Нельзя не отметить, что российского императора и до войны крайне беспокоило увеличение государственных расходов. Так, Николай I собственноручно наложил следующую резолюцию на докладную записку военного министра по поводу увеличения бюджета министерства на 1853 г.: «Рассматривая сметы на 1853 год, я нахожу почти по все ведомствам прибавки. Думаю, что полезно было бы все сметы пересмотреть в экономическом департаменте [Государственного] совета, до общего представления государственной сметы, дабы этим способом ближе вникнуть, одна ли необходимость заставляет возвысить сметы, или излишество, которого можно было бы избегнуть». (Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Т. 122.) Увы, лишь благих пожеланий, даже монарших, было явно недостаточно. Как отмечалось в одном из западных исследований того времени, «в любом случае несложно было предвидеть, что в сложившихся условиях государству будет трудно долго сопротивляться тому искушению, в которое ввергал его печатный станок». (Horn Antoine. Banking in the Russian Empire. A history of banking in all the leading nations (Great Britain, Russian Empire, Saving-Banks in the U.S.)
В итоге бюджетные дефициты составляли:

(Блиох И.С. Финансы России XIX столетия. Т. 2.)
Встречаются и другие оценки дефицита бюджета в указанные годы, однако все они в сумме превышают 750 млн руб., что в три раза превосходило годовой государственный доход того периода. На покрытие разрыва в доходах и расходах направлялись все средства, которые только удавалось мобилизовать.
Противники России очень уповали на то, что дополнительные налоги на ведение войны вызовут большое недовольство населения. Всегда интересно и полезно знать, что думают о тебе твои недоброжелатели именно в момент самой острой фазы конфликта. Вот что писал буквально накануне Крымской кампании известный французский публицист и экономист, а к тому времени уже бывший премьер-министр и министр внутренних дел Франции Леон Фоше (Faucher Leonard Joseph, 1803 – декабрь 1854), к книге которого я буду еще неоднократно обращаться: «Готово ли население России нести в той или иной форме дополнительное и чрезвычайное налоговое бремя в сумме 500 миллионов франков? Именно в этом заключается насущная проблема войны, и я полагаю, что ее стоит поставить на повестку дня, чтобы обеспечить ее решение». (Faucher M. Leon. Melanges d’economie politique et de finances. Histoire financiere. Tome premier. Перевод с французского М.А. Елистратова.)
/templates/new/dleimages/no_icon.gif Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
