Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Участие вместо регулирования: зачем Банк России создаёт «Маркетплейс»? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Участие вместо регулирования: зачем Банк России создаёт «Маркетплейс»?

13 мая 2019 finversia.ru Чайка Федор
На рынке нет единого понимания целей запуска «Маркетплейса» под эгидой Банка России. Одни считают, что этот проект кардинально изменит правила игры на финансовом рынке, другие – что он сделан в противовес Сбербанку, третьи задаются вопросом, а зачем вообще регулятор принимает участие в коммерческом проекте?

Маркетплейс. FAQ.
Цель проекта «Маркетплейс», как указано на сайте регулятора, состоит в «организации системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок». Иными словами, речь идёт об онлайн-витрине, через которую финансовые компании будут сначала продавать вклады, затем облигации и паи ПИФов, а затем и ОСАГО и ипотеку. В дальнейшем предполагается, что через такую витрину будут продаваться другие финансовые продукты. В феврале 2019 года Банк России объявил о технической готовности «Макетплейс 1.0» по вкладам, оформлять которые дистанционно можно будет сразу после того, как Госдума примет соответствующие поправки в законодательство. Ожидается, что депутаты успеют их принять в эту весеннюю сессию. Такая онлайн-витрина, по задумке, должна будет уравнять конкурентные условия для всех банков и снять «географические ограничения». И, если последнее не вызывает вопросов – в России огромное количество городков и селений с крайне невысоким разнообразием банков – то с созданием конкурентных условий вопросы эти возникают.

А доверие-то есть?
А ещё возникают вопросы с доверием людей к этому проекту, добавляет Алина Розенцвет, вице-президент ГК «Регион»:

– С доверием достаточно много проблем. Доказательство – по сути, провал на стороне потребителей проекта по дистанционной идентификации на основе биометрии. Не идут туда люди, боятся мошенников, да и самим банкам не очень доверяют. Возможно, у ОСАГО и кредитных продуктов в этом плане больше шансов – нет риска потери средств, а вот со вкладами в большей степени, и с ценными бумагами в меньшей могут быть сложности.

И техническое качество?
Михаил Хромов, заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара, замечает, что успех «Маркетплейса» будет зависеть от качества технической реализации:

– Насколько конечному пользователю будет удобно и безопасно работать с этой системой, а также от того, насколько будет велика рыночная доля финансовых организаций-участников проекта. Это особенно важно для рынка банковских вкладов – войдут ли туда крупные госбанки или де-факто это получится система в противовес к Сбербанку/ВТБ.

Для финансовых организаций проект станет интересным, если сможет предложить значимое расширение клиентской базы с умеренными издержками. Но фактическую жизнеспособность маркетплейса можно будет проверить только с началом его работы.

Маркетплейс интересен небольшим банкам
Что сейчас – ещё до фактического запуска проекта – можно сказать об издержках банков и перспектив выхода на глобальную (в рамках страны) аудиторию? Начнём с издержек. Уже объявлено, что Московская биржа, как оператор платформы (онлайн-витрины), будет брать с каждого проданного вклада 0,34% за свои услуги. Это значит, что экономический интерес платить такую комиссию может быть только у небольших региональных игроков, которых, к слову, становится всё меньше и меньше на фоне продолжающейся зачистки банковской системы. Что же касается аудитории, то эта аудитория в России имеется, главным образом, в распоряжении Сбербанка (десятки миллионов вкладчиков и львиная доля по всем банковским продуктам и услугам). Герман Греф, глава Сбербанка, несколько раз крайне скептически высказывался об этом проекте. Скепсис его связан и с тем, что Сбербанк сам, и достаточно давно, выстраивает свой маркетплейс или экосистему, где будут доступны далеко не только финансовые продукты. А ещё с тем, что Греф – убеждённый либерал и не считает, что регулятор должен заниматься созданием коммерческих проектов. Во-вторых

«Функция ли это регулятора? Вот в чём вопрос!»
С такой позицией солидарен Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков. Тосунян задаётся вопросом, а зачем вообще регулятор занимается созданием или принимает участие в создании коммерческих проектов? Что же касается «труднодоступных регионов», где ожидается спрос на банковские продукты через «Маркетплейс», то глава АРБ считает, что в России вот уже много лет идёт повсеместная дебанкизация – из регионов уходят малые и средние банки:

– И происходит это чаще всего в результате политики Банка России. Но, возможно, теперь регулятор пытается исправить «Маркетплейсом» допущенные промахи, беря на себя функцию предоставления клиентам банков своих коммерческих услуг. Его ли эта функция? Вот в чем вопрос.

Курица яйцо учит или наоборот?
Вопрос оценки политики Банка России хоть и привлекателен, но бессмысленный, так как «Маркетплейс» фактически запущен и назад дороги нет – «позади Сбербанк»! Оставим так же – вынужденно – в стороне и вопрос, почему Банк России, являясь контролирующим акционером Сбербанка, вынужден создавать общенациональные проекты, чтобы ограничить монополию этого самого Сбербанка. Остаётся актуальным вопрос, возникнет ли такая конкуренция?

Алина Розенцвет отвечает на этот вопрос с оптимизмом и считает, что у Сбербанка уже выросли серьёзные конкуренты из числа негосударственных игроков рынка.

– Не Сбером единым, – заключает она.

Однако Михаил Ханов, управляющий директор «Алго Капитал», считает, что именно «Маркетплейсу» придётся конкурировать со Сбербанком, причём с опозданием:

– Не стоит забывать о том, что ведущие банки, брокеры и страховщики и без того уже создали систему продаж через интернет. Для них участие в «Маркетплейсе» станет лишь дополнительным каналом продаж, который приобретет широкую популярность лишь через некоторое время. Этот проект мог бы развиваться быстрее в случае реализации на базе контролируемого Центробанком Сбербанка РФ. Сбербанк уже движется в данном направлении, развивая вокруг себя так называемую «экосистему». Однако «Маркетплейс» задуман как общенациональный проект, стимулирующий конкуренцию между большим количеством участников. По этой причине он будет вынужден с некоторым опозданием занимать свою долю на бурно развивающемся поле дистанционных продаж финансовых продуктов.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу