19 июня 2019 Живой журнал Федоров Михаил
Государственный и гарантированный государством долг Украины на конец марта 2019 года в гривневом эквиваленте составил 2 146 млрд. гривен. Но это общая цифра, которая не может дать полную картину о государственном долге. Важно знать и понимать структуру долга, ведь долг долгу рознь. Долг состоит из разных инструментов, номинированных в разных валютах и с разной доходностью, то есть объемом обременений.
Ниже в таблице показана структура долга на 31 марта 2019 года.
Из общей суммы 2 146 млрд. гривен, 287 млрд., не является непосредственным долгом государства, а является долгом сторонних организаций, по которым государство предоставило свои гарантии. К таковым относятся кредиты по государственным программам, таким как «Программа повышения обороноспособности и безопасности Украины» (Програма підвищення обороноздатності та безпеки держави України) где государство дало свои гарантии по кредитам предприятий оборонного комплекса, или программа “Будівництво централізованого сховища відпрацьованого ядерного палива реакторів ВВЕР АЕС України” где государство дало свои гарантии по кредиту Энергоатому и множество других государственных программ. Важно в этом вопросе то, что государство не платит по этим долгам, а лишь гарантирует возврат средств кредиторам, в случае, если компании получившие кредит не смогут выполнить свои кредитные обязательства.
Непосредственно сам долг государства в пересчете на гривны, на 31 марта составил 1 859 млрд. гривен.
В валютном разрезе, долговые обязательства вместе с гарантиями государства выглядят следующим образом. Большая часть долга страны номинирована в долларе США, затем идут обязательства в гривне.
Если продолжить разбивку долга, то762 млрд. гривен долга, представляют из себя облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые номинированы как в гривне, так и в долларе США. Внешний долг состоит из валютных Облігація зовнішньої державної позики (ОЗДП) на 621 млрд. гривен и кредитами от международных финансовых организаций, иностранных государств и иностранных банков.
ОВГЗ и ОВДП отличаются между собой не просто местом размещения, а юрисдикцией размещения данных облигаций. Внутренние облигации выпускаются как в гривне, так и в валюте, на внутреннем рынке Украины, и регулируются законами Украины. Внешние облигации выпускают, как правило, в иностранной валюте за пределами страны, и главное они регулируются законодательством других стран.
Долги иностранным государствам и иностранным финансовым организациям являются кредитом, на различных условиях.
Процентные платежи по долгам так же разнятся и зависят от валюты долга, кредитора и времени происхождения долга. Самыми дешевыми с точки зрения обслуживания можно назвать долги перед международными финансовыми организациями, в том числе МВФ и прямые кредиты перед иностранными государствами. Для примера кредиты от МВФ страна брала под 3% годовых в валюте, а по кредиту, выделенному Канадой в 2014 году на 200 млн. канадских долларов ставка была равна всего 2,1%, что на текущий момент даже меньше чем доходность по облигациям казначейства США. Наиболее дорогим для Министерства Финансов Украины, является долг по внутренним гривневым облигациям (ОВГЗ), доходность по ним доходит до 20%.
Важным фактором с точки зрения обслуживания долга является время происхождения долга. В разные годы, облигации размещаются по разной купонной ставке, ввиду изменений рисков и баланса спроса и предложения на облигации. Поэтому, купонная доходность по облигациям разная. Облигации, выпущенные в 2016 и в 2019 году имеют разную цену обслуживания для государства, поскольку были выпущены под разную доходность.
Наиважнейшим фактором для долга является цена его обслуживания. Ведь все заемщики заинтересованы в получении наиболее дешёвого кредита. А в этой связи самыми лучшими кредиторами Украины, являются международные финансовые организации, в том числе МВФ и иностранные государства, поддерживающие Украину. Ведь для заемщика имеет значение, по какой ставке он возьмет взаймы, по 3% годовых, или по 7,5% годовых.
Кредиты МВФ важны, поскольку дают возможность взять взаймы дешево. Но они не являются панацеей, ведь если их не будет, то Украина просто будет брать взаймы по более высоким ставкам, и обслуживание долга просто будет стоить дороже.
В будущем, при улучшении ситуации в экономике страны, процент по займам в облигациях будет снижаться, и значимость кредитов от международных финансовых организаций будет уменьшаться, ввиду уменьшения разницы в стоимости обслуживании долга. Когда ставки по валютным облигациям Украины упадут до 5%, Украине уже не нужна будет помощь со стороны международных финансовых организаций, поскольку разница в ставках по обслуживанию будет уже минимальна. Помощь МВФ уже сейчас не так критична для страны как раньше, страна сегодня может обслуживать свой долг и без внешней помощи, ведь государственный долг по отношению к ВВП снизился до 60%, а дефицит бюджета в 2018 году составил 1,6% от ВВП. Но если МВФ дает дешёвые кредиты, то лучше их брать, ведь они обходятся дешевле чем другой долг.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Ниже в таблице показана структура долга на 31 марта 2019 года.
Из общей суммы 2 146 млрд. гривен, 287 млрд., не является непосредственным долгом государства, а является долгом сторонних организаций, по которым государство предоставило свои гарантии. К таковым относятся кредиты по государственным программам, таким как «Программа повышения обороноспособности и безопасности Украины» (Програма підвищення обороноздатності та безпеки держави України) где государство дало свои гарантии по кредитам предприятий оборонного комплекса, или программа “Будівництво централізованого сховища відпрацьованого ядерного палива реакторів ВВЕР АЕС України” где государство дало свои гарантии по кредиту Энергоатому и множество других государственных программ. Важно в этом вопросе то, что государство не платит по этим долгам, а лишь гарантирует возврат средств кредиторам, в случае, если компании получившие кредит не смогут выполнить свои кредитные обязательства.
Непосредственно сам долг государства в пересчете на гривны, на 31 марта составил 1 859 млрд. гривен.
В валютном разрезе, долговые обязательства вместе с гарантиями государства выглядят следующим образом. Большая часть долга страны номинирована в долларе США, затем идут обязательства в гривне.
Если продолжить разбивку долга, то762 млрд. гривен долга, представляют из себя облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые номинированы как в гривне, так и в долларе США. Внешний долг состоит из валютных Облігація зовнішньої державної позики (ОЗДП) на 621 млрд. гривен и кредитами от международных финансовых организаций, иностранных государств и иностранных банков.
ОВГЗ и ОВДП отличаются между собой не просто местом размещения, а юрисдикцией размещения данных облигаций. Внутренние облигации выпускаются как в гривне, так и в валюте, на внутреннем рынке Украины, и регулируются законами Украины. Внешние облигации выпускают, как правило, в иностранной валюте за пределами страны, и главное они регулируются законодательством других стран.
Долги иностранным государствам и иностранным финансовым организациям являются кредитом, на различных условиях.
Процентные платежи по долгам так же разнятся и зависят от валюты долга, кредитора и времени происхождения долга. Самыми дешевыми с точки зрения обслуживания можно назвать долги перед международными финансовыми организациями, в том числе МВФ и прямые кредиты перед иностранными государствами. Для примера кредиты от МВФ страна брала под 3% годовых в валюте, а по кредиту, выделенному Канадой в 2014 году на 200 млн. канадских долларов ставка была равна всего 2,1%, что на текущий момент даже меньше чем доходность по облигациям казначейства США. Наиболее дорогим для Министерства Финансов Украины, является долг по внутренним гривневым облигациям (ОВГЗ), доходность по ним доходит до 20%.
Важным фактором с точки зрения обслуживания долга является время происхождения долга. В разные годы, облигации размещаются по разной купонной ставке, ввиду изменений рисков и баланса спроса и предложения на облигации. Поэтому, купонная доходность по облигациям разная. Облигации, выпущенные в 2016 и в 2019 году имеют разную цену обслуживания для государства, поскольку были выпущены под разную доходность.
Наиважнейшим фактором для долга является цена его обслуживания. Ведь все заемщики заинтересованы в получении наиболее дешёвого кредита. А в этой связи самыми лучшими кредиторами Украины, являются международные финансовые организации, в том числе МВФ и иностранные государства, поддерживающие Украину. Ведь для заемщика имеет значение, по какой ставке он возьмет взаймы, по 3% годовых, или по 7,5% годовых.
Кредиты МВФ важны, поскольку дают возможность взять взаймы дешево. Но они не являются панацеей, ведь если их не будет, то Украина просто будет брать взаймы по более высоким ставкам, и обслуживание долга просто будет стоить дороже.
В будущем, при улучшении ситуации в экономике страны, процент по займам в облигациях будет снижаться, и значимость кредитов от международных финансовых организаций будет уменьшаться, ввиду уменьшения разницы в стоимости обслуживании долга. Когда ставки по валютным облигациям Украины упадут до 5%, Украине уже не нужна будет помощь со стороны международных финансовых организаций, поскольку разница в ставках по обслуживанию будет уже минимальна. Помощь МВФ уже сейчас не так критична для страны как раньше, страна сегодня может обслуживать свой долг и без внешней помощи, ведь государственный долг по отношению к ВВП снизился до 60%, а дефицит бюджета в 2018 году составил 1,6% от ВВП. Но если МВФ дает дешёвые кредиты, то лучше их брать, ведь они обходятся дешевле чем другой долг.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу