Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
РЖД потратят ₽500 млрд на вагоны и тоннель. Стоит ли купить их облигации? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

РЖД потратят ₽500 млрд на вагоны и тоннель. Стоит ли купить их облигации?

14 января 2019 РБК | РБК Quote Песков Антон
«Российские железные дороги» планируют масштабные инвестиции в ближайшее время. Аналитики объяснили, чем могут быть интересны облигации РЖД и рассказали, каким инвесторам подойдут эти ценные бумаги

Дочерняя для «Российских железных дорог» «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) заключит рекордный контракт на закупку пассажирских вагонов у Тверского вагоностроительного завода. Как сообщили источники «Коммерсанта», речь идет о покупке к 2025 году более ​3,7 тыс. вагонов на сумму 237 млрд руб.

Помимо обновления парка вагонов в РЖД намерены построить второй Северомуйский тоннель на Байкало-Амурской магистрали (БАМ). По словам главы РЖД Олега Белозерова, это даст возможность провозить не 16 млн, а 100 млн тонн грузов. По оценкам Института экономики и развития транспорта, такое строительство обойдется в 261 млрд руб.

Первый Северомуйский тоннель строился на Байкало-Амурской магистрали с перерывами в течение 26 лет и был открыт в конце 2003 года. Его ввод в эксплуатацию дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов. В настоящее время тоннель протяженностью более 15 км является самым длинным в России.

Если суммировать затраты на две масштабные программы, окажется, что в ближайшие годы РЖД выделит около 500 млрд руб. на строительство тоннеля и рекордную закупку вагонов.

Поначалу такие затраты утяжелят финансовый баланс компании, и если бы речь шла об акциях, то такие капитальные расходы могли бы привести к снижению котировок на горизонте нескольких месяцев, считает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. Но акции РЖД невозможно купить — компания на 100% принадлежит государству.

Однако если инвесторы посмотрят на другой финансовый инструмент РЖД — облигации, где гарантированы фиксированные купонные выплаты, то в конечном счете это подогреет интерес и долгосрочно увеличит спрос на них. Заметнее всего это проявится через полтора-два года — по мере того, как компания приступит к реализации мегапроектов и преодолеет временной «экватор» готовности, считает Пушкарев. По его словам, финансовая устойчивость РЖД практически абсолютна.

Какие лучше выбрать?

Quote попросил аналитиков оценить три выпуска облигаций РЖД с погашением в 2032-2033 годах и доходностью до 9,26%. Данные бумаги могут вызвать более активный интерес среди представителей азиатских перевозчиков, которые готовы будут в них вложиться для диверсификации доходов от использования новой более скоростной железнодорожной магистрали, полагает Петр Пушкарев.

«В связи с этим серьезный, хотя и очень постепенный рост спроса и котировок можно ждать по всем указанным облигациям РЖД, так как они все имеют хороший по срокам горизонт выплат порядка 13-14 лет, а значит, проекты успеют выйти на окупаемость», — считает эксперт.

Облигации РЖД — очень консервативный инструмент, поскольку до погашения им еще около 15 лет, а доходность они показывают на уровне 10-летних облигаций федерального займа (ОФЗ). Такую оценку привел аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.

Что касается новостей о закупках пассажирских вагонов и строительстве второго Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали, то они не делают облигации компании привлекательнее, считает эксперт. «Эта инвестпрограмма наверняка увеличит долговую нагрузку, и для держателей облигаций это означает, что они принимают повышенные риски», — предупредил Антонов.

«Не думаю, что новости о рекордном контракте на закупку вагонов и строительстве тоннеля на БАМе существенно поднимет спрос на облигации РЖД. Все же, контракт на закупку вагонов предполагает значительные вложения средств РЖД, что не очень позитивно для владельцев облигаций компании как кредиторов», — согласилась с коллегой аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.

Модернизация БАМа — долгоиграющий проект сроком до 2025 года, но он «манит» перспективами улучшения ситуации с потоками средств от грузоперевозок. «Тем более, что грузоперевозки — основной источник доходов РЖД», — подчеркнула Соснова.

При этом сами облигации РЖД, по мнению представителя «Фридом Финанс» — довольно интересный инструмент из-за доходности около 9,3%. «Сложно забыть, что РЖД — благонадежная госкомпания, монополист в области железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок в России. Маржа по EBITDA в 2018 году, по оценкам, составила около 22%», — добавила Соснова.​

Наибольший смысл, по мнению Петра Пушкарева из TeleTrade, сейчас видится в покупке облигаций выпуска RU000A0ZYU05, так как стоят эти бумаги сейчас менее 91% от номинала. «Дно стоимости в 88% в сентябре пройдено, при этом текущая доходность данной облигации к погашению составляет 9,26% годовых: на 0,75% выше, чем по ОФЗ — совсем неплохая премия», — оценил аналитик.

Альтернативное мнение

Частным инвесторам можно смело покупать облигации РЖД — они в среднем по доходности выше облигаций федерального займа на 70-90 базисных пунктов, заявил руководитель отдела управления бумагами с фиксированной доходностью управляющей компании «Открытие» Дмитрий Космодемьянский.

«Однако необходимо будет смириться с достаточной степенью волатильности бумаги: во-первых, это все-таки облигация, а не депозит. Во-вторых, из почти всех корпоративных бумаг через полгода-год уходит ликвидность, и продать быстро по хорошей цене небольшой объем бумаг будет сложно», — предупредил Космодемьянский.

«С моей точки зрения, никакие серьезные затраты на любые мегаломанские проекты, будь то Северомуйский туннель, дорога Салехард-Игарка или Москва-Пекин, не сдвинут РЖД с места на рынке облигаций. Это место среди убыточных или слабоприбыльных государственных компаний, выполняющих особые поручения государства», — добавил представитель «Открытия».

В надежности инвестирования средств в облигации РЖД сомневаться не приходится, но в связи с длительностью погашения инфляция может перекрыть весь прогнозируемый доход по облигациям, предупредил ведущий экономист компании «ФинИст» Денис Лисицын. «Кроме того, возможное снижение котировок по данным инструментам из-за того, что РЖД все-таки социально ориентированная компания и имеет стратегический вектор развития в рамках государства, делает эти финансовые инструменты менее привлекательными», — считает он.

Однако если учесть тот факт, что РЖД будет заключать контракт на закупку 3731 вагона при участии Государственной транспортной лизинговой компании, то инвестиции именно в данные облигации выглядят крайне перспективно. «Эта облигация была бы более интересна для инвестирования, так как выпускается в долларовом эквиваленте, что уже само по себе гарантирует сбережение средств от инфляционных процессов, связанных с повышением курса доллара США к рублю», — считает Лицицын.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу