О приписках и махинациях Илона Маска » Элитный трейдер
Элитный трейдер


О приписках и махинациях Илона Маска

7 октября 2018 Живой журнал | Tesla Motors (SpaceX) Нальгин Андрей
Маленькое социологическое наблюдение: почему-то те, кто называют Владимира #Путина «обещалкиным», например, за так и не созданные высокотехнологичные рабочие места, буквально молятся на главу Tesla Inc. Илона Маска. Хотя и у того – просто пропасть между словом и делом.

Пропасть, которую приходится закрывать относительно честными способами. Отчего некоторые рыночные аналитики в #США уже сравнивают #Tesla и печально известный банк Lehman Brothers, который рухнул 10 лет назад. Ведь не последнюю роль в его падении сыграла практика скрывать убытки путём разных манипуляций с отчётностью.

Впрочем, до банкстеров Илону Маску ещё очень далеко. Обороты не те и рынок маленький. Фактически Tesla Inc. до недавнего времени представляла собой автомобильный бутик, выпускающий электрокары стоимостью 80-100 тыс. долл. Даже в богатой Америке это, мягко говоря, не самая внушительная рыночная ниша.

Вот почему критичным для Tesla является переход на более-менее массовый выпуск Model 3 с заявленной стоимостью 35 тыс. долл. в минимальной комплектации. Но тут возникает одна проблема: на масштабирование производства нужны #деньги.

Обычно они берутся из трёх источников: у акционеров, с клиентов и на финансовом рынке. В первом случае это дополнительные взносы в уставный капитал, во втором – авансы и наценки, в третьем – кредиты, займы, облигации и новые акции. Но Tesla убыточна, в долг ей если и дают, то под высокий процент, а вложиться в такую компанию можно лишь в расчёте на рост курса её акций. Вот почему Илон #Маск буквально вынужден блефовать, раздавая громкие обещания ради увеличения курсовой стоимости бумаг своей компании.

О приписках и махинациях Илона Маска

Tesla Inc. остаётся убыточной, несмотря на рост выручки

К слову, подобные манипуляции не остались без внимания американского рыночного регулятора. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) в итоге добилась от Илона Маска обязательства уйти с поста главы совета директоров Tesla. Кроме того, он выплатит 20 млн долл. штрафа. Поводом для такой жёсткой реакции стал твит от 7 августа 2018 года, в котором Илон Маск заявил о намерении выкупить акции Tesla и тем самым превратить её из публичной в частную компанию, после чего её акции резко подорожали. SEC решила, что предприниматель намеренно вводил рынок в заблуждение.

Интересно, кстати, что регулятора не заинтересовал случай двухлетней давности, когда Илон Маск фактически заставил Tesla купить производителя солнечных панелей SolarCity, принадлежавшего его двоюродному брату. Тогда он много разглагольствовал о перспективах интеграции. Мол, солнечные батареи Tesla на крыше дома будут генерировать электроэнергию для быта и а излишки её станет накапливать аккумулятор Tesla в подвале, от которого машина Tesla будет заряжаться в гараже по ночам.

В мае 2017 года компания даже начала получать депозиты от клиентов в размере 1000 долл. и запустила продукт под маркой Solar Roof в августе 2017 года. Но по состоянию на 31 мая 2018 года отчёты показали, что только 12 солнечных крыш были полностью установлены, и 11 из них принадлежат сотрудникам Tesla.

И это, разумеется, не единственный пример невыполненных обещаний. С той же Model 3 Илон Маск наобещал с три короба. Но пока так ни не смог приблизится ни к одному из них, особенно в плане объёмов выпуска, несмотря на многочисленные уточнения.



В 2016 году Илон Маск заявлял, что его завод во Фримонте сможет производить 5 тыс., 10 тыс. и 20 тыс. электромобилей в неделю в конце 2017, 2018 и 2020 годах. Таких высоких темпов он рассчитывал достичь в основном за счёт роботизации производства. Но теперь внезапно оказалось, что полностью убрать человека с конвейера не получится: некоторые операции люди выполняют качественнее машин. Из махины производственных планов Tesla де-факто вынут краеугольный камень, и они стали недосягаемыми.

А это повлечёт за собой ещё одно невесёлое последствие. Сейчас Tesla продаёт в основном дорогие комплектации Model 3, стоимостью 50-60 тыс. долл., спрос на которые также ограничен. Все ждут машины за 35 тыс., но их выпуск завязан именно на увеличении масштабов производства, позволяющем снизить себестоимость. Однако необходимого взрывного роста объёмов уже явно не произойдёт в обещанные сроки. Меж тем, по некоторым оценкам, выпуск Model 3 сейчас обходится в 41 тыс. долл. И, вероятно, подписавшиеся на электрокар по этой цене дождутся его ещё очень не скоро.

Что позволяет взглянуть на получивший продолжение конфликт Маска и SEC немного иначе. Не есть ли это попытка ловкого комбинатора вовремя соскочить с опасной темы выполнения невыполнимого, подобно тому, как это сделал Сергей Мавроди в 1990-х?

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter