«Магнит» подешевел и утянул за собой конкурентов. Пора продавать акции? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Магнит» подешевел и утянул за собой конкурентов. Пора продавать акции?

28 сентября 2018 РБК | РБК Quote Мархулия Екатерина
Перспектива масштабной экспансии «Магнита» встревожила инвесторов в конкурирующие сети — X5 и «Ленту». Аналитики указывают на усилившееся соперничество компаний. Эксперты не рекомендуют вкладывать деньги в торговые сети

Потребительский сектор показал худшую динамику на торгах на Московской бирже. Котировки обыкновенных акций второго по выручке продовольственного ретейлера «Магнит», накануне опустившиеся на 4,6% после презентации долгосрочной стратегии развития ускорили снижение до 5,1%.

План торговой сети по агрессивному наращиванию доли рынка встревожили инвесторов в бумаги конкурентов — торговой сети «Лента» и компании X5 Retail Group, которая объединяет супермаркеты «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток». Американские депозитарные расписки X5 к 14:00 мск дешевели на 6,7%, до 1,5 тыс. руб. за бумагу, расписки «Ленты» — на 2,4%.

Почему «Магнит» продолжил дешеветь

Продажи акций «Магнита» ускорились после того, как 26 сентября руководство компании представило стратегию развития торговой сети на ближайшие пять лет. У компании грандиозные планы: занять 15% рынка (сейчас «Магнит» занимает 9%), отказаться от формата гипермаркетов, сделать ставку на формат «у дома» и аптечно-косметические магазины, обновить ассортимент, а также ввести программу лояльности.

Инвесторы и аналитики задаются вопросом, как ретейлер рассчитывает обеспечить столь быстрые темпы роста без ущерба для рентабельности. Вопросы вызвала и возможная покупка фармацевтического дистрибьютера «СИА Фарм» в рамках развития аптечной сети. Ранее миноритарные акционеры ставили под сомнение целесообразность сделки и просили компанию изучить другие возможности развития.

По мнению аналитика «Атона» Виктора Димы, реакция инвесторов оказалась эмоциональной и временной, тогда как планы «Магнита» выглядят логично. «9-10% — это невысокая доля для крупного ретейлера на российском рынке. Она должна расти, — считает Дима. — Замедление или остановка роста грозит потерей привлекательных условий от поставщиков, невозможностью выстоять перед сильными конкурентами, снижением маржинальности».

«Исторически «Магнит» показывал высокие темпы роста маржинальности именно в период активного роста, — продолжил аналитик «Атона». — Покупка «СИА Групп», на мой взгляд, выглядит логичной и соответствующей стратегии, так как «Магнит» нуждается в налаживании логистики в рамках развития аптек». Выполнение стратегии не приведет к значительному росту капитальных расходов, тогда как рост операционных расходов компания будет сдерживать за счет цифровизации, предположил Виктор Дима.

Как усилится конкуренция

Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин более пессимистичен. По его мнению, пока российский рынок находится в стагнации, а жители экономят, новые магазины не смогут приносить «Магниту» большую маржу — им придется делить посетителей с конкурирующими сетями. В долгосрочной перспективе инвестиции в наращивание доли рынка позволят экономить на масштабах (логистика, расходы на маркетинг и так далее), но в среднесрочной перспективе в новых магазинах будет низкий покупательский поток, убежден аналитик.

Кроме того, у «Магнита» могут возникнуть проблемы с поиском локаций. С такой проблемой когда-то столкнулся ретейлер «Дикси» в ходе агрессивного роста (впоследствии компания провела делистинг). «Сейчас есть лишь обещания поиска точек роста, обещания экспериментировать с новыми форматами, а реального продукта, который можно было бы тиражировать, сейчас нет. Есть лишь ухудшающиеся показатели у магазинов у дома. У компании слишком низкая выручка на квадратный метр. Возможно, в будущем она вырастет, а возможно, и нет», — заявил Нигматуллин.

Бумаги X5 Retail Group и «Ленты» останутся под угрозой по мере того, как «Магнит» будет постепенно возвращать часть клиентов. Речь идет о покупателях, ранее ушедших к конкурентам из-за неудобного формата магазинов и не совсем адекватного предложения по ассортименту, считает профильный аналитик инвестиционной компании «Атон» Виктор Дима.

Стоит ли инвестировать

Рынок продуктового ритейла сейчас довольно слабый из-за экономности покупателей и высокой конкуренции, сходятся во мнении аналитики инвесткомпаний, опрошенные РБК Quote.

Эксперты «Финама» и «Атона» не дают рекомендаций по бумагам «Магнита» — они поставили рекомендации на пересмотр. С их точки зрения, положительный эффект от стратегии проявится лишь в долгосрочной перспективе. Аналитик «Финама» Наталья Малых считает акции ретейлера непривлекательными для средне- и долгосрочных инвесторов — в том числе в связи с тем, что текущие мультипликаторы не предполагают хорошей компенсации за риск снижения маржи.

Тимур Нигматуллин из «Открытие Брокер» не рекомендует вкладываться в бумаги продовольственных ретейлеров, прежде всего конкурирующих между собой «Магнита» и X5. На X5 будет давить перспектива роста «Магнита», так как у них схожая структура бизнеса.

С другой стороны, на обе компании может оказать влияние недавняя смена топ-менеджеров, тогда как у сети гипермаркетов «Лента» руководство не менялось. С точки зрения Нигматуллина, результаты работы новых управленцев будут видны в лучшем случае через несколько кварталов.

На «Ленте», которая сейчас торгуется на 20-30% выше размера собственного капитала, может негативно сказаться усиление конкуренции в отрасли и санкционных рисков — в числе акционеров компании есть американцы.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter