Мой путь инвестора » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мой путь инвестора

1 мая 2019 Открытие Шемякин Алексей
В 2005 году я окончил университет и только-только начал трудовую карьеру. Тогда же у меня появился и первый опыт накоплений, когда папа продал квартиру в другом городе и дал мне 100 тыс. рублей. По тем временам деньги довольно приличные, а по сравнению с моей зарплатой в 5-6 тыс. рублей — вообще целое состояние. Я даже не помню, каково было предназначение этих денег, вроде на покупку нового жилья. Квартиры в моём городе стоили 300-350 тыс., при моей зарплате это означало, что копить придётся усердно и долго. В общем, я отнёс 100 тысяч в «Сбербанк» под 4-5% годовых, других вариантов я не видел, да и не знал. Это был мой первый опыт инвестирования. Но с той поры я выработал привычку откладывать часть зарплаты.

2006 год

Я работал, получал свои первые зарплаты. Ещё в студенчестве я жил далеко от родителей и месячный бюджет привык планировать, поэтому с откладыванием части доходов на депозит в банке проблем не возникало. Уже не помню, как я узнал, что нужно откладывать не менее 10% своего дохода, но делал это регулярно. На работе частенько перепадали премии, поэтому получалось откладывать больше 10% своих доходов.

В 2006 году я впервые прочитал книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». На неокрепший мозг инвестора эта книга оказала большое влияние. Я стал искать возможности инвестиций, и тут же в поле зрения появились ПИФы. Я жил в небольшом городе, и выбор ПИФов был не велик. Даже не помню, как они назывались и какие были управляющие компании. Помню, что на выбор предлагалось вложиться в ПИФ «Акции», ПИФ «Облигации» в «Большой-Солидной» УК и в ПИФ «Акции», ПИФ «Облигации» в «Непонятно-Какой» УК. В «Большой-Солидной» порог входа был 50 000 рублей и минимальное пополнение — 5 000 рублей. В «Непонятно-Какой» порог был 30 000 рублей и минимальное пополнение — 3 000 рублей. К концу 2006 года моя зарплата была примерно 10 000 рублей, условия «Большой-Солидной» УК были для меня заградительными. Поэтому выбор пал на «Непонятно-Какую» УК. Я купил «облигационных» и «акционных» паёв. Большая часть сбережений осталась на депозите в «Сбербанке».

2007 год

Постепенно я начал узнавать о существовании фондового рынка и о том, что можно самому там что-то покупать\продавать. Я стал искать возможности выхода на фондовый рынок. В моём городе был только «Сбербанк». И условия там были воистину драконовские: минимальный депозит 100 тыс. рублей, минимальная сделка — 30 тыс. рублей. Комиссия — 1%. Никакого интернет-трейдинга, нужно было ходить в офис брокера, оставлять бумажную заявку на покупку или продажу ценных бумаг и подписывать её. Можно было звонить брокеру и подавать заявку голосом, но это не отменяло необходимости потом подойти в офис и подписать все поручения.

В качестве альтернативы мне предложили «Альфа-Директ»:

ограничений на минимальный взнос нет, хоть 10 рублей;

ограничений на размер сделки нет;

комиссия — 0,03%.

По сравнению со «Сбербанком» — просто небо и земля. Было одно «но» — отсутствие офиса «Альфа-Директа» в моём городе, до ближайшего — 200 км. Открывать счёт нужно было в будний день, соответственно — отпрашиваться с работы. Но я всё это успешно преодолел и на общественном транспорте добрался до их офиса. Немного повоевав с некомпетентными и нерасторопными клерками, счёт я всё-таки открыл. Начал постепенно выводить деньги из ПИФов и переводить в «Альфа-Директ». Первый депозит был 5 000 рублей.

Не было вообще никакого понимания, что покупать и что продавать, и почему это надо делать, и какими правилами руководствоваться. Даже не было понимания, какие вообще акции торгуются на рынке. Поэтому начал с тех акций, про которые я хоть что-то слышал: «Сбербанк», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть». Надо сказать, что к тому моменту я имел некоторые навыки теханализа и использовал японские свечи — довелось почитать книги по трейдингу. В общем, постепенно начал торговать.

2008 год

К началу 2008 года я уже практически полностью перевёл свои сбережения из ПИФов в «Альфа-Директ». «Облигационные» паи уже были погашены, оставалось немного в «акционных» паях. В январе подгадал момент по котировкам «акционных» паёв и подал заявку на погашение почти всех. Оставил около 5 000 рублей. Удивительно получилось: я подал заявку на погашение паёв, подождал три-четыре дня, пока моя заявка обработается, получил деньги на карту. На следующий день после того, как я получил деньги, на рынке начался обвал и дальнейшее снижение к минимумам 2008 года. Тогда я ещё смотрел РБК, там многие эксперты недоумевали, почему так: «Америка растёт, а мы падаем».

Мне было неважно, рос рынок или падал, я был спекулянтом, и экономика компаний была для меня чем-то невообразимо далёким. Я занимался техническим анализом, у меня всё получалось, и я считал себя умнее других.

Летом женился в первый раз. Если бы не негативные последствия этого поступка, повлиявшие на мою биржевую жизнь в дальнейшем, то даже не упоминал бы об этом.

Осенью рынки стали очень волатильны: биржа, бывало, по несколько раз на дню приостанавливала торги. Трейдеры по форумам кричали и возмущались из-за этого, что они не могут закрыть сделки, заработать и прочее. Я это никак не ощущал, мой технический анализ работал, риски были разумными, я был спокоен. Кроме того, когда потом я смотрел налоговый отчёт брокера, выяснилось, что этот год был одним из самых удачных: моя налогооблагаемая прибыль составила 56 тыс. рублей при том, что мой депозит в «Альфа-Директе» был около 30 тыс. Тогда же у меня появилась возможность перенести свои сбережения из «Сбербанка» в «Траст», были хорошие ставки по депозитам. Мне удалось пристроить свои деньги под 12% годовых. В своём городе я таких ставок больше никогда не видел, даже в 2014-2015 годах. В итоге получилось, что кризисный 2008 год стал для меня самым хлебным.

2009 год

Хотя мой технический анализ и был успешным, но не все 100% сделок были прибыльными. Не помню, как получилось, что я засел в убыточных позициях по «Роснефти» и «Мосэнерго». Помню, что акции «Мосэнерго» покупал по шесть рублей на свои деньги, без плечей, поэтому жить они мне не мешали. После высокой волатильности осени 2008, весной 2009 было просто глухо. Волатильность была минимальная, внутри дня цена акций практически не менялась, точек входа в сделки я не видел. В один момент мне это надоело, и я просто закрыл все свои позиции. Для меня тот год стал самым пассивным: на рынке сделок я не совершал, лишь иногда поглядывал на котировки.

Блеск и нищета срочного рынка

По итогам 2009 года я разочаровался в торговле акциями, но фондовый рынок почему-то не отпускал. Ещё я заинтересовался игрой «Cash Flow»: нравилось играть и быстро зарабатывать на котировках акций и опционов. Воодушевлённый этими навыками я стал искать возможности работы с опционами на нашем фондовом рынке. Быстро вышел на срочный рынок, тогда ещё РТС. Начал знакомиться с фьючерсами и опционами. Неприятно удивился, что не продаются опционы на акции, а только опционы на фьючерсы на акции. Игровой опыт научил меня: если покупаешь опцион, то либо исполняешь его и получаешь прибыль, либо он истекает вне денег. Не было представления о том, что опционами можно активно торговать. На деле получилось, что опционами нужно торговать, т.к. если купить опцион вне денег, то вывести его в деньги практически нереально. Так бывает, только если страйк опциона рядом с ценой базового актива. Такой подход не давал того мощного ценового рычага, к которому я привык в игре. Практически нереально купить опцион за 100 рублей и вывести его в деньги, чтобы он стоил тысяч 5-6. Такое возможно только при сильных движениях, которых за год обычно одно-два. Тем более, продавались опционы на фьючерсы на акции голубых фишек, у которых резкие движения цены ещё менее вероятны.

Когда я торговал опционами, мне казалось, что злой кукловод специально двигает цены на них на рынке. Даже если я верно угадывал движение базового актива, цена на опцион так причудливо менялась, что я не мог продать его с прибылью. Сейчас я понимаю, что не было никакого кукловода. Хотя можно допустить, что были и есть крупные игроки на рынке, способные немного придержать цену на нужном им уровне.

Так вот, то, что меня изначально просто неприятно удивило (продажа опционов на фьючерсы на акции, а не опционов на акции), по факту оказалось самым главным подвохом срочного рынка. Сроки обращения опционов и цены на них были такими, что шансы на успех были минимальны, даже если происходило нужное мне движение. Нет, можно было купить опцион в деньгах, условно за 5 500 рублей, и через пару месяцев продать, скажем, за 5 800 рублей, но так, чтобы купить опцион за 100 рублей и продать за несколько тысяч — это сродни выигрышу в лотерею. Понимание этого пришло намного позже.

Ещё в том году я впервые узнал о конкурсе Мосбиржи «Лучший частный инвестор». И узнал о легенде срочного рынка — Роботе Панда. Робот Панда — это торговый алгоритм, который покупал и продавал опционы и фьючерсы. В день Панда совершал по несколько тысяч сделок. По итогам конкурса его доходность составила около 8 000%, т.е. в начале конкурса у Робота было 50 тыс. рублей, в конце — около 4 млн! Я, когда это узнал, не мог поверить, что такое бывает! Даже интересовался в чатах трейдеров: на свои ли деньги торгуют участники, или это аналог демо-счёта. Нет, всё было по-настоящему, деньги были реальными. Естественно, я тоже захотел своего робота, который бы торговал за меня. К счастью, мои эксперименты с его созданием можно считать теоретическими, до реальных торгов роботом дело не дошло.

2011 год

Опыт предыдущего года показал, что наличие временной составляющей в цене опциона играет против покупателя, и я решил заработать на этом. Вместо того, чтобы покупать, я стал продавать непокрытые опционы в надежде заработать на временном распаде (временной распад происходит, когда временная составляющая опциона уменьшается по мере приближения даты экспирации опциона). И некоторое время всё шло хорошо. Росла уверенность в том, что я нашёл себе стабильный заработок, и я стал наращивать риски по своим позициям, чтобы получить большую прибыль. И вот весной я сильно перебрал с рисками и набрал очень большую позицию в непокрытых опционах на фьючерсы «Сбербанка». Моя стратегия давала неплохой результат на спокойном рынке, и надо же было так случиться, что именно тогда вышел хороший отчёт «Сбербанка», и цена его акций резко начала меняться. И это не был какой-то монотонный постоянный рост, бывало и падение. Оставалась надежда, что цена ещё вернётся к первоначальным значениям — и я не закрывал позиции. Мои непокрытые опционы стали убыточными. Через несколько дней я понял, что всё-таки это сильное движение вверх, и позиции пришлось закрыть с большими потерями.

На момент открытия роковой позиции на моём счёте было 147 тысяч рублей, от них остались 92 тысячи: «испарилась» примерно треть депозита. После этого я вывел все деньги с РТС и никогда на срочный рынок не возвращался.

В какой-то момент я вспомнил, что давно мне в руки попадала книга Уильяма О`Нила «Как делать деньги на фондовом рынке». Тогда она показалась мне слишком сложной: нужно было рассчитать прибыль на акцию для большого количества компаний. Объём времени и усилий, которые нужно было потратить, отбивал всякое желание этим заниматься. Но сейчас, когда я ещё отходил от убытков на срочном рынке, я решил перечитать эту книгу: в конце концов, мне хотелось зарабатывать на фондовом рынке.

После прочтения книги я составил список примерно из ста наиболее ликвидных акций Московской биржи. В моём списке были те акции, которые входили хотя бы в один отраслевой индекс или в индекс ММВБ. Я начал собирать финансовые показатели компаний из списка. Первое, что поставило меня в тупик: для некоторых компаний публиковалась отчётность МСФО и РСБУ. Я не знал, на какую отчётность ориентироваться, чтобы следовать системе О`Нила, но решил остановиться на РСБУ, т.к. она публиковалась более оперативно.

Я начал следовать системе О`Нила: выбирал акции на основании роста прибыли на 20% и более, отслеживал всплески объёма, чтобы входить в сделки, фиксировал убытки на уровне 7-8%. Всё делал по книге. В целом были положительные впечатления от этой системы. А самое главное — уменьшилось время, которое мне нужно было проводить за монитором. Если раньше постоянно приходилось следить за своими позициями, то стало достаточно проверять состояние дел один-два раза в день. Мне было спокойнее за свой брокерский счёт.

Да, не всё было гладко, были и неудачные сделки. Например, я накупил акций «Уралкалия» по 290 рублей практически перед тем, как начался их обвал. Из-за того, что я пренебрёг правилом 7-8%, я получил большой убыток. Но несмотря на это, пришло понимание, что зарабатывать на акциях компаний, которые генерируют прибыль, намного надёжнее, чем ориентироваться на всякие уровни поддержки, сопротивления и прочие премудрости технического анализа.

По осени начались ссоры с женой. Обстановка в семье была напряжённой, и мне было не до трейдинга. Закрыл все позиции и вывел деньги с рынка.

Начинаю практически с нуля

2012-2013 гг.

Ближе к лету 2012 года стало понятно, что развода не избежать. Вы можете подумать, что причиной стали мои игры на бирже, но нет. Хотя денежная составляющая и присутствовала. Осенью начали оформлять развод, и мне казалось, мы обо всём договорились: кому что достанется, как делим имущество. Но когда в один прекрасный вечер ко мне постучались приставы с судебным приказом о наложении ареста на всё моё имущество, я понял — ни о чём мы не договорились. Тяжба затянулась на год. Суды, приставы, ушлые адвокаты совсем не способствовали тому, чтобы я продолжил зарабатывать на фондовом рынке. В итоге я «выпал» до конца 2013 года. К моменту развода мне удалось накопить почти 400 тыс. рублей, главным образом на депозите. Почти половину этой суммы пришлось отдать по решению суда. Окончательно бракоразводный процесс завершился в декабре 2013 года.

2014 год

В январе после новогодних праздников стал приходить в себя, считать убытки, строить планы. От былых накоплений осталось 89 тысяч рублей. Эти деньги я завёл на брокерский счёт. Несмотря на неурядицы, я продолжал откладывать не менее 10% своих доходов. Пополнял брокерский счёт, покупал облигации. В акции решил не лезть, но немного играл с фьючерсами на валюту. Стал детально записывать проведённые сделки и тщательно их анализировать, также пересмотрел свои старые записи. Я понял, что спекуляции — это путь в никуда, нужно использовать нечто более долгосрочное. Прочитал книгу «Заметки в инвестировании». Поменял своё отношение к покупке акций: посмотрел на это как на покупку бизнеса. Начал внедрять в свою биржевую практику регулярное инвестирование. В сентябре взял кредит на машину. К концу года накопилось примерно 120 тысяч.

2015 год

Постепенно я стал перекладывать деньги из облигаций в акции. Я снова вспомнил систему О`Нила. Перед покупкой акций стал читать ежеквартальный или ежегодный отчёт, и решение о покупке принималось только после этого. Если мне нравилось то, что я прочитал — покупал акции, если нет — обходил их стороной, даже если рост прибыли впечатлял. В отличие от 2011 года я решил не ограничиваться только акциями в индексе, а отслеживал прибыль всех компаний, акции которых торговались на рынке, по которым была какая-то ликвидность — всего примерно 250 наименований.

Начало 2015 года — период, когда ЦБ активно отзывал лицензии у банков. У меня в портфеле были облигации «СБ-банка», у которого отозвали лицензию в феврале.

Всё началось в январе, когда в прессе появились новости о том, что «СБ-банк» ограничивает выдачу денег. Рейтинговые агентства стали дружно снижать рейтинги банка. Менеджмент говорил, что это всё «временные технические сложности», всё будет хорошо«. Но сложности не заканчивались, более того, 27 января ЦБ отключил «СБ-банк» от системы БЭСП, банковских электронных платежей. Но и это были «технические сложности», и «велись переговоры о возможности санации банка» (переговоры и в самом деле были). Тем не менее 16 февраля ЦБ отозвал лицензию у «СБ-банка», а его облигации превратились в пыль. Конкурсное производство идёт до сих пор.

С дефолтом «СБ-Банка» испарилась треть моего депозита.

Зато принёс плоды глубокий анализ деятельности эмитентов перед покупкой акций, появились удачные вложения. Например, акции ММК, средняя цена покупки — 18,79 рублей. Это одна из моих лучших инвестиций, эти акции держу до сих пор. Необходимость проверять состояние счёта каждый день отпала, теперь я проверяю счёт примерно раз в две недели, когда перевожу деньги и докупаю акции.

2016 год

Я сформулировал свой первый финансовый план, где указал финансовые цели и необходимые на них суммы. Начал подбирать финансовые инструменты под каждую цель. Пересмотрел своё отношение к ПИФам, начал активно их использовать.

2018 год

В принципе, всё шло по плану. Портфель акций сформировался. Были акции, которые я продавал, чтобы купить другие. Усиленно трудился на основной работе, подрабатывал, сберегал и инвестировал. Рассчитался со всеми долгами.

2019 год

Регулярное и разумное инвестирование дало результат. Мой брокерский счёт с 89 тысяч рублей в 2014 году вырос почти в десять раз к началу 2019 года.

Вот таким получился мой путь инвестора. Что будет дальше покажет время.

http://open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter