя по всему, восстанавливается исторически нормальное взаимоотношение.

Чтобы фонды облигаций рухнули, облигациям не обязательно полностью обесцениться. У них возможен обвал ликвидности просто потому, что деньги начнут выводиться, отчасти из-за опасений инвесторов, что ставки по облигациям могут вырасти (что сделает облигации, уже находящиеся в этих фондах, менее ценными) и отчасти просто потому, что облигации для инвесторов – последний ресурс, где можно найти больше денег, чтобы инвестировать в бушующий фондовый рынок.

В конечном счете, как я всегда говорил, все поглотит ОГРОМНАЯ ПРОПАСТЬ ДОЛГА, и облигации теснее связаны с этим долгом, чем акции. Таков всегда был мой главный тезис. Вероятность взрыва долга при Трампе не снизилась. Все якобы позитивные изменения продолжают строиться на огромном и постоянно растущем переизбытке долга. Так что я не сомневаюсь, что экономика движется к пропасти… и придет к ней.

Налоговые сокращения Трампа практически гарантируют, что переизбыток федерального долга станет еще хуже, и его планы по стимулированию – если хоть какие-то из них примет конгресс – еще больше ухудшат правительственный долг. Рано или поздно все это рухнет, вместе с чрезмерным бременем личных долгов в США (и всех других странах), оставив после себя лишь руины. В настоящее время федеральный долг ежегодно налагает на американскую экономику бремя размером полтриллиона долларов. Не думаю, что дня расплаты за все эти десятилетия расточительности придется ждать очень долго, даже при нынешней рыночной мании, вызванной большой налоговой отсрочкой Трампа.

Я не верю налоговым советникам Трампа – Ларри Кудлоу (Larry Kudlow), Стивену Муру (Stephen Moore), Гэри Кону (Gary Cohn) и Стивену Мнучину (Steven Mnuchin), – говорящим, что налоговые сокращения окупятся. Если реформы Трампа, как я предполагаю, существенно увеличат долг, они в долгосрочной перспективе значительно усугубят наши основополагающие экономические проблемы, ускорив приближение долгового краха.

Однако в краткосрочной перспективе расточительство Трампа и финансируемые за счет долга налоговые льготы могут оказаться весьма забавными. Они определенно представляют собой ракету для 1% самых богатых людей – таких как Трамп и его друзья. Неизвестно, сколько остальных смогут запрыгнуть на эту ракету и получить удовольствие от полета. Скорее всего, не много; но сейчас мы близимся к самому концу – это триумфальный метеорный полет для тех, кто может себе это позволить, а не медленное скатывание в долговую пропасть, наблюдавшееся при Обаме.

Трамп говорил, что нас ждут буйные хорошие времена для корпоративных кредитных карт! Буйные, но не праведные. Мы будем резвиться, как никогда прежде. Тем, кто придет после нас, останутся лишь тлеющие руины, но это их проблемы! (Так принято думать). Очень жаль тех, кто унаследует апокалиптический мир нашего огромного долгового коллапса! Очень жаль!

http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу