Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Это не цикл, это перезапуск» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Это не цикл, это перезапуск»

Уоррен Баффетт полагает, что в США царит «экономический Перл-Харбор»,а Барак Обама идеально подходит на роль «верховного главнокомандующего экономики». Однако Баффет предупреждает, что не стоит ожидать «чудесного» разворота в следующие несколько месяцев
20 января 2009

Уоррен Баффетт полагает, что в США царит «экономический Перл-Харбор»,а Барак Обама идеально подходит на роль «верховного главнокомандующего экономики». Однако Баффет предупреждает, что не стоит ожидать «чудесного» разворота в следующие несколько месяцев.


Том Брокоу (Tom Brokaw), NBC News:
— Я описывал нынешнюю ситуацию, как некий «внутренний эквивалент» страны. Можно ли это назвать преувеличением?


Уоррен Баффетт (Warren Buffett):
— В сентябре я говорил, что это экономический Перл-Харбор. Страна сталкивается с трудностями, с которыми она не сталкивалась со времен Второй Мировой войны.


И это вызывает страх. И непонятно, что нужно делать. Пока все выглядит так, как будто мы проигрываем. Именно так все выглядит. Примечательно, что мы несли потери после Перл-Харбора какое-то время. Но американцы никогда не сомневались в победе. У нас был такой настрой. Я думаю, что сейчас все словно «парализованы».


— Подходит ли Барак Обама на роль главнокомандующего экономики?


— Он абсолютно подходит на роль главнокомандующего. Есть еще кое-что, что, по-видимому, характерно для американцев. Мы выбираем тех лидеров, которые как раз нужны в тот или иной момент времени. Касается ли это Линкольна, Рузвельта. И я бы сказал то же об Обаме. Вряд ли можно было бы найти лучшую кандидатуру.


— Но почему именно он нужен сегодня?


— Он умен, у него правильные ценности, и он очень хорошо разбирается в экономике. Он аналитик. И после того, как он все обдумает, причем довольно быстро, он может донести до американцев, что требуется сделать. Не нужно ждать чудес. Нам потребуется время. Но мы должны все преодолеть. Не думаю, что кто-то лучше подходит на эту роль, чем избранный президент.


— Он часто ссылается на вас как на советника. И я знаю, что вы общаетесь с его экономической командой. Но как часто бывает с теми, кто избран на (президентский) пост, они больше говорят о том, что сами знают, чем слушают. Обама прислушивается к рекомендациям?


— Он умеет слушать. Я впервые встретился с ним, наверное, года четыре назад или около того. Он и тогда умел слушать, и сейчас. С другой стороны, он сам принимает решения. Его команда не будет им управлять. Он будет прибегать к их помощи, и будет использовать их возможности очень эффективно. Он будет синтезировать, анализировать. Но в конечном итоге решение остается за ним.


— Помимо избрания Обамы, по вашему мнению, есть какие-то еще положительные новости для экономики?


— Сейчас вряд ли можно выделить много положительного. Мы переживаем экономический Перл-Харбор. Наши корабли потоплены. Теперь нам нужно мобилизоваться, чтобы победить в этой войне, и так оно и будет.


— Ваш приятель и мой шеф Джефф Иммельт (Jeff Immelt), исполнительный директор General Electric, сказал фразу, которая очень хорошо выражает ситуацию: «Это не цикл, это перезапуск».


— Да, в этом есть своя правда. Мы жили в рамках определенного уклада, определенного типа экономики. Теперь мы сокращаем уровень долга в экономике, происходит делеверидж. Нам предстоит в дальнейшем работать без прежнего стимулирующего влияния кредита, который действительно приводил в действие экономический двигатель в течение долгого времени. Теперь мы будем двигаться без попутного ветра в спину. Но у нас за спиной много всего. Но он прав насчет перезапуска экономики, без кредитных ресурсов в качестве ускоряющего фактора.


— А программа стимулирования экономики, которую собирается принять новый президент, по вашему мнению, построена грамотно? Может быть, есть что-то, что необходимо сделать, но что не выполняется?


— Мы получаем лекарства в таких дозах, какие никогда не применялись. При этом немедленного эффекта не будет. Потребуется время, чтобы это действительно подействовало на экономику. Поэтому не стоит ожидать чудес в феврале или марте-апреле. Такого не будет.


— Насколько важна роль нового президента в этой ситуации, в том, что касается укрепления доверия и возможности напрямую сообщить американцам: «Будет трудно. И вам, возможно, придется чем-то жертвовать».


— Именно так он будет говорить, потому что это правда. И он достаточно умен, чтобы понимать, что это правда, и он тот человек, который говорит правду. Я считаю, что он идеальный президент в этой ситуации. И вовсе не потому, что верю в какое-то чудо по мановению волшебной палочки.


Потому, я думаю, что он сможет и в этот раз найти способ, как вновь «включить» сильные стороны американской экономики. У нас хорошая экономика, которая сегодня забуксовала. И в прошлом она не один раз буксовала. Очень важно, кто является президентом. Важно, чтобы американцы верили ему. Важно, чтобы мы принимали правильные меры. Но не будет никаких чудес через месяц-два или три. И он готов это сказать американцам.


— Как вы полагаете, конгресс и министр финансов Генри Полсон заняли достаточно жесткую позицию в отношении финансовых институтов, которые просят денег в рамках программы спасения банковского сектора? Bank of America, Citi Bank, AIG, эти огромные финансовые компании, которые изначально во многом «помогли» нам дойти до такой ситуации, теперь получают поддержку рядовых налогоплательщиков, боящихся завтра потерять работу?


— Я считаю, что сделано было то, что необходимо. Потому что если финансовая система становится совершенно недееспособной, то и все остальное в стране не функционирует. Вы можете совершенно не хотеть оказывать им помощь, они во многих отношениях и довели нас до этого кризиса.


И возможно, высшие руководители в этой ситуации действовали как грабители. Но мне это не помешает сделать то, что необходимо, чтобы в следующем году стало лучше. Поиск виноватых для меня не так важен, как поиск решения, которое позволит быстро выйти из этой ситуации. Я согласен, что советам директоров, голосующим за большие компенсации, «золотые парашюты» и прочее, следует пересмотреть свои действия.


— Как вы полагаете, может ли показатель безработицы достигнуть двухзначных значений в текущем году?


— Я не очень силен в прогнозировании. Но определенно такая возможность есть. И если бы мы поступали неправильно, я полагаю, это была бы неизбежная перспектива.


— И что будет с этими людьми?


— Я думаю, им будет очень сложно. Что касается пособий по безработице, люди вроде меня должны платить более высокие налоги. Кто-то задаст вопрос «И почему же вы не платите их добровольно?» Но система добровольного налогообложения не очень хороша. Я полагаю, нужно, чтобы состоятельные граждане платили больше, когда миллионы и миллионы людей переживают трудные времена.


— Гордон Гекко (Gordon Gekko) говорил: «Жадность – это хорошо, потому что она мотивирует». Жадность – это хорошо или плохо?


— Жадность есть и будет. Я бы делал различие между жадностью и амбициями. Понимаете, у Генри Форда были амбиции, или у Томаса Эдисона, у всех, о ком вы знаете. Ничего в этом плохого нет — хотеть лучшего для себя или своей семьи.


Это часть американской системы. И это привело к таким невиданным последствиям. Когда вы пытаетесь создать какие-то инструменты — «пустышки», которые вводят в заблуждение других людей, что позволяет вам заработать, или набираете долгов до небес, вы уязвимы при минимальных сбоях финансовой или экономической активности, это неправильно. Но людям свойственна жадность. Не следует создавать систему, которая изначально не предполагает жадности. Она будет всегда, но нужно ее ограничивать различными способами.


— Вы были ребенком во время Великой депрессии. На ваш век пришлась и Вторая мировая война. После войны были трудные времена, многие об этом забыли. Вы все это проходили — циклы подъемов и спадов. Как вы можете оценить на этом фоне нынешнюю ситуацию?


— Определенно, это не сравнить со Второй Мировой войной, когда страна под угрозой. И ситуация не такая, как при Великой депрессии. Но это очень серьезный экономический кризис, самый серьезный со времен войны. Но в конечном итоге, никогда с 1776 года не оправдывались ставки против Америки. Мы справлялись раньше и мы справимся. Мы преодолеваем трудности. Но не всегда все проходит гладко.


*Выдержки из интервью Уоррена Баффетта (Warren Buffett) ведущему NBC Тому Брокоу (Tom Brokaw). Перевод Натальи Бокаревой