Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ослабление торговой напряженности » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ослабление торговой напряженности

17 декабря 2019 ВТБ Моя Аналитика Маккиннон Нил
Минфин США вчера объявил об отказе от повышения импортных пошлин на товары из Китая – в основном электронику и бытовую технику – на общую сумму 160 млрд долл., которое привело бы к росту цен для американских потребителей. Также было объявлено о снижении пошлин на товары из КНР общей стоимостью 110 млрд долл., введенных с 1 сентября, с 15% до 7,5%. Устранение угрозы дальнейшего повышения ввозных пошлин представляет собой позитивную новость, однако не следует забывать, что в отношении большого числа китайских товаров (на сумму 250 млрд долл.) продолжает действовать 25%-я пошлина, введенная ранее в этом году, а вместе с товарами на 110 млрд долл., облагаемыми по ставке 7,5%, суммарная стоимость китайского импорта, в отношении которого в США применяются ввозные пошлины, составляет 350 млрд долл.

В качестве ответного шага Китай обязался увеличить закупки в США энергоносителей и сельхозпродукции (см. пресс-релиз Минфина США), хотя в части последней предложение китайской стороны в первый год действия соглашения повысить объем импорта в четыре раза (до 40 млрд долл.) выглядит не очень реалистично, учитывая, что общий объем производства соевых бобов в США в стоимостном выражении составляет всего 36 млрд долл., а у КНР также подписаны контракты на закупку свинины и соевых бобов в Бразилии и Аргентине. Между тем Китай также угрожает отказаться от импорта автомобилей из Германии в случае введения запрета на распространение в этой стране продукции компании Huawei, что представляет угрозу для экономики Германии и еврозоны в целом. Согласно опубликованным сегодня данным, индекс PMI обрабатывающих отраслей Германии в декабре опустился до 43,4 против 44,1 в ноябре (субиндекс новых заказов сокращается шестой месяц подряд), а индекс PMI обрабатывающей промышленности Франции снизился с 51,7 до 50,3.

Первая реакция рынка на новости с переговоров между США и Китаем была достаточно прохладной. Судя по всему, инвесторы хотели бы получить более подробную информацию о достигнутом соглашении, а также о перспективах заключения второй фазы торговой сделки. Что же касается повышения индексов MSCI World Equity и S&P500, на прошлой неделе обновивших исторические максимумы, то, по большому счету, это было реакцией на анонсированное Федрезервом дополнительное вливание ликвидности на рынок репо (на сумму около 500 млрд долл.), цель которого – не допустить повторения в конце года сентябрьской ситуации дефицита долларового фондирования.

Сегодня американские компании платят налог на прибыль, в общей сложности порядка 78 млрд долл. Это сопоставимо с объемом сентябрьских налоговых выплат, которые, как считается, были одним из факторов, спровоцировавших резкий скачок ставок репо. Тогда, быстро поняв, что возникший дефицит ликвидности и сокращение свободных резервов происходят параллельно, Федрезерв оперативно приступил к вливанию ликвидности. В данный момент управление ликвидностью и уровнем ставок репо являются одной из главных функций ФРС.

В сложившейся ситуации Федрезерву необходимо действовать на опережение, не допуская значительного повышения ставок репо. Но закачивание ликвидности на рынок может привести к тому, что баланс ФРС превысит свой предыдущий максимум – 4,5 трлн долл. В настоящее время Федрезерв абсорбирует примерно 80% всех размещаемых Минфином облигаций, т.е., по сути, монетизирует долг. Известно, что приток ликвидности «поднимает все лодки», но, вливая ликвидность в таких объемах, Федрезерв рискует создать новый пузырь, что в конечном итоге может дестабилизировать финансовую систему. 2018 г. был единственным годом за все послекризисное время, когда предложение ликвидности со стороны мировых центробанков оказалось отрицательным в чистом выражении, и мы знаем, чем это закончилось: более 90% всех финансовых активов в мире по итогам прошлого года показали отрицательную доходность. В 2019 г. ситуация развернулась на 180 градусов, а все потому, что Федрезерв начал снижать ставки, прекратил количественное ужесточение и начал закачивать на рынок ликвидность. В 2020 г. в условиях рекордного уровня мирового долга в процентном отношении к ВВП и триллионного дефицита американского бюджета крупнейшие центробанки продолжат наращивать балансы, «заливая» систему ликвидностью и сохраняя отрицательные процентные ставки (во всяком случае ЕЦБ и Банк Японии; Банк Швеции на этой неделе, возможно, примет решение вывести ставки из отрицательной зоны). И это спустя десять лет или даже больше с момента завершения финансового кризиса. Неутешительный результат.

19 декабря прошлого года председатель ФРС Джером Пауэлл заявил: «процесс сокращения баланса происходит достаточно гладко… я не думаю, что мы захотим здесь что-то менять». Однако 16%-е декабрьское падение индекса S&P 500 и резкий скачок доходности 10-летних UST заставили регулятора пересмотреть свои планы, и уже 4 января 2019 г. тот же Пауэлл объявил о готовности скорректировать политику ФРС. В тот же день индекс S&P 500 вырос на 3,5%. После вливания ликвидности на рынок репо 17 сентября и последовавшего за ним 8 октября старта программы, которая, по уверениям Федрезерва, не является количественным смягчением, индекс S&P 500 обновил максимум (совокупная капитализация фондового рынка США достигла 32 трлн долл., или 149% ВВП США против пика на уровне 150% в 1999 г.).

Согласно первым оценкам аналитиков, сделка между США и Китаем будет иметь сравнительно небольшой макроэкономический эффект, хотя некоторые все же полагают, что отмена некоторых пошлин может добавить к темпам роста ВВП Китая в 2020 г. около 0,5 пп. Может ли отказ США от повышения таможенных пошлин привести к ужесточению позиции ФРС? Это возможно, хотя мы и знаем, что желание ФРС добиться ускорения инфляции до (или выше) 2% и закрепить ее на этом уровне ограничивает потенциал ужесточения денежно-кредитной политики на текущем этапе. Между тем Мексика выразила недовольство тем, что в соглашение USMCA (документ, обновляющий Североамериканское соглашение о свободной торговле – NAFTA) в последнюю минуту было включено положение о мониторинге Соединенными Штатами трудовых норм, с которым Мексика не согласилась в протоколе о внесении изменений, подписанном 10 декабря.

Между тем индикаторы экономической активности Китая за ноябрь также были восприняты инвесторами в позитивном ключе. Темпы роста промышленного производства (+6,2% г/г) и оборота розничной торговли (+8,0% г/г) немного превысили ожидания, хотя влияние на них могли оказать промо-кампании перед так называемым Днем холостяков и рост цен на свинину, обусловивший ускорение инфляции. В то же время темпы роста инвестиций в основной капитал за первые 11 месяцев этого года составили 5,2%, что является самым низким показателем за период с 1998 г. Основными чертами нынешней экономической ситуации в Китае являются высокий уровень корпоративного долга, увеличение количества дефолтов (дефолт по долларовым облигациям Tewoo на прошлой неделе) и рост плохих долгов в китайский банках, некоторые из которых были вынуждены прибегнуть к помощи государства.

В марте будущего года китайское правительство должно утвердить новые направления экономической политики, в которых может быть предусмотрена более низкая официальная цель по росту ВВП. Между тем последняя статистика показала усиление тенденции к сокращению китайского импорта, обусловленной переориентированием экономики на внутреннее производство и локализацию цепочек поставок. Что касается монетарной политики, то, как отмечает Bloomberg, 1-месячная ставка кредитования в Китае (Shibor) достигла максимума с начала этого года, в результате чего увеличился спред относительно 1-месячной ставки LIBOR – в этих обстоятельствах центробанк страны имеет возможность вновь снизить норму обязательных резервов для банков. В Японии общая экономическая активность в ноябре осталась на уровне предыдущего месяца, а в Австралии резко снизилась активность в обрабатывающих отраслях.

Наконец, как пишет Goldman Sachs, с момента последней 20%-й коррекции на рынке акций прошло уже 10,7 года, что является самым продолжительным периодом роста за последние 120 лет. Инвесторы в большинстве своем принимают решения, делая ставку на более высокую доходность и опасаясь отстать от других (хотя значительная часть инвестиций в акции в настоящий момент имеет пассивный характер). Средняя доходность гособлигаций стран большой семерки составляет лишь 0,79%, что объясняет желание получить доходность на рынках акций, а также сохранить капитал (40% вложений за последние пять лет было направлено в биржевые облигационные фонды). Поиски доходности будут продолжаться, пока Федрезерв и другие центробанки будут сохранять или увеличивать вливания ликвидности. На определенном этапе – пока мы не знаем, когда – пузырь ликвидности лопнет, либо инфляция вновь начнет расти.