Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Капля дёгтя в бочку нефти » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Капля дёгтя в бочку нефти

18 декабря 2018 Gold|Oil | Oil
Или трудности союза между Россией и Белоруссией.

В пятницу президент Белоруссии Лукашенко с обидой в голосе публично пообещал не сдать 25 декабря во время встречи с Путиным страну «за бочку нефти».

– Я умею читать между строк. Я понимаю все намеки. Нужно просто сказать: получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России, взорвался Лукашенко.– Я всегда задаю вопрос: такие вещи – они во имя чего делаются? Россия готова принять Беларусь областями или целиком в состав России?..

СЛИШКОМ ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
Этот риторический вопрос тоже, наверное, был с подкладкой сарказма. Хотя кому как не Лукашенко знать на него точный ответ? Увеличение субъектов федерации РФ, как показало присоединение Крыма, ничего не дает с точки зрения возможных перемен Конституции страны. Такие перемены может принести только превращение Союзного государства России и Беларуссии из призрака прошлого в осязаемую реальность. И случиться это может, если Кремль не найдет других инструментов поддержания, образно говоря, стабильности верховной власти. Так что ответ Александру Григорьевичу на свой саркастический вопрос угадать не сложно. Тем более что он за последних 18 лет сделал абсолютно все для того, чтоб единственной обсуждаемой проблемой суверенитета его страны была эта: областями или целиком? Ну и еще, конечно, бочка нефти...

Хотя для кого-то она – точно бочка мёда. Добавим же туда справедливости ради нашу каплю откровенного дёгтя.

300% ЗАВИСИМОСТИ
Бочка за страну – совсем не шутка. Президент скорее проговорился, чем пошутил. Так бывает. Думаю, в этой шутке не меньше правды, чем бензина в нефти.

Не так давно мы с вами, пользуясь исключительно открытыми источниками, обнаружили, что воюющая с Россией Украина отдала за последних два года почти 80 процентов своего топливного рынка российским и белорусским нефтепродуктам.

А что же сама Белоруссия? Здесь все гораздо хуже ( если такое вообще возможно). Страна на 100 процентов зависит от российских поставок нефти и топлива. Хотя это и не вся правда.

Вся правда – 300%. Потому что одной третью российского импорта Минск закрывает все свои внутренние потребности, а две трети отправляет на экспорт. В ту же Украину. Но не только. Еще в Британию и Голландию.

Но ведь в Белоруссии есть и своя нефтедобыча? Конечно, есть. В прошлом году накачали 1.7 миллиона тонн. Но на местные НПЗ из своих недр Белоруссия не отправляет ни тонны. Все продает нам, в Германию. Так, в январе-июле 2018 года Минск продавал нам свою нефть по 65 долларов за баррель, то есть на 15 долларов дороже, чем покупал сырую нефть в России.

...НЕФТЯНЫЕ МАНЁВРЫ
Вот здесь мы подошли к той самой проблеме, которая и разъела за годы суверенитет этой небольшой страны. Именно из-за нее Батька так яростно нападает на неназываемых, но легко угадываемых притеснителей:

-Вы подумайте о последствиях. Вы готовы к этому? И как на это посмотрят в нашей стране, да и у вас, да и международная общественность? Не мытьем, так катаньем инкорпорация страны в состав другой страны...

– Схватились за (союзный) договор? Так озаботились? Вообще его не воспринимали и вдруг озаботились будущим и за него взялись? – сыпал в пятницу вопросами Александр Лукашенко.– К чему весь этот шум? Почему вдруг? Какие цели и что Россия в данном случае хотела бы от нас?..

Что же случилось в Союзном государстве , из-за чего сыр-бор?
Москва называет это – нефтяной налоговый маневр. Минск считает обычным разбоем на большой дороге.

– Разрушается основа нашего союза, в который вы нас зазывали... Шантажировать нас, пытаться наклонить, стать коленом на грудь – бесполезно, – горевал Лукашенко в Минске на пресс-конференции для российских региональных СМИ. – Если руководство России нас не слышит, я могу задать им один вопрос: «Зачем вы идете на уничтожение Беларуси?»..
Снова президент задает вопрос с очень хорошо ему и только ему известным ответом. Ведь было же сказано: манёвры! То есть, учения.

Москве сейчас Белоруссия пока не нужна, «ни областями, ни целиком». Москве нужна уверенность в том, что, когда и если она ей понадобится, механизм поглощения сработает безупречно. Это и называется --маневр.

11 декабря агентство «Интерфакс» сообщило об ультиматуме, который вице-премьер Козак предъявил коллеге из Белоруссии, вице-премьеру Игорю Ляшенко. Сообщалось, что господин Козак наотрез отказался обсуждать с ним скидку на газ и компенсацию Минску потерь от налогового маневра «до принятия принципиальных решений о движении в направлении дальнейшей интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства».

И чтоб было понятно без двусмысленностей, Дмитрий Козак изложил позицию Москвы так: «Если мальчик хочет жениться на девочке, он сначала должен жениться и документы подписать. А потом уже жить по новому бюджету».
О, как!

СКУЧНОЕ КОРОТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Налоговый маневр в нефтяной отрасли России предполагает, что в ближайшие шесть лет, начиная с 2019-го, вывозная пошлина на нефть снизится с 30% до 0%. Сейчас Беларусь при покупке российской нефти эту пошлину в бюджет РФ не уплачивает, при этом зачисляя в свой бюджет экспортные пошлины при поставках за границу нефтепродуктов.

Говоря языком мозырских осин, Минск год за годом получал нефть на 30% дешевле, чем, к примеру, город Москва.

Сейчас Россия поставляет беспошлинную нефть в Беларусь по соглашению, которое было подписано в апреле 2017 года, когда страны заключили перемирие после очередного нефтегазового спора. Тогда стороны подписали договор на семь лет, по которому Минск может получать 24 млн тонн российской нефти без пошлин.
При этом для переработки на своих НПЗ Минск ввозит только 18 млн тонн российской нефти. Еще 6 млн тонн по тем же договоренностям Беларусь продает на внешних рынках. Экспортные пошлины с этого объема Россия зачисляет в белорусский бюджет. Эта схему назвали «перетаможкой».

ЦЕНА ТАЮЩЕГО ЧУДА
В начале 10-х этот цирк даже называли белорусским экономическим чудом. Цены на нефть и газ стояли трескучие. И тот самый «батьковский процент», на который Кремль милостиво закрывал глаза, приносил Минску огромные барыши. Но каждый халявный миллиард долларов, полученный на тупой фарцовке соседскими углеводородами, подсаживал страну на дотационную иглу, убивая ее будущее ради скромного настоящего.
И вот это «чудо» начинает таять, словно снеговик. А вместе с ним и гигантские доходы белоруссского бюджета.

(В этом расследовании я сознательно воздерживаюсь от оценки доходов чиновников, бизнесменов и компаний обеих стран, завязанных на эксплуатации «белорусского чуда». Понятно, что, пользуясь интересами политической интеграции, эти люди и компании создают состояния из воздуха. Ведь когда одна подпись приносит 15 долларов на барреле нефти, а баррелей этих десятки миллионов в год, то всегда найдутся люди, которые оценят красоту почерка подписанта)

МВФ в 2016 года оценивал общую поддержку белорусской экономики со стороны России в $106 млрд только за период 2005–2015 годов, или около $9,7 млрд в год . В разные годы объем «общей чистой поддержки» от России варьировался от 11 до 27% белорусского ВВП, следует из данных МВФ, предоставленных РБК.

Но, конечно, даже эти немыслимые 27% ВВП – далеко не все субсудии, которые прямо или криво получает в рамках призрачного Союзного государства Минск. Кроме белых и черных схем есть еще и серые.

РАСТВОРИТЕЛИ ДЕНЕГ
Вот пример. С 2011 года Белоруссия начала покупать российскую нефть без пошлины, но при экспорте полученных из нее нефтепродуктов должна была перечислить пошлину в бюджет России. Некоторые продукты, например растворители (для их производства используется прямогонный бензин), пошлиной не облагаются. И вдруг их поставки из Белоруссии на экспорт выросли ТЫСЯЧЕКРАТНО! В 2012 г. Минск экспортировал более 4 млн тонн растворителей на сумму более 5 миллиардов долларов. Столько растворителя во всей Европе не потребляется за 3 года! Конечно, под видом растворителя на экспорт беспошлинно шел автобензин.

-Экспортные схемы с растворителями работали больше года, рассказал Ведомостям источник, близкий к одному из нефтетрейдеров.

В 2012 году, в разгар схемы по экспорту «растворителей» и «разбавителей», Беларусь закупила в России 8,4 млн тонн нефтепродуктов, а после остановки этих схем, в 2013 году импорт снизился в 100 раз, до 86 тыс. тонн.

На смену растворителям пришли битумные смеси. За январь-август 2014 экспорт белорусских битумных смесей увеличился в … в 95 (!) раз, составив в денежном выражении 309,9 миллиона долларов.

Экспорт белорусских битумных смесей в 2014 году вызвал у Москвы ту же тревогу, что и два года назад экспорт растворителей. Российская сторона вновь подозревала, что под прикрытием одного товара Беларусь экспортирует другой и тем самым не уплачивает вывозные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. Но тем не менее и через 4 года поставки за рубеж битумных смесей в январе-апреле 2018 г составили 444 тыс. т, выручка от них увеличилась на 13,8% до 158,3 млн. долларов.

Немалые доходы приносит и прямой экспорт бензина. Согласно Белстату, главными рынками для белорусского бензина в 2016 гг. стали Украина (4,3 млн т ), Великобритания (3,1 млн т) и Нидерланды (3,9 млн т).

По данным Белстата, Беларусь в январе – мае 2018 года импортировала из РФ нефтепродуктов на 677,6 миллиона долларов, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ
Однажды летом 2016 года российские таможенники прижали мелкого контрабандиста на пропускном пункте Красная горка. За свободу он расплатился информацией: в 10 км от КПП Белоруссия построила секретную дорогу через границу.

Конечно, таможенники не поверили болтуну: какая новая дорога в нашем захолустье?

-Яблочный путь!– ответил пытуемый.

С этого места таможенники взяли в карьер: в то время перехваченные польские яблоки ценились выше кокаина. И точно, по новой асфальтовой дороге потоком шли фуры с контрабандными фруктами. Та ночь была счастливой для таможенного поста. Но общей картины она не изменила.

В 2013 г. Польша, по данным Международного торгового центра ООН, обеспечивала 55% российского импорта яблок, отгрузив в Россию 751 000 т. После введения санкций экспорт обвалился.

«Польские яблоки вернулись в Россию, экспорт восстановлен практически в досанкционном объеме», написала летом 2016 года польская газета Dziennik Gazeta Prawna.

Вслед за яблоками расцели белорусскими цветами и груши, и все другие фрукты-овощи, которые русская Катюша ждет у своего стола.

Белоруссия, безусловно, стала основным бенефициаром продуктового эмбарго и по молочной продукции: 85% импорта приходится на эту страну, констатирует исполнительный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. По его оценке, поставки молочной продукции из Белоруссии в Россию с 2014 по 2016 г. выросли в полтора раза до 6,5 млн т, при том что производит Белоруссия около 7,2 млн т.

Белоруссия почти в 7 раз увеличила импорт замороженной рыбы из Норвегии. И, судя по статистике ООН, весь прирост был дальше отправлен в Россию. А про знаменитые белорусские креветки, крабы и устрицы знает, наверное, каждый мой читатель.
Сейчас набирает силу новая серая тема– с контрабандным автомобильным газом. Его поставки через Белоруссию в Украину растут, точно бамбук – по 25% в квартал. Счет уже давно идет на сотни миллионов долларов.

А МОЖЕТ, МАДУРО?
Так что скромные 10 миллиардов долларов ежегодных прямых нефтяных и газовых дотаций в год, в которые оценили лукашенковскую «бочку нефти» в МВФ, в реальности, как минимум, удваиваются.

Манёвры же вокруг них, из-за которых так нервничает Батька, только начинаются. И сколько они продлятся, не скажет и сам ВВП.

В Кремле ведь еще не решили, каким путем пойдут в светлое будущее. Может, через Минск. А может, через Каракас: на Венесуэлу за последние годы потратили уже сопоставимую с белорусской сумму. Геополитически Венесуэла много забубеннее, там, как в Белоруссии, всем рулит Роснефть... Так что Александра Григорьевича может и миновать горькая чаша в этом кругу.

Он, кстати, и сам об этом все знает, да и не делает из своих знаний секрета. 22 июня 2018, выступая перед чиновниками, курирующими сельское хозяйство, Лукашенко откровенно сказал:
«Мы – на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся – значит, надо будет в состав какого-то государства идти...».

Все так. Только думаю, что выбор этого государства вряд ли останется за Лукашенко.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу