Срочный рынок и госдолги. Пузырь пузыря » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Срочный рынок и госдолги. Пузырь пузыря

25 июля 2019 Иволга Капитал Хохрин Андрей

«Крупнейший немецкий банк Deutsche Bank признан МВФ самой большой угрозой для мировой финансовой системы. Главным образом у экономистов вызывает опасение его гигантский портфель производных ценных бумаг, оцениваемый в невообразимые 46 трлн евро», пишут коллеги из «БКС-Экспресс» (https://t.me/bcs_express/4720). Космическая картинка оттуда же. Кажется, участники торгов не до конца осознают масштаб рыка срочных/производных инструментов (они же деривативы). И что еще важнее – его экономическую бессмыслицу.

Рынок срочных контрактов создавался с целью хеджирования. Хеджирование – страхование от неблагоприятных изменений цены основного (базисного) актива через биржевые инструменты. Сейчас на хеджевые операции приходится пренебрежимый минимум операций срочными контрактами. К примеру, понятие хедж-фонд даже не ассоциируется с защитой от неблагоприятной ценовой конъюнктуры. Это в нашем восприятии про большие прибыли и большие риски.

Участники торгов быстро смекнули, что торговля срочными контрактами критически дешевле торговли базисными активами (особенно товарами, в частности, нефтью и металлами). Биржи и институциональные участники, они же крупнейшие банки, подыграли: производных инструментов можно выпустить любое количество, был бы спрос.

В итоге? Из реальных ценных бумаг я покупаю только облигации. Нефть, золото, акции, а точнее, фондовые индексы – все это лишь регистры записей в брокерских отчетах. Эти бумаги не хранятся в депозитариях, они существуют исключительно как спекулятивные ставки. Их часто называют сделками пари. Я купил и выиграл/проиграл, кто-то против меня продал и проиграл/выиграл. Биржа и брокер получили комиссию, государство – налог с победителя.

В этой связи в современном мире нельзя сделать золото мерой стоимости бумажных валют. Т.к. цена самого золота определяется не на товарном, а, по-настоящему, на срочном рынке. А там люди в руках не держали золотых слитков, в большинстве, не представляют себе фундаментальных оценок и особенностей производства и потребления. Аналогичная картина в нефти. В начале нулевых, на конфронтации вокруг иранской ядерной программы, нефть росла более-менее естественным образом. Спустя 15 лет 10-15%ные движения нефтяных котировок вверх-вниз могут провоцироваться спекулятивным капиталом. Есть и доказательство. В апреле ОПЕК впервые за много лет рассматривала возможность увеличения добычи в ответ на ажиотажный спрос на углеводороды. Внимание! Запасы нефти в США и мире в это время были близки к максимумам. Т.е. реальная нефть не очень-то была нужна. Просто, масса дешевых спекулятивных денег атаковала рынок нефтяных контрактов. Кончилось дело нехорошо: спекулятивный спрос осел, цена рухнула на 15 долларов вниз, и очередная напряженность вокруг Ирана никак не может ее восстановить.

Но настоящая проблема не в нефти. Вернемся к Deutsche Bank. Он эмитент и заложник другого типа контрактов. Контрактов на облигации. Если госдолг западноевропейской страны дает Вам 0% в евро, Вас интересует только колебание его цены. Покупать саму облигацию, с ее спредами, хранением и прочими прелестями учета – зачем? Можно купить фьючерс, можно купить его с плечом. Скажем, 1:10 или 1:20. Облигации – исторически низковолатильный инструмент, гарантийное обеспечение по ним скромное. А плечо можно взять… да, какое угодно.

Эксперты насчитали в мире долгов с отрицательными ставками на 13 трлн.долл. Видимо, с нулевыми – еще в пару раз больше. Непросто представить масштаб деривативов на эти бумаги. Хотя 46 трлн.евро от Deutsche Bank в этом контексте уже не вызывают удивления.

Вывод. Основной риск для существующей финансовой системы – риск пузыря мирового госдолга (Россия не в счет). Срочные инструменты на долг – самостоятельный пузырь, больший, чем госдолг. Его влияние на проблему схлопывания пузыря госдолга будет влиянием ускорения. В 2014 году российские еврооблигации упали за пару недель – месяц на 50%, утащив за собой доллар к 100 рублям. На них на создавалось срочных контрактов, в них просто была кредитная пирамида (облигации покупались на плечо под более низкий процент, чем сами приносили). Схлопывание пузыря госдолгов рискует оказаться схожим по скорости. Только хлопок станет более громким. И срочные контракты дадут звучное эхо.

https://www.ivolgacap.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter