17 октября 2018 Bloomberg
Уже не раз во многих статьях подчеркивалась угроза для глобальной экономики со стороны мирового долга, достигшего исторического максимума к глобальному ВВП. Однако это лишь верхушка айсберга, скрывающего более серьезные масштабы данной проблемы.
Одним из примеров скрытой задолженности, которую не учитывают многие участники рынка, является ситуация с муниципальным китайским долгом, который достиг угрожающих размеров, значительно увеличивая риски для всей финансовой системы страны и мировых рынков.
Когда дело доходит до оценки общей непогашенной задолженности Китая, в течение длительного времени существует путаница в отношении его реального размера, при этом большинство экспертов и участников рынка оценивают соотношение долг/ВВП на уровне 250%, в то время как Института международных финансов (Institute of International Finance, IIF) в прошлом году рассчитал долговую нагрузку Китая на уровне до 300% ВВП.
Теперь наблюдающие за ситуацией в Китае могут добавить еще 40 процентных пунктов к соотношению долг/ВВП, поскольку, по данным агентства S&P, местные органы власти КНР накопили 40 трлн юаней ($5,8 трлн), или даже больше, забалансовой задолженности, угрожающей усилить и без того рекордный всплеск дефолтов в стране.
«Потенциальная сумма долга – это айсберг с колоссальными кредитными рисками», – отмечают кредитные аналитики S&P во вчерашнем отчете, сообщает Bloomberg. Причем большая часть наращивания данной задолженности связана с механизмами финансирования местного самоуправления (local government financing vehicles, LGFV), которые не обязательно заключаются в полной финансовой поддержки самих муниципалитетов.
Долг LGFV стал растущим риском для экономики Китая, потому что на фоне ее замедления, а также в результате подавления теневого кредитования и пекинской квоты на выпуск муниципальных облигаций, местные власти стали испытывать нехватку финансирования инфраструктурных проектов, направленных на поддержку регионального экономического роста. В результате муниципалитеты по всей стране прибегают к LGFV для привлечения недостающего финансирования, объясняется в докладе S&P.
Это означает, что, используя механизм финансирования местного самоуправления, муниципальные власти «идут по канату» между сокращением доли заемных средств и превращением своего бизнеса в более типичные государственные предприятия, предупреждает S&P.
Между тем, долговые уязвимости продолжают нарастать в результате ранее зафиксированного в этом году рекордного всплеска китайских корпоративных дефолтов, поскольку Пекин стремится отменить многолетнюю практику скрытых гарантий по задолженности.
И хотя пока долги LGFV избегали случаев дефолта, несколько ситуаций вплотную приближались к нему, а спасение местных органов власти происходило только в последний момент, что лишь прибавило опасений относительно уязвимостей LGFV. Согласно данным S&P, наиболее рискованные LGFV включают следующие задолженности:
• Связанные с более слабыми префектурными, городскими или районными органами власти, имеющими слабый надзор за государственными предприятиями.
• Сосредоточенные на коммерческой деятельности, в результате чего данная задолженность имеет меньшую значимость для местных органов власти.
• Долг, имеющий значительные риски рефинансирования, обусловленные большой краткосрочной задолженностью или зависимостью от заимствований в теневом банковском секторе.
Как отмечает Bloomberg, акцент на финансировании, поддерживающем экономический рост на местном уровне, отражает более широкий сдвиг политики центрального правительства, которое в прошлом году было сосредоточено на снижении кредитного плеча в финансовой системе. По словам аналитиков Citi, эта фаза, по сути, закончилась, отчасти благодаря эскалации торгового противостояния с США. Однако результатом сокращения закредитованности финансовой системы стало резкое замедление китайской экономики, сильно зависящей от кредитования.
«На наш взгляд, рынки правы в своей большей обеспокоенности по поводу устойчивости китайского долга и роста финансовых рисков», – отметил главный экономист по китайскому направлению в Citi Лю Ли-Ган, который также увидел «возобновление давление» на юань, который продолжает приближаться к таргету Народного банка Китая в 7 юаней за доллар США.
Между тем, несмотря на недавно возобновившуюся в Китае тенденцию фискального стимулирования, агентство S&P заявило, что Пекин по-прежнему полон решимости «привнести дисциплину в практику финансирования местных органов власти и их LGFV». Это может означать, что муниципалитеты не в полной мере способны удерживать LGFV на плаву, и «риски дефолтов, связанных с LGFV, растут».
Тем не менее, пока первый дефолт, связанный с механизмом финансирования местного самоуправления, еще не наступил, нам лишь предстоит узнать, как это событие повлияет на более широкий рынок, поскольку подобный прецедент приведет к достижению нового уровня болезненного воздействия на систему и ее участников.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу