25 октября 2019 Financial One Кудрявцева Яна
Вспоминая некоторые из ключевых моментов своей жизни, Стив Джобс, соучредитель Apple Computer и Pixar Animation Studios, призывает выпускников реализовывать свои мечты и учиться видеть возможности в неудачах на всем жизненном пути, включая даже саму смерть.
Далее делимся с вами переводом выступления Стива Джобса для выпускников Стэнфордского университета 12 июня 2005 года.
Для меня большая честь быть с вами в день, когда вы заканчиваете обучение в одном из лучших университетов мира. Я институт так и не закончил. По правде говоря, я никогда в жизни еще не был так близок к выпуску из университета, как сейчас. Сегодня я хочу рассказать вам три истории из своей жизни. Вот и все. Ничего особенного. Просто три истории.
В первой истории речь пойдет о соединении точек
Я бросил учебу в Рид-колледже после первых 6 месяцев, но затем пробыл там еще в течение 18 месяцев, прежде чем ушел с концами. Так почему же я решил не заканчивать обучение?
Все началось еще до моего рождения. Моя биологическая мать была молодой, незамужней аспиранткой колледжа, и она решила отдать меня на усыновление. Она очень хотела, чтобы меня усыновили люди с высшим образованием. В общем, мне было суждено стать частью семьи адвоката и его жены. За исключением только одного факта – за минуту до моего рождения они решили, что все же хотят девочку.
Поэтому моим будущим родителям, которые были в списке ожидания, позвонили посреди ночи и сказали: «Только что родился мальчик, хотите его забрать?» На что они ответили: «Конечно». Позже моя биологическая мать узнала, что моя приемная мать институтов не заканчивала и что у моего приемного отца не было даже аттестата о среднем образовании. Сперва она отказалась подписывать документы об окончательном усыновлении и уступила лишь несколько месяцев спустя, когда мои родители пообещали, что когда-нибудь я обязательно пойду в колледж. Так и началась моя жизнь.
17 лет спустя я действительно поступил в колледж. Но я наивно выбрал тот, который был почти таким же дорогим, как и Стэнфорд, и все сбережения моих родителей ушли на оплату обучения. После шести месяцев учебы я перестал видеть какой-либо смысл в этом процессе. Я не знал, что хочу делать со своей жизнью, и понятия не имел, как колледж поможет мне в этом разобраться. Я просто тратил деньги, которые мои родители копили всю жизнь.
Поэтому я решил бросить учебу и просто поверил в то, что все будет хорошо. В то время мне было действительно страшно, но, оглядываясь назад, я понимаю, что это было одним из лучших решений, которые я когда-либо принимал. В тот момент, когда я бросил учебу, я перестать посещать бесполезные занятия, которые меня не привлекали, и начал ходить только на интересные лекции.
На самом деле все было не так уж романтично, как вам могло показаться. У меня не было места в общежитии, поэтому я спал на полу в комнатах друзей. Я сдавал бутылки из-под колы за $0,5, чтобы купить какую-то еду. Я проходил по семь миль через весь город каждый воскресный вечер, чтобы хоть раз в неделю нормально поесть в храме Харе Кришны. Мне там очень нравилось.
Тем не менее многое из того, через что я прошел, следуя чувству любопытства и интуиции, впоследствии превратилось в бесценный опыт. Давайте я приведу один пример. Рид-колледж в то время предлагал, пожалуй, лучшую программу обучения каллиграфии в стране. Во всем университетском городке каждый плакат, каждая эмблема были красиво нарисованы от руки. Поскольку я бросил учебу и не должен был посещать обычные занятия, я решил пойти на урок каллиграфии. Я узнал о шрифтах с засечками и без засечек, о разнице в расстоянии между различными комбинациями букв, о том, что делает великолепную типографику великолепной. В том, чем я занимался, присутствовали красота, история, художественная утонченность – все свойства, которые для обычной науки были недостижимы, и я находил этот процесс по-настоящему захватывающим.
В то время мне казалось, что полученные навыки я никак не смогу применить в жизни. Но десять лет спустя, когда мы проектировали первый компьютер Macintosh, все мои знания оказались очень полезными. Mac стал первым компьютером с красивой типографикой. Если бы я не начал ходить на эти занятия в колледже, у Mac никогда не было бы различных гарнитур шрифтов или пропорциональных шрифтов. А поскольку Windows – это простая копия Mac, вполне вероятно, что ни у одного персонального компьютера всего этого не было бы.
Итак, если бы я не бросил учебу, я бы никогда не попал на занятия по каллиграфии, и у персональных компьютеров не было бы таких замечательных шрифтов, как сейчас. Конечно, я не мог соединить все точки воедино, когда учился в колледже. Но через десять лет все стало ясно, как белый день.
И опять же, невозможно соединить все точки, когда смотришь в будущее. Все складывается в единую картинку, только когда оглядываешься на прошлое. Поэтому вы должны верить, что каким-то образом все точки сойдутся воедино и в вашем будущем. Вы должны верить своей интуиции, судьбе, жизни, карме, чему угодно. Поскольку только непоколебимая вера в то, что все точки соединятся правильным образом, позволит вам следовать зову своего сердца, даже если оно уводит вас с проторенной тропы. В этом и заключается весь смысл.
Моя вторая история – о любви и потере
Мне повезло: я нашел дело всей своей жизни довольно рано. Мне было всего 20 лет, когда мы с Возом [речь идет о Стиве Возняке] основали Apple в гараже моих родителей. Мы усердно работали, и за десять лет Apple превратилась в компанию стоимостью $2 млрд с более чем 4 тысячами сотрудников. Годом ранее мы выпустили наше лучшее творение – Macintosh. Тогда мне только исполнилось 30 лет. А потом меня уволили.
Как человека могут уволить из компании, которую он основал? Когда Apple выросла, мы наняли сотрудника, который, по моему мнению, был очень талантлив, чтобы разделить руководство компанией вместе со мной, и в течение первого года или около того дела шли хорошо. Но затем наши представления о будущем начали расходиться, и в итоге мы поссорились. Совет директоров встал на его сторону, так что в 30 лет меня попросили, так сказать, уйти. Причем публично. То, что было центром всей моей сознательной жизни, исчезло, и я был полностью опустошен.
В течение нескольких месяцев я вообще не знал, что делать. Я чувствовал, что подвел предыдущее поколение предпринимателей, что выронил эстафетную палочку, переданную мне. Я встретился с Дэвидом Паккардом и Бобом Нойсом и попытался извиниться за то, что все испортил. О крахе моей карьеры говорил буквально каждый, так что я даже подумывал о том, чтобы сбежать из Долины.
Но понемногу я начал приходить в себя, понимая, что я по-прежнему люблю все то, чем занимался. Инциденту, случившемуся в Apple, было не под силу это изменить. Я был отвергнут, но моя любовь от этого не уменьшилась. И поэтому я решил начать все сначала.
Тогда я этого, конечно же, не понимал, но оказалось, что увольнение из Apple было лучшим, что могло случиться со мной. Тяжелое бремя большого успеха сменилось на легкость, ведь я снова был новичком, но уже не столь уверенным во всем подряд. Это чувство позволило мне войти в один из самых творческих периодов моей жизни.
В течение следующих пяти лет я основал компанию под названием NeXT, еще одну компанию под названием Pixar, и влюбился в удивительную женщину, которая впоследствии стала моей женой. Студия Pixar создала первый в мире компьютерный мультфильм «История игрушек». В настоящее время она является самой успешной анимационной студией в мире. События повернулись таким образом, что Apple купила NeXT, я вернулся в Apple, и технология, которую мы разработали в NeXT, легла в основу нынешнего возрождения Apple. А с Лорен мы создали прекрасную семью.
Я почти уверен, что ничего из этого бы не случилось, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было ужасным на вкус, но, видимо, пациент нуждался именно в нем. Иногда жизнь бьет очень больно. Но не теряйте веру. Я убежден, что единственное чувство, благодаря которому я продолжал двигаться вперед, было любовью к своему делу.
Сумейте найти то, что действительно любите. И это справедливо не только в отношении работы, но и в отношении личной жизни. Будьте готовы к тому, что работа заполнит большую часть вашей жизни, так что единственный способ быть по-настоящему довольным – это делать то, что вы считаете великим. А единственный способ сотворить что-то великое – любить то, что делаешь.
Если вы еще не нашли дело своей жизни, продолжайте искать. Не останавливайтесь. Как и во всех делах сердечных, вы узнаете, когда найдете то самое. И как любые настоящие отношения, с годами они будут только крепнуть. Так что продолжайте поиск. Не сдавайтесь.
Моя третья история – о смерти
Когда мне было 17 лет, я прочитал цитату, которая звучала примерно следующим образом: «Если ты будешь жить каждый день так, как будто он твой последний, то когда-нибудь обязательно окажешься прав». Это высказывание произвело на меня впечатление, и с тех пор в течение последних 33 лет я каждое утро смотрел в зеркало и спрашивал себя: «Если бы сегодня был последний день в моей жизни, захотел бы я заниматься тем, чем собираюсь заняться?» И всякий раз, когда ответом было «Нет» слишком много дней подряд, я понимал, что пришла пора что-то менять.
Осознание того, что я скоро умру, всегда было самым важным инструментом, с помощью которого я принимал ответственные решения. Потому что почти все теряет смысл перед лицом смерти – все завышенные ожидания, всякая гордость, весь страх, смущения или неудачи. Остается только то, что действительно важно. Помнить, что ты умрешь, – это лучший из известных мне способов избежать ловушки, думая, что тебе есть, что терять. Ты уже голый. Нет причин не следовать зову своего сердца.
Примерно год назад мне поставили диагноз – рак. В 7:30 утра я прошел сканирование, и оно ясно показало опухоль поджелудочной железы. Тогда я даже не знал, что такое поджелудочная железа. Врачи сказали мне, что это почти наверняка неизлечимый тип рака, и что жить мне осталось не более трех-шести месяцев. Мой доктор посоветовал мне пойти домой и привести все свои дела в порядок, что на языке врачей означает «подготовься к смерти». Это означает попытаться рассказать своим детям все то, что вы должны были рассказывать им на протяжении следующих десяти лет. Это означает убедиться в том, что все устроено наилучшим образом, чтобы вашей семье было как можно проще справиться с неизбежным. Это означает попрощаться.
Я жил с этим диагнозом весь день. Позже тем же вечером мне сделали биопсию: засунули в горло эндоскоп, пролезли через желудок и кишки, воткнули иголку в поджелудочную железу и взяли несколько клеток из опухоли на анализ. Я был без сознания, но моя жена, которая была там со мной, рассказала мне, что, когда врачи посмотрели на клетки под микроскопом, они начали плакать. Это была очень редкая форма рака поджелудочной железы, которую можно было вылечить с помощью хирургической операции. Мне сделали ее, и теперь я в порядке.
Это было самое близкое столкновение со смертью в моей жизни, и я надеюсь, в течение следующих десятилетий ближе сталкиваться с ней мне не придется. Пережив это, я могу сказать вам следующее с еще большей уверенностью, чем когда смерть была для меня полезной, но чисто интеллектуальной концепцией.
Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать, чтобы попасть туда побыстрее. И все же смерть – это конечная остановка для каждого из нас. Никто дальше не поедет. И так оно и должно быть, потому что смерть, по-видимому, – это лучшее изобретение жизни. Это основная причина перемен. Это очищение старого, высвобождение места для нового. Прямо сейчас новое – это вы, но пройдет не так много времени, когда вы станете старыми, и вам придется подвинуться. Извините, что так драматично, но это всего лишь правда.
Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его впустую, проживая чужую жизнь. Не попадайтесь в ловушку догмы, не живите чужими мыслями. Не позволяйте шуму посторонних мнений заглушить ваш внутренний голос. И, самое главное, имейте смелость следовать своему сердцу и своей интуиции. Они изначально знают, кем вы действительно должны стать. Все остальное – вторично.
Во времена моей молодости выпускался замечательный журнал под названием «Каталог всей Земли» («The Whole Earth Catalog»). Он был одной из библий моего поколения. Его придумал человек по имени Стюарт Бранд, жил он неподалеку отсюда, в Менло Парк. Это было в конце 1960-х годов, до появления персональных компьютеров, поэтому все делалось вручную с помощью пишущих машинок, ножниц и полароидов. Это было что-то вроде Google в бумажной форме, но за 35 лет до появления Google. Издание было идеалистическим, полным самых разных идей.
Стюарт и его команда выпустили несколько номеров «Каталога всей Земли». Последний вышел в середине 1970-х, тогда я был примерно в вашем возрасте. На обложке последнего номера была фотография проселочной дороги, сделанная ранним утром. По такой дороге могли бы путешествовать автостопом искатели приключений. Под фотографией были написаны следующие слова: «Оставайтесь голодным. Оставайтесь безрассудными». Это было прощальным посланием создателей журнала.
Оставаться голодным. Оставаться безрассудным. Я всегда желал этого для себя. И теперь, когда ваши студенческие годы подходят к концу, и вы вступаете в совершенно новый этап своей жизни, я желаю этого и вам.
Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба