12 марта 2009 Архив
Российская экономика уже вступила на траекторию падения – причём его темпы за несколько месяцев достигли уровней серьёзной депрессии. Скорее всего, в первой половине года эта тенденция будет развиваться – хотя и не монотонно: обычно в случае обвала спроса производители сталкиваются с затовариванием, вследствие чего они снижают производство даже сильнее, чем нужно, а разницу покрывают с помощью распродажи скопившихся запасов готовой продукции – после этого они слегка увеличивают слишком сильно урезанный выпуск, но дальнейшее уменьшение спроса вызывает новую волну спада производства.
Если наши прогнозы верны, и к середине года начнёт работать стимулирование спроса в США, что вызовет временное улучшение ситуации в мировой экономике, а также на рынках акций и сырья /нефть может отскочить в район 60-80 долларов за баррель/ – то в это время российские власти смогут немного передохнуть и попытаться нарастить резервы и доходы. Однако после такой коррекции длительностью в 5-10 месяцев мировой спад должен возобновиться, поскольку фундаментальные дисбалансы глобальной экономики ещё далеко не преодолены /без кредитной подпитки совокупный частный спрос по-прежнему много ниже существующего предложения/ – и тогда все вышеописанные проблемы встанут с новой силой. В этом случае у руководства России будет следующая "тройственная альтернатива".
1. Независимо от того, растратят ли власти все резервы или только часть, неспособность доходов сбалансировать даже нынешние расходы /а в реальном выражении это всего лишь расходы уровня начала 2000-х годов/ заставит их возобновить девальвацию рубля – причём темпом, гораздо более высоким, чем это было в конце 2008 и начале 2009 года. Все приведённые расклады говорят о том, что хоть какого- то баланса можно будет достигнуть на уровне курса порядка 60-80 рублей за доллар – но это при текущем уровне производства: если же речь пойдёт о новой волне кризиса в экономике, то означенный курс перевалит за 100 – причём из-за крайней степени неквалифицированности руководства Банка России даже такой прогноз выглядит довольно-таки оптимистично.
2. Власти могут попытаться вспомнить 1990-е годы и запросить кредиты у международных финансовых организаций, для чего им сначала придётся осуществить зверский секвестр бюджета /включая социальные расходы и оборонный заказ/ – однако даже в этом случае их шансы на существенный успех ничтожны: сейчас с боем удаётся заставить сильных мира сего нарастить казну МВФ до 500 млрд долларов /против существующих 250 млрд/ – и даже этого недостаточно, ибо одни только заёмщики Восточной Европы должны западноевропейским банкам около 1,5 трлн евро; а общий долг компаний развивающихся рынков лишь перед банками Западной Европы достигает почти 5 трлн долларов – в таких условиях Россия, имеющая постоянный /пусть отчасти и пересыхающий/ источник валютных поступлений, будет последней в очереди на снабжение из кошельков МВФ или Всемирного Банка.
3. Наконец, российские власти могут полностью отказаться от современной архитектуры "цивилизованного открытого общества" западного типа /пусть и существенно адаптированного под российские реалии/ и вернуться к более примитивным вариантам: жёсткому валютному контролю; финансированию дефицитов посредством прямой эмиссии рублей /с неизбежным следствием в виде высокой инфляции, как в 1990-е годы/ и "оптимизации денежных потоков" /национализации ключевых для казны отраслей, полному контролю над основными компонентами финансовой системы, созданию "трудовых армий" и т.д./ В этом случае текущая экономическая политика трансформируется в исторически более понятное прямое госрегулирование со всеми вытекающими для эффективности системы последствиями.
Какой из этих путей будет выбран – сейчас, разумеется, предсказать сложно. Однако всё же позволим себе предположить, что в реальности испробованы будут все три – по порядку приведённых номеров
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Если наши прогнозы верны, и к середине года начнёт работать стимулирование спроса в США, что вызовет временное улучшение ситуации в мировой экономике, а также на рынках акций и сырья /нефть может отскочить в район 60-80 долларов за баррель/ – то в это время российские власти смогут немного передохнуть и попытаться нарастить резервы и доходы. Однако после такой коррекции длительностью в 5-10 месяцев мировой спад должен возобновиться, поскольку фундаментальные дисбалансы глобальной экономики ещё далеко не преодолены /без кредитной подпитки совокупный частный спрос по-прежнему много ниже существующего предложения/ – и тогда все вышеописанные проблемы встанут с новой силой. В этом случае у руководства России будет следующая "тройственная альтернатива".
1. Независимо от того, растратят ли власти все резервы или только часть, неспособность доходов сбалансировать даже нынешние расходы /а в реальном выражении это всего лишь расходы уровня начала 2000-х годов/ заставит их возобновить девальвацию рубля – причём темпом, гораздо более высоким, чем это было в конце 2008 и начале 2009 года. Все приведённые расклады говорят о том, что хоть какого- то баланса можно будет достигнуть на уровне курса порядка 60-80 рублей за доллар – но это при текущем уровне производства: если же речь пойдёт о новой волне кризиса в экономике, то означенный курс перевалит за 100 – причём из-за крайней степени неквалифицированности руководства Банка России даже такой прогноз выглядит довольно-таки оптимистично.
2. Власти могут попытаться вспомнить 1990-е годы и запросить кредиты у международных финансовых организаций, для чего им сначала придётся осуществить зверский секвестр бюджета /включая социальные расходы и оборонный заказ/ – однако даже в этом случае их шансы на существенный успех ничтожны: сейчас с боем удаётся заставить сильных мира сего нарастить казну МВФ до 500 млрд долларов /против существующих 250 млрд/ – и даже этого недостаточно, ибо одни только заёмщики Восточной Европы должны западноевропейским банкам около 1,5 трлн евро; а общий долг компаний развивающихся рынков лишь перед банками Западной Европы достигает почти 5 трлн долларов – в таких условиях Россия, имеющая постоянный /пусть отчасти и пересыхающий/ источник валютных поступлений, будет последней в очереди на снабжение из кошельков МВФ или Всемирного Банка.
3. Наконец, российские власти могут полностью отказаться от современной архитектуры "цивилизованного открытого общества" западного типа /пусть и существенно адаптированного под российские реалии/ и вернуться к более примитивным вариантам: жёсткому валютному контролю; финансированию дефицитов посредством прямой эмиссии рублей /с неизбежным следствием в виде высокой инфляции, как в 1990-е годы/ и "оптимизации денежных потоков" /национализации ключевых для казны отраслей, полному контролю над основными компонентами финансовой системы, созданию "трудовых армий" и т.д./ В этом случае текущая экономическая политика трансформируется в исторически более понятное прямое госрегулирование со всеми вытекающими для эффективности системы последствиями.
Какой из этих путей будет выбран – сейчас, разумеется, предсказать сложно. Однако всё же позволим себе предположить, что в реальности испробованы будут все три – по порядку приведённых номеров
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу