13 декабря 2018 utmedia
Технология, названная «цепью», едва ли может быть символом свободы. Колумнист United Traders Матвей Данилов считает, что государства рано или поздно приспособят блокчейн для тотального контроля за гражданами
В современном мире у человека, конечно, при условии, что он уже слез с пальмы, есть цифровая история. При этом совершенно не важно, является он активным пользователем цифровых технологий — у любого государства к настоящему моменту накоплено достаточное количество данных даже про граждан, которые, условно говоря, большую часть жизни проводят в тундре, оберегая оленьи стада. Для простоты предлагаю называть совокупность данных, которыми располагает система про каждого отдельного человека, его цифровым логом.
Пока еще эти логи местами несовершенны, так как аналоговая эпоха закончилась относительно недавно, далеко не все данные родом из докомпьютерных времен прошли оцифровку, а протоколы внесения новых еще не стандартизированы. Но оба этих процесса идут непрерывно, их скорость возрастает, и совсем скоро жизнь любого человека на планете будет аккуратно засунута в прокрустово ложе интернациональных стандартов протоколирования жизнедеятельности индивидуума. К каждому Ивану Петрову будет прилагаться аккуратный протокол его действий, где будет зафиксировано все, начиная от первого чиха в роддоме и заканчивая цветом уютного гробика, в котором этого среднестатистического Петрова аккуратно опустят ниже поверхности земли.
Исчерпывающее цифровое описание жизни человека — это инструмент, по могуществу с которым не сравнится никакое изобретение социумов с того момента, когда наш вид обрел способность к абстрактному мышлению. Собственно говоря, уже на данный момент большинство социальных транзакций осуществляются с учетом истории действий конкретного индивидуума. И это совершенно логично, ибо государство, которое плохо знает биографии своих граждан, жизнеспособно в очень ограниченных пределах.
Можно сформулировать иначе: чем больше граждан, обладающих возможностью избегать протоколирования каких-либо или тем более всех своих действий, оставляя государство в неведении, тем слабее государство как социальная конструкция. И наоборот: если государство знает вообще все о каждом из своих подданных, то с устойчивостью у него, как у любой сложной системы с развитым функционалом контроля работоспособности отдельных элементов, все будет в порядке.
В общем-то, сочетание цифры и стремительное развитие механизмов анализа больших объемов данных уже сейчас позволяют власть имущим мира сего основывать свою деятельность на данных такого качества, что Макиавелли, Мао Цзэдун и Гитлер повесились бы от зависти. Им-то, бедняжечкам, приходилось пользоваться неточной, почти всегда запоздалой и порой совершенно недостоверной информацией о мире, чем, собственно говоря, и были вызваны многие их ошибки.
Осталось решить одну маленькую проблемку, а именно: сделать так, чтобы у граждан и/или организаций напрочь исчезла возможность изменять цифровой протокол своей жизнедеятельности в своих интересах. Нужно сделать так, чтобы механизмы анализа социальных транзакций получали исключительно достоверные данные, так как в этом случае качество их работы станет близким к абсолютному.
Ну, вы уже догадались к чему я веду, да? С вероятностью в 100% определенные люди в правящих кругах всех хотя бы условно развитых государств (см. Спуск с пальмы) сейчас думают приблизительно следующую последовательность мыслей:
«У нас есть разрозненные инструменты для сбора и хранения цифровых данных об отдельных сторонах жизни каждого гражданина. Мы усиленно работаем над стандартизацией разных частей этих логов и довольно далеко продвинулись по пути создания агрегаторов подобной информации, призванных объединить логи разных аспектов существования людей в один большой, понятный и подробный лог-файл, по которому легко и просто осуществлять поиск. По сути, нам осталось сделать последний шаг, который отделяет нас от обладания Инструментом Абсолютной Власти — ДОСТОВЕРНОЙ информации про ВСЕХ людей. А значит, нам надо сделать так, чтобы эта информация не могла быть сфальсифицирована.
О! У нас появилась концепция блокчейна — первой в истории технологии, позволяющей протоколировать последовательность событий со 100% гарантией, что в дальнейшем она не будет поддаваться модификациям, то есть будет абсолютно достоверна. Может быть, надо попробовать снабдить каждого гражданина своим маленьким уютным блокчейном, который одновременно будет выполнять роль его идентификатора, без которого станет невозможно осуществлять любые социальные транзакции и в котором будут храниться описания всех его поступков, от момента его рождения до его смерти?»
Да, учитывая масштабы подобной затеи, на интеграцию ее в существующие механизмы функционирования общества уйдут десятилетия. Да, в обозримом будущем ее будет невозможно реализовать хотя бы по причине нехватки вычислительных мощностей. Да, это лишь одна из множества вероятностей развития внутреннего устройства нашей цивилизации. Да, эти «но» можно перечислять еще долго, да и вообще социальное прогнозирование в безумии скоростей современного мира стало совершенно неблагодарным занятием.
Но определенно, в разных местах нашего мира люди, относящиеся к интеллектуальной элите планеты (а также зловещие сатрапы, мечтающие зацементировать свой тоталитарный режим, — ред), эту или очень похожую на эту идею серьезно обдумывают прямо сейчас.
Кто владеет достоверной информацией, тот владеет людьми (с) Я
/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу