25 февраля 2009 InoPressa
Как известно, самые блестящие выпускники американских колледжей в последние десятилетия шли работать в наиболее экзотические финансовые области. То же самое можно сказать и о некоторых компаниях с кредитным рейтингом AAA. Корпорация General Electric (GE) делала все, чтобы расширить свое финансовое подразделение, которое в результате занималось всем, чем угодно - от кредитных карточек до операций с недвижимостью. American International Group (AIG) тоже прошла большой путь диверсификации - от чистой страховой деятельности до кредитных деривативов. И даже компания Уоррена Баффета Berkshire Hathaway не устояла от соблазна набрать кучу контрактов с производными инструментами на акции, которые в последнее время привели к образованию на ее счетах крупной задолженности, возникшей в результате переоценки стоимости активов по текущим рыночным ценам.
И эти нефинансовые фирмы пострадали от кризиса точно так же, как и масса банков с рейтингом AAA, которые вообще ушли в небытие. AIG после колоссальных убытков на деривативах перешла под государственный контроль. Рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) утверждает, что GE сейчас столкнулась с ситуацией, когда у нее имеется один шанс из трех утратить свой рейтинг, который ей удавалось подтверждать начиная с 1956 года, и связано это в основном с проблемами в ее финансовом подразделении. Спрэды по кредитным дефолтным свопам компании Berkshire Hathaway намного выше, чем у нефинансовых фирм с рейтингом AAA - таких, как, например, Exxon Mobil.
Упавшие до минимума проценты по кредитам, несомненно, подталкивали банки к необоснованному риску. Может быть, высшие рейтинги стимулировали и нефинансовые учреждения поступать так же? Как правило, нет. Количество промышленных компаний, имевших наивысший кредитный рейтинг агентства S&P's, упало с 60 в 1980-х годах до 6 сегодня, но это в основном отражает то давление, которое оказывали на фирмы их акционеры, требовавшие концентрации на основной деятельности, или просто отражалось ухудшение перспектив развития соответствующих отраслей.
Но небольшая кучка компаний, видимо, все же поддалась соблазну заниматься финансовой деятельностью именно потому, что желала эксплуатировать свои высокие рейтинги. «Все мое нутро подсказывало, что... этот бизнес дает возможность легко делать деньги», писал Джек Уэлч, бывший босс GE. Казалось, что для этого достаточно «найти умных людей с творческим подходом к делу и воспользоваться солидной финансовой отчетностью GE». Когда AIG в 1980 году учреждала свое подразделение кредитных дефолтных свопов, она переманила к себе специалистов из брокерской конторы Drexel Burnham Lambert, занимавшейся «мусорными» облигациями. А их в свою очередь привлекла открывавшаяся благодаря высочайшим рейтингам AIG возможность размещения новых акций в «нагрузку» к уже размещенным,.
Подобные побуждения не всегда являются ошибочными. Рискованные операции могут привести к убыткам и в конечном итоге к увеличению суммарной стоимости кредитов, получаемых компанией, - но на это можно идти, если все компенсируется прибылью.
Эджит Джейн, один из руководителей Berkshire Hathaway, утверждает, что, имея рейтинг AAA, компания в течение последних 20 лет не относилась серьезно к вхождению на рынок страхования облигаций. И только совсем недавно - после коллапса данного сегмента - цены выросли до уровня, который Berkshire считает для себя привлекательным.
Даже в условиях нормальных цен полагаться на высокий рейтинг как на «палочку-выручалочку» - это ненадежная стратегия. Дело тут не в том, что более низкий рейтинг может означать небольшое увеличение стоимости заимствований. Реальная угроза таится в требованиях о предоставлении дополнительного обеспечения, которые могут предъявить контрагенты. Подобно ряду банков, AIG столкнулась с тем, что снижение рейтинга становится причиной фатального кризиса ликвидности. Пытаясь успокоить своих контрагентов, Berkshire Hathaway уверяет, что бóльшая часть ее деривативов по акциям не предусматривает операции с обеспечением. А GE настаивает на том, что снижение рейтинга не будет иметь «значительного» влияния. Вывод: несмотря на то что иметь высокий рейтинг - дело хорошее, и что эксплуатировать его полезно, никогда и никому не следует становиться его заложником.
© 2009 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
И эти нефинансовые фирмы пострадали от кризиса точно так же, как и масса банков с рейтингом AAA, которые вообще ушли в небытие. AIG после колоссальных убытков на деривативах перешла под государственный контроль. Рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) утверждает, что GE сейчас столкнулась с ситуацией, когда у нее имеется один шанс из трех утратить свой рейтинг, который ей удавалось подтверждать начиная с 1956 года, и связано это в основном с проблемами в ее финансовом подразделении. Спрэды по кредитным дефолтным свопам компании Berkshire Hathaway намного выше, чем у нефинансовых фирм с рейтингом AAA - таких, как, например, Exxon Mobil.
Упавшие до минимума проценты по кредитам, несомненно, подталкивали банки к необоснованному риску. Может быть, высшие рейтинги стимулировали и нефинансовые учреждения поступать так же? Как правило, нет. Количество промышленных компаний, имевших наивысший кредитный рейтинг агентства S&P's, упало с 60 в 1980-х годах до 6 сегодня, но это в основном отражает то давление, которое оказывали на фирмы их акционеры, требовавшие концентрации на основной деятельности, или просто отражалось ухудшение перспектив развития соответствующих отраслей.
Но небольшая кучка компаний, видимо, все же поддалась соблазну заниматься финансовой деятельностью именно потому, что желала эксплуатировать свои высокие рейтинги. «Все мое нутро подсказывало, что... этот бизнес дает возможность легко делать деньги», писал Джек Уэлч, бывший босс GE. Казалось, что для этого достаточно «найти умных людей с творческим подходом к делу и воспользоваться солидной финансовой отчетностью GE». Когда AIG в 1980 году учреждала свое подразделение кредитных дефолтных свопов, она переманила к себе специалистов из брокерской конторы Drexel Burnham Lambert, занимавшейся «мусорными» облигациями. А их в свою очередь привлекла открывавшаяся благодаря высочайшим рейтингам AIG возможность размещения новых акций в «нагрузку» к уже размещенным,.
Подобные побуждения не всегда являются ошибочными. Рискованные операции могут привести к убыткам и в конечном итоге к увеличению суммарной стоимости кредитов, получаемых компанией, - но на это можно идти, если все компенсируется прибылью.
Эджит Джейн, один из руководителей Berkshire Hathaway, утверждает, что, имея рейтинг AAA, компания в течение последних 20 лет не относилась серьезно к вхождению на рынок страхования облигаций. И только совсем недавно - после коллапса данного сегмента - цены выросли до уровня, который Berkshire считает для себя привлекательным.
Даже в условиях нормальных цен полагаться на высокий рейтинг как на «палочку-выручалочку» - это ненадежная стратегия. Дело тут не в том, что более низкий рейтинг может означать небольшое увеличение стоимости заимствований. Реальная угроза таится в требованиях о предоставлении дополнительного обеспечения, которые могут предъявить контрагенты. Подобно ряду банков, AIG столкнулась с тем, что снижение рейтинга становится причиной фатального кризиса ликвидности. Пытаясь успокоить своих контрагентов, Berkshire Hathaway уверяет, что бóльшая часть ее деривативов по акциям не предусматривает операции с обеспечением. А GE настаивает на том, что снижение рейтинга не будет иметь «значительного» влияния. Вывод: несмотря на то что иметь высокий рейтинг - дело хорошее, и что эксплуатировать его полезно, никогда и никому не следует становиться его заложником.
© 2009 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу