14 июня 2018 Finanz.ru
(Блумберг) -- Тот декабрьский вечер в столице РФ выдался не по сезону теплым, и настроение в расположенном в небоскребе с видом на Москву-реку ресторане Sixty, где бутылка винтажного Krug стоит $1000, было отличным.
Сотрудники сети компаний GL ликовали, в то время как их босс Герман Лиллевяли щедро раздавал им золотые копии статуэток "Оскар" и дебитовые карты номиналом в 10 тысяч евро на шопинг в Милане, и вознаградил лучшего сотрудника машиной за $70 тысяч.
Прошло полгода, и праздновать теперь нечего.
Серийный предприниматель Лиллевяли, который занимался всем, от водки до медицины, покинул Россию - центр по привлечению средств для его GL Financial Group, управляющей компании с лицензиями Швейцарии и Великобритании и аффилированными структурами в Москве, Цюрихе, Женеве, Лондоне, на Кипре и в Белизе.
Финансист, который по состоянию на конец прошлого года, согласно информации от двух его бывших подчиненных, управлял активами как минимум на $250 миллионов, похоже, находится на Кипре. Сообщение в Facebook с целью успокоить инвесторов было отправлено от его имени 20 апреля, предположительно, из этого островного государства.
"Обещаю вам, что деньги целы, - говорилось в сообщении. - Верну их лично. Волноваться не о чем".
Это могло успокоить европейских, американских и азиатских клиентов, пытающихся вернуть свои деньги, в то время как сотрудники GL покидают компанию, офисы закрываются, а телефонные линии перестают работать. Если не считать того, что Лиллевяли называет пост в Facebook с Кипра сфабрикованным, усугубляя тайну их пропавших миллионов. Среди недовольных клиентов - высокопоставленный управленец, который работает на миллиардера Олега Дерипаску, топ-менеджеры швейцарской фармацевтической компании Novartis AG и базирующейся в Сан-Франциско Levi Strauss & Co., и даже профессиональный футбольный вратарь .
История падения GL Financial, которую изучают регуляторы Великобритании и Швейцарии, составлена на основе интервью с восемью клиентами и бывшими сотрудниками. Они просили об анонимности, поскольку либо не хотят помешать усилиям по возвращению своих накоплений, либо опасаются за свою физическую безопасность.
Звонки и сообщения на указанные в контактах номера GL Financial и связанных с ней компаний либо оставались без ответа, либо переводились на голосовую почту. Когда агентство Блумберг связалось с Лиллевяли лично по WhatsApp в среду и четверг, он трижды отказался назвать свое местонахождение, сказав, что не готов играть в "антигероя".
Лиллевяли отклонил любые предположения о том, что потерял или удерживает клиентские средства. Он сказал, что самая большая сумма, которой он когда-либо управлял, составляла около $140 миллионов и что сейчас заморожено примерно $35 миллионов, принадлежащих приблизительно 30 клиентам, в основном из-за вопросов комплаенса, связанных с санкциями. Американские и европейские санкции действуют лишь в отношении нескольких десятков россиян, ни один из которых, насколько известно, не входит в число клиентов. Он сказал, что "большая часть" клиентов получает деньги, хотя не назвал никого конкретно.
"Это похоже на плохое кино", - сказал один из клиентов, рассерженный тем, что, как он сам говорит, его игнорировали на протяжении нескольких месяцев.
В онлайн-интервью в прошлом году Лиллевяли говорил, что разработал "кардинально новый подход" к инвестированию, базирующийся на искусственном интеллекте, "комплексных алгоритмах" и "интегрированной обработке" данных. Швейцарский сайт GL Asset Management, на котором разъяснялась эта стратегия, перестал работать в этом месяце.
В своем последнем подтвержденном твите 9 февраля Лиллевяли призвал инвесторов учиться играть в шахматы. Он неоднократно хвастал победой над бывшим чемпионом мира Анатолием Карповым, одним из самых высокорейтинговых шахматистов всех времен. Помощница Карпова в Москве сказала, что не может подтвердить или опровергнуть эту информацию.
Тогдашние сотрудники GL, участвовавшие в мероприятии на 62-м этаже башни "Федерация" в декабре, говорят, что не знали, что несколькими месяцами ранее, согласно материалам для регуляторов, Лиллевяли вышел из состава собственников своей основной российской структуры по привлечению клиентов, Анкор Инвест. В марте Центробанк РФ аннулировал лицензию Анкора из-за "неоднократных" нарушений требований законодательства о ценных бумагах, подробности которых не назывались.
Лиллевяли, который имеет двойное гражданство России и Эстонии, сказал, что главное нарушение состояло в том, что компания держала большинство активов за пределами России, в основном в Европе. Центробанк дал Анкору время до конца этого месяца, чтобы свернуть операции.
Швейцарский финансовый регулятор Finma и британское Управление по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках (FCA) попросили по крайней мере у одного клиента, подавшего жалобу в отношении GL, предоставить дополнительную информацию, чтобы они могли провести дальнейшую проверку, следует из корреспонденции, с которой ознакомилось агентство Блумберг. Finma и FCA от комментариев отказались.
Американский клиент, работавший в России в 2014-2017 годах, а сейчас базирующийся в Швейцарии, сказал, что крах Анкора стал неожиданностью, поскольку он был свидетелем стабильного дохода на уровне около 7 процентов в год - по крайней мере на бумаге - с тех пор, как один из менеджеров компании по работе с клиентами впервые связался с ним через LinkedIn в 2015 году.
Как и другие клиенты, он сказал, что был впечатлен тем, что, как казалось, у сети аффилированных структур GL была хорошо налажена деятельность в Швейцарии. Он сказал, что один из топ-менеджеров цюрихского офиса провел с ним видеоконференцию, а у представителей компании в России были швейцарские мобильные номера и адреса на визитках.
Он инвестировал $100 тысяч в первый год, а затем еще по $100 тысяч в каждый из двух последующих лет - эти средства, по его словам, он откладывал на дом и образование детей. Компания была внимательна и ежегодно присылала ему подарки, сначала бронзовую статуэтку, а потом дорогой набор для каллиграфии.
После того как Анкор попал в черный список, сочувствующий сотрудник в Москве, по словам этого клиента, посоветовал ему забрать средства, но он не смог дозвониться никому в Цюрихе. Когда это наконец удалось, ему сказали, что деньги "застряли в банке", и с тех пор он не может ни с кем связаться, говорит он.
В ходе визита на прошлой неделе по адресу GL Asset Management в Цюрихе - улица Stockerstrasse, 57 - обнаружился офис без мебели и почтовый ящик, переполненный письмами. Женевский офис оказался табличкой "GL", прикрепленной к почтовому ящику бухгалтера, который сказал, что работает со счетами GL удаленно и отказался сообщить детали.
В Москве GL Finance, новая фирма, в которую старым российским клиентам Анкора рекомендовано перенаправлять свои средства, расположена в торговом центре категории "люкс", над бутиками Brioni и Max Mara. Охранник внизу открыл журнал учета, по которому видно, что небольшая группа сотрудников все еще отмечаются при входе и выходе, однако женщина, ответившая по телефону, сказала, что в офисе нет никого из руководящего звена, кто мог бы дать комментарии.
Недовольный клиент из Германии сказал, что его также покорила видимость швейцарской респектабельности в GL. После того как брокер, которому он доверял, порекомендовал компанию в конце 2016 года, он решил инвестировать первоначальную сумму в $250 тысяч. Он стал противиться, когда ему сказали, что его средства будут направлены в Белиз, но уступил, получив письмо, подписанное самим Лиллевяли, где повторялось, что он сможет изъять свои средства по первому требованию.
К декабрю прошлого года, когда Лиллевяли готовился к вечеринке в Sixty, управляющий счетами в Цюрихе, по словам этого немецкого клиента, посоветовал ему вывести средства, поскольку ситуация начинала казаться "неустойчивой". Когда он попытался это сделать, то был проинформирован о задержке из-за американского гражданства, которого у него нет, сказал он.
Несколько месяцев спустя он, по его словам, получил по электронной почте письмо от аффилированной структуры в Белизе, Financial Alliance Ltd., в котором говорилось, что средства будут перечислены в течение 15 дней. Он до сих пор ждет. Голландец, пытающийся вернуть $500 тысяч, рассказал похожую историю.
Швейцарский имидж, который создавал Лиллевяли, был ключевым моментом всей операции, говорит Дмитрий Пронюшкин, клиент, подавший иск к Анкор Инвест в Москве. Он создал сайт, на котором предостерегает других от участия в любых попытках Лиллевяли или его помощников привлечь новые средства.
"У них был фасад приличной компании с швейцарскими офисами, поэтому столько приличных людей им поверило", - сказал он.
Женщина, которая в среду ответила на звонок на номер Анкора, сказала, что компания знает об иске. Когда ей задали вопрос, функционирует ли Анкор, несмотря на то, что он лишился лицензии центробанка, она сказала: "Да. Ну и что, что у нас нет лицензии, у нас ведь есть клиенты". Затем она повесила трубку.
Пока поиски Лиллевяли продолжаются, а его находящиеся в подвешенном состоянии клиенты подают в суд в Европе - уголовные иски были предъявлены в России и Швейцарии, - другие компании, учрежденные инвестором, похоже, тоже испытывают трудности.
В GL Med, клинике антивозрастной медицины в Москве, которая, как сообщалось, предлагает годовой курс лечения за $50 тысяч, теперь темно и пусто. Мужчина, открывший парадную дверь, защищенную дизайнерской решеткой с позолоченными ручками в форме букв G и L, сказал, что клиника испытывает "временные трудности".
Лиллевяли сказал, что GL Med ищет "новое партнерство’’, чтобы остаться на плаву.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Сотрудники сети компаний GL ликовали, в то время как их босс Герман Лиллевяли щедро раздавал им золотые копии статуэток "Оскар" и дебитовые карты номиналом в 10 тысяч евро на шопинг в Милане, и вознаградил лучшего сотрудника машиной за $70 тысяч.
Прошло полгода, и праздновать теперь нечего.
Серийный предприниматель Лиллевяли, который занимался всем, от водки до медицины, покинул Россию - центр по привлечению средств для его GL Financial Group, управляющей компании с лицензиями Швейцарии и Великобритании и аффилированными структурами в Москве, Цюрихе, Женеве, Лондоне, на Кипре и в Белизе.
Финансист, который по состоянию на конец прошлого года, согласно информации от двух его бывших подчиненных, управлял активами как минимум на $250 миллионов, похоже, находится на Кипре. Сообщение в Facebook с целью успокоить инвесторов было отправлено от его имени 20 апреля, предположительно, из этого островного государства.
"Обещаю вам, что деньги целы, - говорилось в сообщении. - Верну их лично. Волноваться не о чем".
Это могло успокоить европейских, американских и азиатских клиентов, пытающихся вернуть свои деньги, в то время как сотрудники GL покидают компанию, офисы закрываются, а телефонные линии перестают работать. Если не считать того, что Лиллевяли называет пост в Facebook с Кипра сфабрикованным, усугубляя тайну их пропавших миллионов. Среди недовольных клиентов - высокопоставленный управленец, который работает на миллиардера Олега Дерипаску, топ-менеджеры швейцарской фармацевтической компании Novartis AG и базирующейся в Сан-Франциско Levi Strauss & Co., и даже профессиональный футбольный вратарь .
История падения GL Financial, которую изучают регуляторы Великобритании и Швейцарии, составлена на основе интервью с восемью клиентами и бывшими сотрудниками. Они просили об анонимности, поскольку либо не хотят помешать усилиям по возвращению своих накоплений, либо опасаются за свою физическую безопасность.
Звонки и сообщения на указанные в контактах номера GL Financial и связанных с ней компаний либо оставались без ответа, либо переводились на голосовую почту. Когда агентство Блумберг связалось с Лиллевяли лично по WhatsApp в среду и четверг, он трижды отказался назвать свое местонахождение, сказав, что не готов играть в "антигероя".
Лиллевяли отклонил любые предположения о том, что потерял или удерживает клиентские средства. Он сказал, что самая большая сумма, которой он когда-либо управлял, составляла около $140 миллионов и что сейчас заморожено примерно $35 миллионов, принадлежащих приблизительно 30 клиентам, в основном из-за вопросов комплаенса, связанных с санкциями. Американские и европейские санкции действуют лишь в отношении нескольких десятков россиян, ни один из которых, насколько известно, не входит в число клиентов. Он сказал, что "большая часть" клиентов получает деньги, хотя не назвал никого конкретно.
"Это похоже на плохое кино", - сказал один из клиентов, рассерженный тем, что, как он сам говорит, его игнорировали на протяжении нескольких месяцев.
В онлайн-интервью в прошлом году Лиллевяли говорил, что разработал "кардинально новый подход" к инвестированию, базирующийся на искусственном интеллекте, "комплексных алгоритмах" и "интегрированной обработке" данных. Швейцарский сайт GL Asset Management, на котором разъяснялась эта стратегия, перестал работать в этом месяце.
В своем последнем подтвержденном твите 9 февраля Лиллевяли призвал инвесторов учиться играть в шахматы. Он неоднократно хвастал победой над бывшим чемпионом мира Анатолием Карповым, одним из самых высокорейтинговых шахматистов всех времен. Помощница Карпова в Москве сказала, что не может подтвердить или опровергнуть эту информацию.
Тогдашние сотрудники GL, участвовавшие в мероприятии на 62-м этаже башни "Федерация" в декабре, говорят, что не знали, что несколькими месяцами ранее, согласно материалам для регуляторов, Лиллевяли вышел из состава собственников своей основной российской структуры по привлечению клиентов, Анкор Инвест. В марте Центробанк РФ аннулировал лицензию Анкора из-за "неоднократных" нарушений требований законодательства о ценных бумагах, подробности которых не назывались.
Лиллевяли, который имеет двойное гражданство России и Эстонии, сказал, что главное нарушение состояло в том, что компания держала большинство активов за пределами России, в основном в Европе. Центробанк дал Анкору время до конца этого месяца, чтобы свернуть операции.
Швейцарский финансовый регулятор Finma и британское Управление по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках (FCA) попросили по крайней мере у одного клиента, подавшего жалобу в отношении GL, предоставить дополнительную информацию, чтобы они могли провести дальнейшую проверку, следует из корреспонденции, с которой ознакомилось агентство Блумберг. Finma и FCA от комментариев отказались.
Американский клиент, работавший в России в 2014-2017 годах, а сейчас базирующийся в Швейцарии, сказал, что крах Анкора стал неожиданностью, поскольку он был свидетелем стабильного дохода на уровне около 7 процентов в год - по крайней мере на бумаге - с тех пор, как один из менеджеров компании по работе с клиентами впервые связался с ним через LinkedIn в 2015 году.
Как и другие клиенты, он сказал, что был впечатлен тем, что, как казалось, у сети аффилированных структур GL была хорошо налажена деятельность в Швейцарии. Он сказал, что один из топ-менеджеров цюрихского офиса провел с ним видеоконференцию, а у представителей компании в России были швейцарские мобильные номера и адреса на визитках.
Он инвестировал $100 тысяч в первый год, а затем еще по $100 тысяч в каждый из двух последующих лет - эти средства, по его словам, он откладывал на дом и образование детей. Компания была внимательна и ежегодно присылала ему подарки, сначала бронзовую статуэтку, а потом дорогой набор для каллиграфии.
После того как Анкор попал в черный список, сочувствующий сотрудник в Москве, по словам этого клиента, посоветовал ему забрать средства, но он не смог дозвониться никому в Цюрихе. Когда это наконец удалось, ему сказали, что деньги "застряли в банке", и с тех пор он не может ни с кем связаться, говорит он.
В ходе визита на прошлой неделе по адресу GL Asset Management в Цюрихе - улица Stockerstrasse, 57 - обнаружился офис без мебели и почтовый ящик, переполненный письмами. Женевский офис оказался табличкой "GL", прикрепленной к почтовому ящику бухгалтера, который сказал, что работает со счетами GL удаленно и отказался сообщить детали.
В Москве GL Finance, новая фирма, в которую старым российским клиентам Анкора рекомендовано перенаправлять свои средства, расположена в торговом центре категории "люкс", над бутиками Brioni и Max Mara. Охранник внизу открыл журнал учета, по которому видно, что небольшая группа сотрудников все еще отмечаются при входе и выходе, однако женщина, ответившая по телефону, сказала, что в офисе нет никого из руководящего звена, кто мог бы дать комментарии.
Недовольный клиент из Германии сказал, что его также покорила видимость швейцарской респектабельности в GL. После того как брокер, которому он доверял, порекомендовал компанию в конце 2016 года, он решил инвестировать первоначальную сумму в $250 тысяч. Он стал противиться, когда ему сказали, что его средства будут направлены в Белиз, но уступил, получив письмо, подписанное самим Лиллевяли, где повторялось, что он сможет изъять свои средства по первому требованию.
К декабрю прошлого года, когда Лиллевяли готовился к вечеринке в Sixty, управляющий счетами в Цюрихе, по словам этого немецкого клиента, посоветовал ему вывести средства, поскольку ситуация начинала казаться "неустойчивой". Когда он попытался это сделать, то был проинформирован о задержке из-за американского гражданства, которого у него нет, сказал он.
Несколько месяцев спустя он, по его словам, получил по электронной почте письмо от аффилированной структуры в Белизе, Financial Alliance Ltd., в котором говорилось, что средства будут перечислены в течение 15 дней. Он до сих пор ждет. Голландец, пытающийся вернуть $500 тысяч, рассказал похожую историю.
Швейцарский имидж, который создавал Лиллевяли, был ключевым моментом всей операции, говорит Дмитрий Пронюшкин, клиент, подавший иск к Анкор Инвест в Москве. Он создал сайт, на котором предостерегает других от участия в любых попытках Лиллевяли или его помощников привлечь новые средства.
"У них был фасад приличной компании с швейцарскими офисами, поэтому столько приличных людей им поверило", - сказал он.
Женщина, которая в среду ответила на звонок на номер Анкора, сказала, что компания знает об иске. Когда ей задали вопрос, функционирует ли Анкор, несмотря на то, что он лишился лицензии центробанка, она сказала: "Да. Ну и что, что у нас нет лицензии, у нас ведь есть клиенты". Затем она повесила трубку.
Пока поиски Лиллевяли продолжаются, а его находящиеся в подвешенном состоянии клиенты подают в суд в Европе - уголовные иски были предъявлены в России и Швейцарии, - другие компании, учрежденные инвестором, похоже, тоже испытывают трудности.
В GL Med, клинике антивозрастной медицины в Москве, которая, как сообщалось, предлагает годовой курс лечения за $50 тысяч, теперь темно и пусто. Мужчина, открывший парадную дверь, защищенную дизайнерской решеткой с позолоченными ручками в форме букв G и L, сказал, что клиника испытывает "временные трудности".
Лиллевяли сказал, что GL Med ищет "новое партнерство’’, чтобы остаться на плаву.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу