14 октября 2019 Bloomberg
Лидерам не следует ждать очередной катастрофы, чтобы заняться решением проблем евро
После восьми непростых лет, на протяжении которых Драги «делал все возможное, чтобы поддержать европейскую экономику», глава ЕЦБ покидает свой пост. Его преемнице Кристин Лагард придется столкнуться с аналогичной проблемой: валютный союз, который находится в эпицентре европейского проекта, остается «сырым».
В евро были изъяны с самого начала. Его создатели знали, что разделяя одну валюту, страны должны разделять и риски, как, к примеру, происходит среди штатов в Америке через федеральные институты в контексте общего бюджета, социальной поддержки и финансовых гарантий. В противном случае центробежная сила дивергентных экономик поставит под угрозу целостностью союза. Но эти ключевые механизмы не удостоились должного внимания, поскольку страны не были готовы лишаться суверенитета.
Такие государственные деятели, как Жан Монне и Томаззо Авдоа-Скьоппа, надеялись, что кризисы подтолкнул Европу в правильном направлении. В какой-то мере это произошло. Проблемы с суверенным долгом, которые начались ранее в этом десятилетии и едва не заставили Грецию отказаться от единой валюты, подтолкнули лидеров региона к шагам в направлении более глубокой интеграции. К примеру, они сформировали элементы банковского союза.
Но много непроделанной работы тормозит прогресс, достигнутый на сегодняшний день. Попытки создания единого бюджета для смягчения рецессий пока ни к чему не привели. А банковский союз по сути не принял на себя риски: он не будет тратить совместные средства на рекапитализацию, тогда как система страхования вкладов по-прежнему существует только в статусе инициативы. Одним словом, процесс финансовой интеграции в Европе забуксовал.
Время действовать
Недостатки в структуре евро имеют серьезные экономические и политические последствия. Греции пришлось пережить глубокую депрессию, которой при правильном разделении рисков, вероятно, можно было избежать. Масштабные усилия Драги, направленные на сохранение целостности евро, какими бы необходимыми не были, истощили ресурсы ЕЦБ, который оказался безоружным перед лицом следующей рецессии. Неправильное функционирование Европы пошатнуло веру в политический истеблишмент в добавление к росту влияния популистов и правых сил во всем западном мире.
Решение Британии выйти из ЕС следует расценивать как предупредительный сигнал: если следующей страной, которая решит покинуть союз, будет член Еврозоны, все усилия по интеграции Европы пойдут прахом. Стратегия укрепления союза через кризисы исчерпала себя и даже начала оказывать обратный эффект.
Таким образом, у европейских лидеров остается единственный безопасный курс — набраться смелости и начать действовать в относительно благоприятный период, чтобы предотвратить следующий кризис или как минимум сделать его максимально безболезненным.
Сейчас для этого очень подходящий момент. Лагард, которая возглавит ЕЦБ в следующем месяце, знает по своему горькому опыту, что именно нужно исправить в регионе. В каком-то смысле в этом контексте помогает Брекзит, который показывает, насколько тяжело и дорого обходятся попытки противостоять европейской интеграции. Замедление экономического роста подчеркивает необходимость в координированной фискальной политике, а агрессивная торговая политика Вашингтона подталкивает европейские страны к отстаиванию их личных интересов по отдельности.
Для интеграции есть и другие препятствия. К примеру, в Германии считают идею распределения рисков в регионе, мягко говоря, неудачной. К слову, в скором времени Еврокомиссию возглавит Урсула фон дер Ляйен, которая долгое время работала в кабинете министров Германии.
Что нужно сделать?
Ниже перечислены основные моменты, позаимствованные из недавнего предложения группы французских и немецких экономистов:
Завершить процесс формирования банковского союза. Требуется взаимное страхование вкладов и совместное обещание предоставления государственного финансирования для рекапитализации банков в случае необходимости, чтобы валютные вклады были эквивалентны в Германии и, скажем, в Греции или Италии. Обеспечить должное использование этих мер поддержки, потребовать от банков ограничения инвестиций в облигации их собственных правительств. Дать больше власти и независимости предприятиям, которые несут ответственность за финансовую систему, чтобы европейским лидерам не приходилось созывать экстренные саммиты всякий раз, когда какой-нибудь банк попадает в беду.
Более равномерно разделять финансовые риски. К примеру, можно создать европейский стабилизационный фонд, который будет накапливать капитал в периоды бумов и предоставлять помощь странам, испытывающим глубокие проблемы. Задействовать рациональные меры политики, учредит независимый совет для определения лимитов расходов, выходя за пределы которых, правительства должны финансировать расходы посредством более рискованных и более краткосрочных облигаций. И наконец, следует сформировать специальный механизм по банкротству, который помог бы предотвратить использования средств из госбюджета для спасения частных кредиторов (как это было в случае с Грецией).
Также необходимо устранить барьеры, препятствующие свободному потоку капитала в Европе. Наделить Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг более широкими полномочиями в финансах, банкротствах, учете и других сферах с целью стимулирования инвестиций и, соответственно, диверсификации рисков в пределах региона.
Безусловно, реализовать все это очень непросто, особенно для Европы, которая страдает кризисной усталостью. В любом случае попытки в этом направлении необходимы. Иначе в условиях следующего кризиса Лагард не сможет сделать то, что от нее требуется. Правительствам лучше преодолеть эту инерцию сейчас, чем во время новой рецессии, которая проверит на прочность европейский проект.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
После восьми непростых лет, на протяжении которых Драги «делал все возможное, чтобы поддержать европейскую экономику», глава ЕЦБ покидает свой пост. Его преемнице Кристин Лагард придется столкнуться с аналогичной проблемой: валютный союз, который находится в эпицентре европейского проекта, остается «сырым».
В евро были изъяны с самого начала. Его создатели знали, что разделяя одну валюту, страны должны разделять и риски, как, к примеру, происходит среди штатов в Америке через федеральные институты в контексте общего бюджета, социальной поддержки и финансовых гарантий. В противном случае центробежная сила дивергентных экономик поставит под угрозу целостностью союза. Но эти ключевые механизмы не удостоились должного внимания, поскольку страны не были готовы лишаться суверенитета.
Такие государственные деятели, как Жан Монне и Томаззо Авдоа-Скьоппа, надеялись, что кризисы подтолкнул Европу в правильном направлении. В какой-то мере это произошло. Проблемы с суверенным долгом, которые начались ранее в этом десятилетии и едва не заставили Грецию отказаться от единой валюты, подтолкнули лидеров региона к шагам в направлении более глубокой интеграции. К примеру, они сформировали элементы банковского союза.
Но много непроделанной работы тормозит прогресс, достигнутый на сегодняшний день. Попытки создания единого бюджета для смягчения рецессий пока ни к чему не привели. А банковский союз по сути не принял на себя риски: он не будет тратить совместные средства на рекапитализацию, тогда как система страхования вкладов по-прежнему существует только в статусе инициативы. Одним словом, процесс финансовой интеграции в Европе забуксовал.
Время действовать
Недостатки в структуре евро имеют серьезные экономические и политические последствия. Греции пришлось пережить глубокую депрессию, которой при правильном разделении рисков, вероятно, можно было избежать. Масштабные усилия Драги, направленные на сохранение целостности евро, какими бы необходимыми не были, истощили ресурсы ЕЦБ, который оказался безоружным перед лицом следующей рецессии. Неправильное функционирование Европы пошатнуло веру в политический истеблишмент в добавление к росту влияния популистов и правых сил во всем западном мире.
Решение Британии выйти из ЕС следует расценивать как предупредительный сигнал: если следующей страной, которая решит покинуть союз, будет член Еврозоны, все усилия по интеграции Европы пойдут прахом. Стратегия укрепления союза через кризисы исчерпала себя и даже начала оказывать обратный эффект.
Таким образом, у европейских лидеров остается единственный безопасный курс — набраться смелости и начать действовать в относительно благоприятный период, чтобы предотвратить следующий кризис или как минимум сделать его максимально безболезненным.
Сейчас для этого очень подходящий момент. Лагард, которая возглавит ЕЦБ в следующем месяце, знает по своему горькому опыту, что именно нужно исправить в регионе. В каком-то смысле в этом контексте помогает Брекзит, который показывает, насколько тяжело и дорого обходятся попытки противостоять европейской интеграции. Замедление экономического роста подчеркивает необходимость в координированной фискальной политике, а агрессивная торговая политика Вашингтона подталкивает европейские страны к отстаиванию их личных интересов по отдельности.
Для интеграции есть и другие препятствия. К примеру, в Германии считают идею распределения рисков в регионе, мягко говоря, неудачной. К слову, в скором времени Еврокомиссию возглавит Урсула фон дер Ляйен, которая долгое время работала в кабинете министров Германии.
Что нужно сделать?
Ниже перечислены основные моменты, позаимствованные из недавнего предложения группы французских и немецких экономистов:
Завершить процесс формирования банковского союза. Требуется взаимное страхование вкладов и совместное обещание предоставления государственного финансирования для рекапитализации банков в случае необходимости, чтобы валютные вклады были эквивалентны в Германии и, скажем, в Греции или Италии. Обеспечить должное использование этих мер поддержки, потребовать от банков ограничения инвестиций в облигации их собственных правительств. Дать больше власти и независимости предприятиям, которые несут ответственность за финансовую систему, чтобы европейским лидерам не приходилось созывать экстренные саммиты всякий раз, когда какой-нибудь банк попадает в беду.
Более равномерно разделять финансовые риски. К примеру, можно создать европейский стабилизационный фонд, который будет накапливать капитал в периоды бумов и предоставлять помощь странам, испытывающим глубокие проблемы. Задействовать рациональные меры политики, учредит независимый совет для определения лимитов расходов, выходя за пределы которых, правительства должны финансировать расходы посредством более рискованных и более краткосрочных облигаций. И наконец, следует сформировать специальный механизм по банкротству, который помог бы предотвратить использования средств из госбюджета для спасения частных кредиторов (как это было в случае с Грецией).
Также необходимо устранить барьеры, препятствующие свободному потоку капитала в Европе. Наделить Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг более широкими полномочиями в финансах, банкротствах, учете и других сферах с целью стимулирования инвестиций и, соответственно, диверсификации рисков в пределах региона.
Безусловно, реализовать все это очень непросто, особенно для Европы, которая страдает кризисной усталостью. В любом случае попытки в этом направлении необходимы. Иначе в условиях следующего кризиса Лагард не сможет сделать то, что от нее требуется. Правительствам лучше преодолеть эту инерцию сейчас, чем во время новой рецессии, которая проверит на прочность европейский проект.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу