20 июня 2018 Вести Экономика
Денежная масса в иранской экономике превысила $355 млрд по официальному курсу, что значительно больше общего объема производства в $331 млрд.
Финансовое проникновение - показатель, отражающий коэффициент ликвидности к ВВП, - обычно важный индикатор состояния дел в конкретной экономике.
Но финансовое проникновение может быть излишне высоким. Стремительный рост этого коэффициента в Иране, который утроился в период правления президента Хасана Роухани, теперь угрожает в целом экономическому здоровью Исламской Республики.
Слабая денежно-кредитная, фискальная и валютная политика в сочетании с выплатой высоких процентных ставок иранским банковским вкладчикам в последние годы привели к тому, что уровень ликвидности достиг уровня, который подстегивает рост на рынках активов, таких как твердая валюта, золотые монеты и недвижимость.
Лишь иранский фондовый рынок игнорируется инвесторами, несмотря на то что фундаментальные показатели Тегеранской фондовой биржи обещают отличный возврат, отмечает информационный портал Al Monitor.
Снижение процентной ставки Центральным банком Ирана в сентябре на фоне неоднократных угроз президента Дональда Трампа выйти из ядерной сделки (что в итоге было сделано 8 мая) - один из катализаторов, который усилил турбулентность на валютном рынке и рынке золотых монет в Иране.
Но поскольку цены на золотые монеты продолжают устанавливать новые максимумы, указывают эксперты, оценка стоимости сильно отличается от реальной цены, а это говорит о формировании "пузыря". Так, например, обменный курс доллара, который обычно используется для расчета стоимости золотых монет, намного выше курса доллара на “свободном” рынке. В то время как доллар на неофициальном рынке продают за 71 тыс. риалов, золотую монету можно купить за 25 млн риалов (в этой цене доллар рассчитывается по курсу 75 тыс. риалов).
Еще одним рынком активов, который в последние месяцы оказался во власти спекулянтов, стала недвижимость. В апреле средняя цена за квадратный метр жилья в Тегеране колебалась в районе 55,3 млн риалов ($1,251 по официальному курсу), что более чем на 20% выше в реальном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года. Половина номинального роста цен на жилье с 2013 г. произошло только за последние шесть месяцев.
В нынешних условиях экономисты прогнозируют сильную стагфляцию недвижимости в связи с характером ее циклов процветания, которые достаточно короткие. Когда цены вступают в восходящую траекторию и рыночная паника усиливается, инвесторы с трудом могут покинуть рынок по желаемой цене. Следовательно, спрос чрезвычайно неустойчивый.
К этому можно добавить, что в последние недели и месяцы неофициальный валютный рынок и рынок золота приносят огромную прибыль их участникам. Большой возврат находится в соответствии с нынешними рисками в иранской экономике. Тем не менее Тегеранская фондовая биржа, несмотря на то что она выросла на фоне обесценивания риала, еще не увидела в достаточной мере выгоду от девальвации национальной валюты и избыточной ликвидности.
Иранский рынок капитала сегодня являются логическим местом для огромного объема ликвидности в экономике. Это может быть позитивным фактором, поскольку котирующиеся на бирже фирмы с устойчивым балансом могут получить дополнительное финансирование, что в конечном итоге приведет к увеличению ВВП. В этом контексте ориентированные на экспорт компании имеют особенно хорошие возможности для получения выгоды, учитывая возросшее конкурентное преимущество, возникшее благодаря подешевевшему риалу.
Тот факт, что эти предприятия составляют более 50% рыночной стоимости иранского фондового рынка, указывает на то, что колебания валютного курса оказывают прямое и позитивное влияние на работу Тегеранской фондовой биржи. Эта динамика была особенно видна во время президентства Махмуда Ахмадинежада (2005-2013 гг.), когда Иран находился под жесткими международными санкциями из-за своей ядерной программы.
В период с 2012 по 2014 гг. индекс фондового рынка превысил исторические уровни, а в иранском 1392 г. (с 21 марта 2013 г. по 20 марта 2014 г.) средняя доходность индекса Тегеранской фондовой биржи достигала 107%. И, наоборот, акции не демонстрировали сильный "бычий" тренд, поскольку курс риала стабилизировался и даже укрепился, когда Роухани впервые вступил в должность президента в 2013 г.
Таким образом, нынешняя ситуация по многим параметрам идентична последним годам правления Ахмадинежада, особенно в отношении инфляционных ожиданий из-за девальвации риала. По этой причине следует ожидать роста на Тегеранской фондовой бирже.
В то время как недвижимость, золотые монеты и неофициальный валютный рынок могут продолжить стремительный рост в Иране, масштаб "бычьего" тренда неочевиден, что делает рынок капитала Ирана более подходящим местом для значительных денежных средств.
В этом уравнении опасения по поводу смещения ликвидности с банковских депозитных сертификатов и других статичных активов на рынок капитала могут парадоксальным образом привести к укреплению иранской экономики.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу