20 декабря 2007
Комитет по финансовым рынкам Совета федерации провел первое публичное обсуждение законопроекта о борьбе с инсайдерами и использованием инсайдерской информации на российском фондовом рынке, на котором был представлен текст проекта. Участники рынка предлагают сузить круг инсайдеров, определяемый проектом, но расширить перечень признаков манипулирования рынком.
На круглый стол в Совете федерации под названием «О законодательном обеспечении предотвращения использования инсайдерской информации на фондовом рынке» на этой неделе собрались представители рынка, члены СФ и Госдумы, а также руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Однако обсуждение разработанного ФСФР законопроекта «О злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках» заняло всего час, поэтому дискуссия носила поверхностный характер: по сути, это была первая публичная презентация законопроекта, который еще не доработан. Тем не менее настроение участников рынка по отношению к документу постепенно определяется: они предпочли бы, чтобы меры по борьбе с инсайдом вводились постепенно.
Сейчас распространение и использование инсайдерской информации на фондовом рынке фактически не контролируется. В действующем с 1995 года законе «О рынке ценных бумаг» сделана попытка регулирования лишь сделок, совершаемых с использованием служебной информации. Первый вариант закона «Об инсайдерской информации и манипулировании ценами» был разработан Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ, предшественник ФСФР) в 2000 году. Однако он не был согласован в ведомствах, Госдума не начинала его рассматривать.
Претензии участников круглого стола к нынешнему варианту законопроекта касались в основном ст. 5 и 6 законопроекта — «Инсайдеры» и «Манипулирование рынком», а также статей, где описаны требования к поведению инсайдеров. В ст. 5 описано 13 категорий инсайдеров: к ним относятся и эмитенты, и организаторы торговли, и профучастники рынка, и работающие с ними аудиторы. К инсайдерам также относятся члены советов директоров вышеуказанных организаций, государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники ЦБ, имеющие доступ к инсайдерской информации, и члены его наблюдательного совета. К инсайдерам проект отнес и информагентства, раскрывающие информацию по договорам с эмитентом, и лиц и организации, осуществляющие присвоение рейтингов. Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин предложил сузить круг инсайдеров. «Невозможно сразу описать все формы инсайдерской информации, и надо начать с узкого круга инсайдеров, а затем поправками его расширять»,— заявил он.
Проект предъявляет к инсайдерам требования по раскрытию инсайдерской информации и выявлению ее неправомерного использования. Например, эмитенты, организаторы торговли, клиринговые организации, депозитарии и банки, осуществляющие расчеты, обязаны вести список инсайдеров, разработать порядок доступа к инсайдерской информации и назначить контролирующее лицо. По мнению зампредседателя совета директоров ПАРТАД Петра Ланскова, требования к инсайдерам «надо внедрять постепенно, а к брокеру и к организатору торговли нельзя предъявлять одинаковые требования». Андрей Емелин добавил, что требование внедрить правила внутреннего контроля, как показала реализация закона о легализации преступных доходов, в итоге может обернуться административным контролем за содержанием документа, а не за действиями участников рынка.
В ст. 6 «Манипулирование рынком» законопроекта перечислены девять признаков манипулирования, в том числе распространение ложных сведений, совершение сделок с существенным отклонением цены, различные подозрительные варианты выставления заявок на покупку или продажу акций. По мнению начальника управления ФБ РТС Андрея Салащенко, в статье учтены не все признаки манипулирования. Например, отсутствует такой признак, как выставление и снятие одних и тех же заявок с определенной частотой в определенный промежуток времени. Также, по его мнению, четко не описаны поводы для приостановления торгов.
Владимир Миловидов пока не стал комментировать предложения участников рынка. Также обсуждение не затронуло одну из самых скандальных норм законопроекта — о наделении ФСФР полномочиями «требовать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предоставления в соответствии с внутренними документами соответствующей организации записей телефонных переговоров и обмена данными, необходимыми для выявления и пресечения нарушений требований». Заметим, что в варианте 2000 года, представленном депутатом Владимиром Тарачевым, фигурировало еще более скандальное предложение: наделить ФКЦБ правом выплачивать вознаграждение в размере до 10% от суммы взысканного штрафа тем, кто выявил потенциальных инсайдеров, а также тем, кто оказал ФКЦБ помощь в расследовании. В нынешней версии проекта этих положений нет. Также не затрагивался вопрос и об ответственности за незаконное использование инсайдерской информации.
Законопроект пока дорабатывается в ФСФР. По словам Владимира Миловидова, он может быть внесен в Госдуму не раньше осени 2008 года. Ъ будет следить за развитием событий.
Ирина ГРАНИК
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
На круглый стол в Совете федерации под названием «О законодательном обеспечении предотвращения использования инсайдерской информации на фондовом рынке» на этой неделе собрались представители рынка, члены СФ и Госдумы, а также руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Однако обсуждение разработанного ФСФР законопроекта «О злоупотреблениях на организованных финансовых и товарных рынках» заняло всего час, поэтому дискуссия носила поверхностный характер: по сути, это была первая публичная презентация законопроекта, который еще не доработан. Тем не менее настроение участников рынка по отношению к документу постепенно определяется: они предпочли бы, чтобы меры по борьбе с инсайдом вводились постепенно.
Сейчас распространение и использование инсайдерской информации на фондовом рынке фактически не контролируется. В действующем с 1995 года законе «О рынке ценных бумаг» сделана попытка регулирования лишь сделок, совершаемых с использованием служебной информации. Первый вариант закона «Об инсайдерской информации и манипулировании ценами» был разработан Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ, предшественник ФСФР) в 2000 году. Однако он не был согласован в ведомствах, Госдума не начинала его рассматривать.
Претензии участников круглого стола к нынешнему варианту законопроекта касались в основном ст. 5 и 6 законопроекта — «Инсайдеры» и «Манипулирование рынком», а также статей, где описаны требования к поведению инсайдеров. В ст. 5 описано 13 категорий инсайдеров: к ним относятся и эмитенты, и организаторы торговли, и профучастники рынка, и работающие с ними аудиторы. К инсайдерам также относятся члены советов директоров вышеуказанных организаций, государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники ЦБ, имеющие доступ к инсайдерской информации, и члены его наблюдательного совета. К инсайдерам проект отнес и информагентства, раскрывающие информацию по договорам с эмитентом, и лиц и организации, осуществляющие присвоение рейтингов. Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин предложил сузить круг инсайдеров. «Невозможно сразу описать все формы инсайдерской информации, и надо начать с узкого круга инсайдеров, а затем поправками его расширять»,— заявил он.
Проект предъявляет к инсайдерам требования по раскрытию инсайдерской информации и выявлению ее неправомерного использования. Например, эмитенты, организаторы торговли, клиринговые организации, депозитарии и банки, осуществляющие расчеты, обязаны вести список инсайдеров, разработать порядок доступа к инсайдерской информации и назначить контролирующее лицо. По мнению зампредседателя совета директоров ПАРТАД Петра Ланскова, требования к инсайдерам «надо внедрять постепенно, а к брокеру и к организатору торговли нельзя предъявлять одинаковые требования». Андрей Емелин добавил, что требование внедрить правила внутреннего контроля, как показала реализация закона о легализации преступных доходов, в итоге может обернуться административным контролем за содержанием документа, а не за действиями участников рынка.
В ст. 6 «Манипулирование рынком» законопроекта перечислены девять признаков манипулирования, в том числе распространение ложных сведений, совершение сделок с существенным отклонением цены, различные подозрительные варианты выставления заявок на покупку или продажу акций. По мнению начальника управления ФБ РТС Андрея Салащенко, в статье учтены не все признаки манипулирования. Например, отсутствует такой признак, как выставление и снятие одних и тех же заявок с определенной частотой в определенный промежуток времени. Также, по его мнению, четко не описаны поводы для приостановления торгов.
Владимир Миловидов пока не стал комментировать предложения участников рынка. Также обсуждение не затронуло одну из самых скандальных норм законопроекта — о наделении ФСФР полномочиями «требовать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предоставления в соответствии с внутренними документами соответствующей организации записей телефонных переговоров и обмена данными, необходимыми для выявления и пресечения нарушений требований». Заметим, что в варианте 2000 года, представленном депутатом Владимиром Тарачевым, фигурировало еще более скандальное предложение: наделить ФКЦБ правом выплачивать вознаграждение в размере до 10% от суммы взысканного штрафа тем, кто выявил потенциальных инсайдеров, а также тем, кто оказал ФКЦБ помощь в расследовании. В нынешней версии проекта этих положений нет. Также не затрагивался вопрос и об ответственности за незаконное использование инсайдерской информации.
Законопроект пока дорабатывается в ФСФР. По словам Владимира Миловидова, он может быть внесен в Госдуму не раньше осени 2008 года. Ъ будет следить за развитием событий.
Ирина ГРАНИК
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу