27 февраля 2018 finversia.ru
Этим летом, 1 июня вступит в силу документ под названием «Базовый стандарт совершения брокером операций на финансовом рынке», опубликованный Банком России некоторое время назад. Что означает этот нормативный акт для брокерских компаний? Почувствуют ли изменения их клиенты? Ответы, как выяснилось, могут быть разными.
В Банке России отмечают, что стандарт направлен на защиту интересов инвесторов. Он закрепляет универсальные принципы, на основании которых брокер совершает операции по исполнению поручений клиентов и использованию их денежных средств и ценных бумаг. В частности, документ предусматривает, что «брокер должен принимать все разумные меры для исполнения поручений клиента на лучших условиях», и определяет критерии их исполнения. Если же брокер вынужден отступить от принципа совершения операций на лучших условиях (в интересах клиента либо в связи с другими обстоятельствами), то он обязан объяснить свои действия по требованию клиента или саморегулируемой организации брокеров.
Помимо этого базовый стандарт подразумевает использование так называемых «длящихся поручений» (то есть тех, которые можно использовать неоднократно) только для закрытия и переноса позиции клиента. В нём содержатся положения, препятствующие брокеру на основании «длящихся поручений» управлять активами клиента.
Стандарт разработан СРО брокеров в соответствии с требованиями регулятора. Он вступит в силу 1 июня 2018 года и будет обязательным для исполнения всеми профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, вне зависимости от членства в СРО.
- Документ призван стимулировать формирование и развитие добросовестных практик в этом сегменте финансового рынка, - отмечает пресс-служба Банка России.
А что думают сами участники рынка?
Ничего революционного
По мнению заместителя генерального директора, начальника управления внутреннего контроля компании «Открытие Брокер» Галины Кобзаренко, стандарт не вводит никаких революционных изменений.
- По существу, в отношении использования денежных средств документ повторяет все то, что уже было написано в иных нормативных правовых актах. В том числе, например, стандарт не запрещает использование денежных средств клиентов брокерам-кредитным организациям. Брокера-некредитные организации и ранее имели, и сейчас имеют возможность использовать денежные средства клиентов в силу статьи 3 Закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ, если такое право прописано в брокерском договоре соответствующего брокера, - поясняет Галина Кобзаренко.
Принципиальных новаций стандарт не содержит, соглашается директор по комплаенсу и управлению рисками компании General Invest Ольга Муратова. «Лучшие брокерские дома в любом случае следуют всем описанным в документе принципам. Но так как некоторые из них не были ранее чётко обозначены, они находились в «серой» зоне законодательства. Теперь появилось однозначное толкование позиции ЦБ, что можно и что нельзя делать», - добавляет Ольга Муратова.
- Подобного рода нормативы давно существуют на развитых рынках. При этом применение данного стандарта в РФ вполне своевременно для нашего сравнительно молодого рынка, - говорит руководитель управления по работе с физлицами компании «Финам» Дмитрий Леснов. – Стандарт направлен на исключение недобросовестной практики при исполнении поручений клиентов, использовании их денежных средств и ценных бумаг, на защиту интересов клиентов.
Всего наилучшего
Первое и самое главное, ради чего базовый стандарт был разработан – это введение требования об исполнении брокерами клиентских поручений на наилучших условиях (и правил его исполнения), полагает Галина Кобзаренко.
«В большинстве случаев это справедливо для внебиржевых операций. Так как у клиента, торгующего на биржевом рынке, есть стакан котировок, и он сам может для себя выбрать наилучшую из котировок, по которой он может совершить сделку», - комментирует Дмитрий Леснов.
Брокеры должны будут разработать и разместить на сайте внутренний документ в соответствии с требованиями «best execution» по исполнению клиентских ордеров, добавляет Ольга Муратова. Ранее подобные вещи были в общих чертах закреплены в стандартах СРО.
Брокерские услуги – это вам не ДУ
Второе, и не менее важное требование стандарта – это положение, позволяющее минимизировать кредитные риски клиентов, у которых брокеры берут ценные бумаги в заём.
- И, пожалуй, третье, что стоит отметить – это ограничение излишне вольного использования т.н. условных или длящихся поручений для организации де-факто доверительного управления под видом оказания брокерских услуг, - считает Галина Кобзаренко. – При этом для заключения так называемых сделок переноса или принудительного закрытия, объективно необходимых для управления рисками при оказании брокерских услуг «с плечом», возможность использовать т.н. условные или длящиеся поручения сохранена.
«Думаю, что всем брокерским компаниям следует проанализировать свою практику, и почти все найдут некоторые моменты, которые стоит усовершенствовать в соответствии с новым стандартом», - полагает Ольга Муратова. «Можно предположить, что для реализации этого документа брокерам потребуется вносить ряд изменений в свои бизнес-процессы, чтобы в полной мере соответствовать «духу» данного стандарта», - соглашается Дмитрий Леснов.
Что касается клиентов брокерских компаний, то изменения почувствуют только те из них, от кого принимали длящиеся поручения, считают эксперты. От этой практики придётся отказаться.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В Банке России отмечают, что стандарт направлен на защиту интересов инвесторов. Он закрепляет универсальные принципы, на основании которых брокер совершает операции по исполнению поручений клиентов и использованию их денежных средств и ценных бумаг. В частности, документ предусматривает, что «брокер должен принимать все разумные меры для исполнения поручений клиента на лучших условиях», и определяет критерии их исполнения. Если же брокер вынужден отступить от принципа совершения операций на лучших условиях (в интересах клиента либо в связи с другими обстоятельствами), то он обязан объяснить свои действия по требованию клиента или саморегулируемой организации брокеров.
Помимо этого базовый стандарт подразумевает использование так называемых «длящихся поручений» (то есть тех, которые можно использовать неоднократно) только для закрытия и переноса позиции клиента. В нём содержатся положения, препятствующие брокеру на основании «длящихся поручений» управлять активами клиента.
Стандарт разработан СРО брокеров в соответствии с требованиями регулятора. Он вступит в силу 1 июня 2018 года и будет обязательным для исполнения всеми профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, вне зависимости от членства в СРО.
- Документ призван стимулировать формирование и развитие добросовестных практик в этом сегменте финансового рынка, - отмечает пресс-служба Банка России.
А что думают сами участники рынка?
Ничего революционного
По мнению заместителя генерального директора, начальника управления внутреннего контроля компании «Открытие Брокер» Галины Кобзаренко, стандарт не вводит никаких революционных изменений.
- По существу, в отношении использования денежных средств документ повторяет все то, что уже было написано в иных нормативных правовых актах. В том числе, например, стандарт не запрещает использование денежных средств клиентов брокерам-кредитным организациям. Брокера-некредитные организации и ранее имели, и сейчас имеют возможность использовать денежные средства клиентов в силу статьи 3 Закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ, если такое право прописано в брокерском договоре соответствующего брокера, - поясняет Галина Кобзаренко.
Принципиальных новаций стандарт не содержит, соглашается директор по комплаенсу и управлению рисками компании General Invest Ольга Муратова. «Лучшие брокерские дома в любом случае следуют всем описанным в документе принципам. Но так как некоторые из них не были ранее чётко обозначены, они находились в «серой» зоне законодательства. Теперь появилось однозначное толкование позиции ЦБ, что можно и что нельзя делать», - добавляет Ольга Муратова.
- Подобного рода нормативы давно существуют на развитых рынках. При этом применение данного стандарта в РФ вполне своевременно для нашего сравнительно молодого рынка, - говорит руководитель управления по работе с физлицами компании «Финам» Дмитрий Леснов. – Стандарт направлен на исключение недобросовестной практики при исполнении поручений клиентов, использовании их денежных средств и ценных бумаг, на защиту интересов клиентов.
Ольга Муратова:
– До настоящего времени многие основополагающие принципы добросовестного совершения брокером операций на финансовом рынке не были детально прописаны в нормативных документах, многие аспекты потенциально недобросовестных практик в брокерских компаниях пытались регулировать только на уровне внутренних стандартов СРО. В ходе проверок (выездных и камеральных) Банка России сложился перечень типовых нарушений, совершаемых брокером в своей деятельности, которые сначала были анонсированы в ходе доклада в ЦБ в сентябре 2017 года, а потом, в начале 2018 года были закреплены в документе «Базовый стандарт совершения брокером операций на финансовом рынке». Стандарт вместе с Информационным письмом ЦБ РФ о недобросовестных практиках профучастников охватывает большую часть негативных практик, применяемых в брокерской деятельности.
– До настоящего времени многие основополагающие принципы добросовестного совершения брокером операций на финансовом рынке не были детально прописаны в нормативных документах, многие аспекты потенциально недобросовестных практик в брокерских компаниях пытались регулировать только на уровне внутренних стандартов СРО. В ходе проверок (выездных и камеральных) Банка России сложился перечень типовых нарушений, совершаемых брокером в своей деятельности, которые сначала были анонсированы в ходе доклада в ЦБ в сентябре 2017 года, а потом, в начале 2018 года были закреплены в документе «Базовый стандарт совершения брокером операций на финансовом рынке». Стандарт вместе с Информационным письмом ЦБ РФ о недобросовестных практиках профучастников охватывает большую часть негативных практик, применяемых в брокерской деятельности.
Всего наилучшего
Первое и самое главное, ради чего базовый стандарт был разработан – это введение требования об исполнении брокерами клиентских поручений на наилучших условиях (и правил его исполнения), полагает Галина Кобзаренко.
«В большинстве случаев это справедливо для внебиржевых операций. Так как у клиента, торгующего на биржевом рынке, есть стакан котировок, и он сам может для себя выбрать наилучшую из котировок, по которой он может совершить сделку», - комментирует Дмитрий Леснов.
Брокеры должны будут разработать и разместить на сайте внутренний документ в соответствии с требованиями «best execution» по исполнению клиентских ордеров, добавляет Ольга Муратова. Ранее подобные вещи были в общих чертах закреплены в стандартах СРО.
Брокерские услуги – это вам не ДУ
Второе, и не менее важное требование стандарта – это положение, позволяющее минимизировать кредитные риски клиентов, у которых брокеры берут ценные бумаги в заём.
- И, пожалуй, третье, что стоит отметить – это ограничение излишне вольного использования т.н. условных или длящихся поручений для организации де-факто доверительного управления под видом оказания брокерских услуг, - считает Галина Кобзаренко. – При этом для заключения так называемых сделок переноса или принудительного закрытия, объективно необходимых для управления рисками при оказании брокерских услуг «с плечом», возможность использовать т.н. условные или длящиеся поручения сохранена.
«Думаю, что всем брокерским компаниям следует проанализировать свою практику, и почти все найдут некоторые моменты, которые стоит усовершенствовать в соответствии с новым стандартом», - полагает Ольга Муратова. «Можно предположить, что для реализации этого документа брокерам потребуется вносить ряд изменений в свои бизнес-процессы, чтобы в полной мере соответствовать «духу» данного стандарта», - соглашается Дмитрий Леснов.
Что касается клиентов брокерских компаний, то изменения почувствуют только те из них, от кого принимали длящиеся поручения, считают эксперты. От этой практики придётся отказаться.
Дмитрий Леснов:
- Брокеры могут и не соблюдать данного рода стандарты, но тогда они могут лишиться значительной части своей клиентской базы. А для такого высококонкурентного бизнеса, как брокерский, это может оказаться губительным. Если брокер в интересах клиента или по другим причинам вынужден отступить от принципа исполнения поручения клиента на наилучших условиях, то он обязан объяснить свои действия по требованию клиента или саморегулируемой организации. В конечном счете, если одна и так же компании с регулярностью будет по этой причине попадать в поле зрения СРО или регулятора, то рано или поздно анализом деятельности такой компании могут заняться соответствующие подразделения ЦБ.
- Брокеры могут и не соблюдать данного рода стандарты, но тогда они могут лишиться значительной части своей клиентской базы. А для такого высококонкурентного бизнеса, как брокерский, это может оказаться губительным. Если брокер в интересах клиента или по другим причинам вынужден отступить от принципа исполнения поручения клиента на наилучших условиях, то он обязан объяснить свои действия по требованию клиента или саморегулируемой организации. В конечном счете, если одна и так же компании с регулярностью будет по этой причине попадать в поле зрения СРО или регулятора, то рано или поздно анализом деятельности такой компании могут заняться соответствующие подразделения ЦБ.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу