Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Крис Джайлз, Падение доллара: во зло или во благо? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Крис Джайлз, Падение доллара: во зло или во благо?

Всем нравится жаловаться на доллар. Пять лет назад мир с грустью взирал на силу "зеленого" и постоянно растущий торговый дефицит США, вызванный неконкурентоспособным валютным курсом. Многие боялись, что углубление мирового торгового дисбаланса приведет к плачевным последствиям. В то время почти каждый считал, что доллар должен упасть. Действительно, с февраля 2002 года курс доллара начал снижаться. С учетом поправок на инфляцию он упал на 28% против валют торговых партнеров США
6 января 2008 Архив

Всем нравится жаловаться на доллар. Пять лет назад мир с грустью взирал на силу "зеленого" и постоянно растущий торговый дефицит США, вызванный неконкурентоспособным валютным курсом. Многие боялись, что углубление мирового торгового дисбаланса приведет к плачевным последствиям. В то время почти каждый считал, что доллар должен упасть. Действительно, с февраля 2002 года курс доллара начал снижаться. С учетом поправок на инфляцию он упал на 28% против валют торговых партнеров США. Однако те, кто ожидал, что после этого в мировых валютных дебатах наступит период счастливого умиротворения, были жестоко разочарованы. По отношению к евро доллар упал еще больше, на 41%, что вызвало предельную напряженность в традиционно дипломатичных отношения Председателя ЕЦБ Жан-Клода Трише. Изменения валютных курсов, произошедшие в последнее время, он назвал "определенно резкими" и добавил, что "такие жесткие сдвиги никогда не приветствовались". Президент Франции Николя Саркози во время визита в США в ноябре не стал искать эвфемизмов и прямо заявил, что доллар не может больше оставаться причиной проблем и заявил, что "монетарный хаос может превратиться в экономическую войну", жертвами в которой станут все страны.


Европейские компании, такие как Airbus жалуются на потерю конкурентоспособности, а Том Эндерс, генеральный директор этой компании, назвал падение доллара "угрозой для жизни". За пределами Европы, в частности в Объединенных Арабских Эмиратах падение доллара вызвало самый живой интерес. В прошлом месяце Насер Аль Сувеиди, управляющий Центрального банка, заявил: "Дальнейшее падение доллара и ожидаемое ослабление экономики США знаменуют переходный момент". В ноябре премьер министр Китая Вен Джиабао открыто выразил беспокойство по поводу того, как уберечь 1455 млрд. долларов в резервах Китая в условиях обесценения американской валюты. Недавно он заявил о том, что в ослаблении юаня против евро виноват падающий доллар, но, вместо того, чтобы заставить правительство Китая переоценить национальную валют по отношению к европейским, заявил, что ничего не может поделать с этой проблемой и посоветовал Европе поискать решения за океаном, чем вызвал в Старом Свете всеобщее раздражение. После того как в клипе американского реппера Джея Зи вместо пачки долларов появилась пачка евро, а бразильская супермодель Жизель Бундхен, по слухам, отказалась получать гонорары в долларах (хотя эти слухи и были впоследствии опровергнуты), с уверенностью можно говорить о том, что недовольство падением "зеленого" вышло за пределы финансовых изданий, превратившись в тему массового обсуждения.


С точки зрения экономики, вопросы, возникающие в связи с этим, просты. Является ли снижение доллара, происходившее с 2002 года, иллюстрацией поговорки "за что боролись, на то и напоролись"? Не поднимает ли мировая общественность слишком много шума по поводу необходимой корректировки валютных курсов? Иными словами, дает ли снижение доллара реальный повод для беспокойства? Ответить на эти вопросы не так то просто, поскольку подтверждения можно найти в пользу каждого довода. Например, в течение последних четырех лет, пока доллар мало по малу падал, мир наслаждался самыми быстрыми с начала 1970-х гг. темпами экономического роста. Международный Валютный Фонд считает последнее резкое падение обнадеживающим, поскольку оно не стало причиной потери доверия к доллару как резервной валюте и связанного с этим повышения рыночных процентных ставок. По словам ведущего экономиста МВФ Саймона Джонсона, с этой точки зрения снижение курса доллара представляет собой вполне нормальный процесс. Настоящим поводом для беспокойства является то, что, судя по многим признакам, падение доллара приведет не к усугублению, а всего лишь к сдвигу мировых дисбалансов.


Как правило, тревогу начинают бить трезвые головы из центральных банков и международных организаций. К примеру, в прошлом месяце управляющий Банка Англии Мервин Кинг предупреждал о том, что сильное восходящее движение валют стран Большой Семерки по отношению к доллару может привести большой напряженности в валютной сфере. Он заявил, что после заседания МВФ, которое прошло недавно в Вашингтоне, стал больше беспокоиться о возможных последствиях этой напряженности именно потому, что усиление дисбалансов - не туманная перспектива, а реальность. Хотя прогнозировать динамику движения валют не просто, руководство Федерального Резерва опасается за собственные интересы, так как объявленные им недавно снижения процентной ставки наряду со слабыми экономическими перспективами на следующий год могут подорвать доверие к активам США, если экспортеры нефти откажутся вкладывать заработанные ими средства назад в американскую экономику. Это может стать причиной кризиса доллара и вызвать повышение и долгосрочных процентных ставок, и премий за риск по активам США, а также сделать недавние снижения ставки менее эффективными для смягчения экономического спада, чем предполагалось. Напряженность, на которую ссылаются г-н Кинг, власти Еврозоны и американские политики, говоря о ситуации с валютами, связана с той глобальной валютной системой, которая сложилась за последнее десятилетие. В настоящее время развитые экономики используют плавающие обменные курсы, тогда как развивающиеся страны, как правило, оценивают свои валюты по отношению к доллару. Эта система, которую часто называют "вторым Бреттон-Вудским соглашением, пришла на смену системе с фиксированным обменным курсом, действовавшей начиная с периода второй мировой войны до начала 1970-х.


Активное сальдо торгового баланса в Китае и странах-производителях нефти реинвестируется в активы США, чтобы предотвратить повышение курсов их валют; к удивлению многих экономистов, эта система доказала свою надежность и оказалась удобной. Приток сбережений в США поддерживает низкие реальные процентные ставки и высокий уровень потребления в Соединенных Штатах. Всем ясно, что это не может продолжаться вечно. Как предупредил на прошлой неделе представитель Организации экономического сотрудничества и развития, инвесторы не будут долго мириться с низкими прибылями от вложений в американские предприятия, и стремление финансировать займы США будет уменьшаться параллельно с уменьшением роли страны в мировой экономике. Между тем сдвиг обменных курсов продолжает приносить свои обычные плоды. Экспортные товары США стали дешевле, и после довольно-таки большой паузы их объемы активно увеличиваются. Ожидается, что в этом году дефицит текущего счета снизится впервые после рецессии 2001 года.

Крис Джайлз, Падение доллара: во зло или во благо?

Ели не считать отдаленной катастрофы внезапного долларового кризиса, из-за которого хмурятся некоторые сотрудники ФРС, то перспективы США не так уж и плохи. Мировая сверхдержава не может спокойно наблюдать за тем, как доллар теряет лоск, однако, быстро растущий экспорт - как раз то, что нужно американской экономике в ситуации, когда внутренние расходы страдают из-за ужесточения кредитных требований и кризиса субстандартного кредитования. Впервые за многие годы на международных встречах США может заявлять, что вносит вклад в борьбу с дисбалансами, даже при том, что сокращение расходов - проблема международного масштаба. Что касается остального мира, то в нем остается все меньше и меньше экономик, которым подходит вторая Бреттон-вудская система. Для Еврозоны, обладающей хорошо сбалансированным торговым счетом, резкое падение доллара несет риск роста дефицита торгового баланса. Европейские потребители и правительства, возможно, попытаются избежать такого исхода. Скорее всего, вместо роста дефицита Европу ожидает замедленный рост по мере снижения объемов экспорта. Напряженность в торговых отношениях Европы и Китая будет нарастать.


В странах Персидского залива, экспортирующих нефть, привязка национальных валют к доллару вынуждает перегретые экономики мириться с обесценением, тогда как в этот момент им бы не помешало укрепление курса валюты. В итоге они получили цен на импорт, резкий всплеск инфляции и народные волнения. А последние понижения ставки ФРС, рассчитанные на то, чтобы стимулировать американскую экономику, лишь усугубили ситуацию. Ослабление монетарных условий, передающееся всем странам, привязывающим валюты к доллару, грозит формированием инфляционной спирали. Китай оказался меж молотом и наковальней, даже невзирая на свои легендарные попытки нивелировать последствия притока капитала путем покупки долларовых активов. Если власти позволят юаню падать вместе с долларом, высокие цены на импорт и еще более активно растущий спрос на экспортные товары Китая приведут к серьезному инфляционному давлению, что потребует от правительства более строгого административного контроля над экономикой. Но это идет в разрез с заявленными целями китайских властей. Если же они переоценят юань против доллара, они неизбежно столкнутся с убытками по своим валютным резервам, по меньшей мере, 65% которых деноминировано в долларах. Г-н Джонсон из МВФ отмечает, что приток капитала, хлынувший в страну, провоцирует рост валютных курсов в развивающихся экономиках Азии, Центральной Европы, Латинской Америки и Африки. Таким образом, краткий миг экономического благополучия может внезапно закончиться драматичным падением с громким треском. "Мировые дисбалансы сегодня выглядят худо, как никогда. При этом все четко указывает на развивающиеся рынки", - добавил он, посоветовав правительствам этих государств придерживаться жесткой дисциплины в вопросах фискальной политики.


Ни одна из проблем, связанных с падением доллара и потенциальной неэффективностью Бреттон-вудской системы II не сможет привести к неизбежному краху в этом или следующем году, отмечают политики, поскольку мир уже неоднократно выбирался и из более серьезных передряг. Но следует учитывать, что мировые дисбалансы будут лишь обостряться в дальнейшем, несмотря на сокращение дефицита текущего счета в США. Таким образом, мир остается уязвимым и подверженным риску глубокой коррекции. На линии огня в первую очередь окажутся небольшие развивающиеся рынки. Как только праздник жизни, на котором капитал течет рекой, подойдет к концу. Для мировой экономики, находящейся в крайней опасности, крайне важно найти верный фарватер через это минное поле серьезных проблем. Легко сказать, да трудно сделать. Вероятно, Штаты начнут больше сберегать и меньше тратить. Европе не нужно дальнейшее укрепление евро, однако, ей необходимо поддерживать потребительские расходы, чтобы компенсировать утрату конкурентоспособности на внешнем рынке. Страны Персидского залива должны ревальвировать свои валюты, чтобы сдержать рост инфляции, а также активнее тратить деньги, вырученные от продажи нефти, чтобы повысить уровень жизни. Китаю следует также позволить юаню укрепиться и выдвинуть внутренний спрос в качестве основного катализатора улучшения качества жизни. Все это означает конец Бреттон-вудской системы II, которая, казалось бы, доказала свою успешность. Однако это равнозначно прыжку в неизвестность, подобные меры противоречат многим обязательствам политиков в отношении внутренней политики, как среди стран экспортеров нефти, так и в Китае и Европе - вполне вероятно, что политики к нему просто не готовы. Трения и серьезный крах по-прежнему остается более вероятным исходом несбалансированного падения доллара, чем мирное разрешение мировой экономической напряженности.


Пути валют порой неисповедимы. Как ни странно, между валютными курсами и Епископом Саутуркским после получения титула прелата на Рождество в прошлом году в посольстве Ирландии, есть много общего. Все прекрасно знают, что его ждет в долгосрочной перспективе, однако, совершенно бесполезно предсказывать то, какими путями он достигнет цели. Аналогичным образом, доллар опроверг многие краткосрочные прогнозы, но при этом эксперты продолжают настаивать на его надежности в долгосрочном периоде. Фактически, в течение многих лет лучшим прогнозным методом в отношении динамики движения доллара на короткий период остается теория случайных блужданий. Все очень просто. Согласно теории случайных блужданий завтра валютный курс будет примерно таким же как и сегодня, однако не исключены случайные движения вниз или вверх. Однако сейчас многие экономисты, среди которых Дэвид Ву, начальник отдела валютной стратегии в Barclays Capital, считают, что между движениями валют и определенными макроэкономическими показателями прослеживается связь. С 1970-х на финансовых рынках многократно менялась мода. "Теория случайных блужданий была актуальна 25 лет назад и как нельзя более актуальна сегодня", - заявляет он. Но с 2005 года с предсказанием движения валютных курсов не возникало особых сложностей, поскольку они шли в ногу с ожиданиями по ставкам. Так, в 2005 году ФРС была настроена крайне решительно, и доллар рос. В 2006 году Европейский центральный банк заявил о своем желании повысить ставки, что помогло евро подняться, а снижение ставки ФРС после кредитного кризиса лишь прибавило евро силы, а доллару слабости. Но проблема в том, что тема дифференциала по ставкам себя исчерпала, считает Ву. Он полагает, что судьба евро/доллара на ближайшие месяцы зависит от того, продолжит ли остальной мир расти на фоне ослабления экономики в США. Его предположение не лишено логики, хотя и выглядит, как статистический штамп.

Крис Джайлз The Financial Times

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу