С начала 2020 года акции Tesla удвоились. Илон Маск снова стал хедлайнером Уолл-Стрит, инвесторы прокатились на ралли, а шортистов разорвало на части. Это интересный сюжет и хороший повод разобраться: почему выросла цена акций, что происходит с финансовой отчетностью компании, и какая существует торговая стратегия.
Что произошло
В январе 2020 года акции Tesla стоили $430. Затем котировки пошли вверх и четвертого февраля достигли пиковых значений. Максимальная цена на акцию составляла $968. Рост с начала года — 125%.
Росту предшествовал ряд событий:
1. Запуск нового завода в Китае
2. Начало массовых поставок автомобилей в Китай
3. Два положительных квартальных отчета
4. Презентация электрического пикапа Cybertruck
После роста тоже был интересный момент. Давайте положим новости на график акций и вкратце по ним пройдемся.
Cначала график:
Теперь новости:
17 октября 2019. Министерство промышленности Китая разрешило Telsa производить электромобили в КНР. Источник: Reuters.
23 октября 2019. Tesla отчиталась о прибыли на акцию в размере $0,80. Аналитики ожидали убыток -$1,47. Источник: Tesla Q3 Update, Nasdaq.
21 ноября 2019. Илон Маск представил первый электрический пикап Tesla. Сказал, что электрокар бронированный, после чего разбил стекло металлическим шаром. Илон провалил презентацию, но получил 146k предзаказов. Источник: твиттер Илона Маска.
30 декабря 2019. Tesla начала массовые поставки автомобилей в Китай. Источник: твиттер китайского отдела компании.
19 января 2019. Tesla согласилась приобрести федеральную землю в коммуне Грюнхайде для строительства новой фабрики в Германии. Ожидается, что с лета 2021 года завод будет производить 150k электрокаров в год. Источник: Интерфакс.
29 января 2019. Tesla отчиталась о втором удачном квартале подряд: прибыль на акцию составила $0,58. Кроме того, компания побила рекорд: Tesla поставила 112k электрокаров в квартал, а общее количество поставок выросло в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Источник: Tesla Q4 Update.
3 февраля 2020. Panasonic отчитался о первом прибыльном квартале бизнеса, который производит аккумуляторы для электрокаров. В прошлом апреле Маск заявил, что производство аккумуляторов ограничивает выпуск седанов Model 3. Кроме того, компания по управлению активами Ark Invest спрогнозировала капитализацию Tesla в $1,3mm к 2024 году. Источник: Reuters.
13 февраля 2020. Tesla объявила о дополнительной эмиссии акций на 2b. Акции разместили на следующий день по $767. Перед этим, на пресс-конференции по результатам Q4 2019, Илон Маск заявил, что не планирует привлечения денег. Источник: Tesla Inc.
14 февраля 2020. Tesla отзовет 3183 Model X из Китая. Причина: потенциальная проблема, которая может усложнить рулевое управление и привести к столкновению. Источник: Reuters.
Почему выросли акции
Основных причин три:
1. Tesla показала два прибыльных квартала подряд
2. Tesla начала экспансию на Китайский рынок
3. Шортисты попали на маржин-колл
Разберемся подробнее. Сначала Tesla запускает завод в Китае, после чего показывает квартальную прибыль, вопреки ожиданиям аналитиков. Эти события обеспечивают стартовый импульс.
Затем, компания начинает поставки в Поднебесную. Соответственно, это новый большой рынок, а значит — большой потенциал роста выручки. Инвесторы любят рост выручки, поэтому покупают акции и провоцируют ралли.
Выходит второй сильный отчет: очередной прибыльный квартал, рекорд по поставкам электрокаров, перевыполнение планов компании. На отчет накладываются смежные позитивные новости, и аналитики рисуют радужные перспективы. Итог: котировки вырастают на 20% за день.
Запускается мясорубка. В октябре короткие позиции по Тесле превышали 20% от обращающихся акций. Это много. И если плавный рост котировок шортисты тяжело, но терпели, то вертикальный ценовой взлет их убил. Они начали экстренно выходить из позиций, чем еще выше загнали цену. Последний шпиль на графике — это похороны прошлогодних шортистов.
Итого по причинам роста:
1. Позитивные новости обеспечили январское ралли
2. Выходы шортистов создали февральский ажиотаж
Что говорит отчетность
Надо признать, что отчетность Tesla улучшается. Выручка компании растет, чистая прибыль положительная в двух последних кварталах, EBITDA положительная в трех последних кварталах.
Кроме того, Tesla заметно повысила маржинальность бизнеса: с 12,5% в начале года до 18,9% в конце.
Поставки автомобилей растут:
География поставок расширяется. Особенно симпатично выглядит Китай, доля которого может сильно увеличится к 2021 году.
Но самое интересное происходит с производственными мощностями. Из Q4 2019 Update следует, что Tesla может производить 640.000 электрокаров в год.
В том же отчете Илон Маск обещает увеличить производственную мощность во Фримонте и совокупно производить полмиллиона Model 3 и Model Y в год. То есть на сто тысяч больше, чем есть сейчас.
Про планируемую мощность Китайской фабрики в отчете не говорится. Но в статье Fortune есть упоминание про полмиллиона электрокаров со ссылкой на китайского директора по производству. Конкретные сроки выхода на мощность не уточняются, поэтому вряд ли это случится в 2020 году.
Какая торговая идея существует
Если верить отчетности, то в конце 2019 года результаты Tesla лучше, чем когда-либо. Курс акций это подтверждает. Аналитики тоже. Но несмотря на все «за», мое личное мнение — шорт в среднесрочной перспективе.
И вот почему:
1. Успех Tesla уже заложен в стоимость акций. То есть текущие котировки находятся там, где они должны быть в случае выполнения обещаний. Но обещать не значит жениться, а заявить не значит произвести.
2. Косвенные признаки показывают, что Q1 2020 может принести проблемы компании. Учитывая раздутые цены, это претендует на триггер для падения.
Давайте немного посчитаем. С июля 2017 по январь 2019 средняя цена акций Tesla была $330, а котировки достаточно долго находились в диапазоне. Поэтому возьмем цену $330 за справедливую стоимость акций компании на данном периоде.
Теперь посмотрим, в каких количествах компания поставляла продукцию. За 2018 год Tesla поставила 245.000 электрокаров. За 2019 год Tesla поставила 367.000 электрокаров.
Количество поставленных машин — ключевой показатель Tesla, который беспокоит инвесторов, и от которого зависит динамика выручки. Фактически, это основной драйвер роста. Поэтому мы соотнесем цену акций с количеством электрокаров и выведем мультипликаторы.
Оптимистичный мультипликатор:
1. Справедливая цена акций компании — $330. Допустим, для поддержания этой цены достаточно произвести и поставить 245.000 электрокаров в год.
2. Удобства ради, опустим тысячи и составим пропорцию: 330 / 245 = 1,35.
Таким образом, мы получили мультипликатор со значением x1,35. То есть, чтобы определить справедливую цену акций, нам нужно количество поставленных машин (в тысячах) умножить на 1,35. Например, если Tesla поставит 1.000.000 машин в год, то справедливая стоимость акций будет 1.000 x 1,35 = $1350.
Пессимистичный мультипликатор:
1. Допустим, для поддержания справедливой цены $330 недостаточно поставлять 245.000 электрокаров, как в 2018 году. Нужно поставлять 367.000, как в 2019.
2. Тогда мультипликатор будет: 330 / 367 = 0,9.
Соответственно, средний мультипликатор за два года получится 330 / ((245+367)/2) = 1,08.
Итого мы имеем три мультипликатора:
1. Оптимистичный: x1,35
2. Нейтральный: x1,08
3. Пессимистичный: x0,9
Также мы имеем данные по производственным мощностям Tesla:
1. Текущая: 640k электрокаров в год
2. Обещанная: 740k электрокаров в год
3. Гипотетически возможная: 1090k электрокаров в год
Строим таблицу и прогнозируем диапазон цен в зависимости от поставок электрокаров:
И видим, что расти особо некуда. Только в идеальном сценарии (который выглядит совсем сказочным) акции имеют запас хода. Остальное — либо близко к текущим ценам, либо вообще ниже них. При этом поставки мы только прогнозируем, а цены уже сегодня видим на графике.
Кроме того, Tesla может притормозить первый квартал. Рекорды в конце года не ставятся в рабочем режиме. Вместо этого они требуют максимальной отдачи от персонала, поставщиков и прочих участников. Вечно такая интенсивность продолжаться не может, но проваливать лучше начало года, а не конец. Поэтому компании выжимают последние соки перед годовым отчетом и восстанавливаются после него.
В прошлом году с Tesla было нечто подобное:
В этом году история может повториться. Косвенный аргумент: Илон Маск провел дополнительное размещение акций, вопреки предыдущему заявлению. Причина, которая напрашивается: он видит ажиотаж инвесторов сегодня, но сомневается в нем завтра.
Когда лучше шортить
Шортить лучше консервативно: дождаться нового выноса шортистов и зайти, когда они будут фиксировать убытки. Признак выноса: резкое одно-двухдневное движение вверх.
31 января 2019 года Tesla имела 16% коротких позиций. Сейчас их меньше, но на один short squeeze должно хватить.
Что произошло
В январе 2020 года акции Tesla стоили $430. Затем котировки пошли вверх и четвертого февраля достигли пиковых значений. Максимальная цена на акцию составляла $968. Рост с начала года — 125%.
Росту предшествовал ряд событий:
1. Запуск нового завода в Китае
2. Начало массовых поставок автомобилей в Китай
3. Два положительных квартальных отчета
4. Презентация электрического пикапа Cybertruck
После роста тоже был интересный момент. Давайте положим новости на график акций и вкратце по ним пройдемся.
Cначала график:
Теперь новости:
17 октября 2019. Министерство промышленности Китая разрешило Telsa производить электромобили в КНР. Источник: Reuters.
23 октября 2019. Tesla отчиталась о прибыли на акцию в размере $0,80. Аналитики ожидали убыток -$1,47. Источник: Tesla Q3 Update, Nasdaq.
21 ноября 2019. Илон Маск представил первый электрический пикап Tesla. Сказал, что электрокар бронированный, после чего разбил стекло металлическим шаром. Илон провалил презентацию, но получил 146k предзаказов. Источник: твиттер Илона Маска.
30 декабря 2019. Tesla начала массовые поставки автомобилей в Китай. Источник: твиттер китайского отдела компании.
19 января 2019. Tesla согласилась приобрести федеральную землю в коммуне Грюнхайде для строительства новой фабрики в Германии. Ожидается, что с лета 2021 года завод будет производить 150k электрокаров в год. Источник: Интерфакс.
29 января 2019. Tesla отчиталась о втором удачном квартале подряд: прибыль на акцию составила $0,58. Кроме того, компания побила рекорд: Tesla поставила 112k электрокаров в квартал, а общее количество поставок выросло в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Источник: Tesla Q4 Update.
3 февраля 2020. Panasonic отчитался о первом прибыльном квартале бизнеса, который производит аккумуляторы для электрокаров. В прошлом апреле Маск заявил, что производство аккумуляторов ограничивает выпуск седанов Model 3. Кроме того, компания по управлению активами Ark Invest спрогнозировала капитализацию Tesla в $1,3mm к 2024 году. Источник: Reuters.
13 февраля 2020. Tesla объявила о дополнительной эмиссии акций на 2b. Акции разместили на следующий день по $767. Перед этим, на пресс-конференции по результатам Q4 2019, Илон Маск заявил, что не планирует привлечения денег. Источник: Tesla Inc.
14 февраля 2020. Tesla отзовет 3183 Model X из Китая. Причина: потенциальная проблема, которая может усложнить рулевое управление и привести к столкновению. Источник: Reuters.
Почему выросли акции
Основных причин три:
1. Tesla показала два прибыльных квартала подряд
2. Tesla начала экспансию на Китайский рынок
3. Шортисты попали на маржин-колл
Разберемся подробнее. Сначала Tesla запускает завод в Китае, после чего показывает квартальную прибыль, вопреки ожиданиям аналитиков. Эти события обеспечивают стартовый импульс.
Затем, компания начинает поставки в Поднебесную. Соответственно, это новый большой рынок, а значит — большой потенциал роста выручки. Инвесторы любят рост выручки, поэтому покупают акции и провоцируют ралли.
Выходит второй сильный отчет: очередной прибыльный квартал, рекорд по поставкам электрокаров, перевыполнение планов компании. На отчет накладываются смежные позитивные новости, и аналитики рисуют радужные перспективы. Итог: котировки вырастают на 20% за день.
Запускается мясорубка. В октябре короткие позиции по Тесле превышали 20% от обращающихся акций. Это много. И если плавный рост котировок шортисты тяжело, но терпели, то вертикальный ценовой взлет их убил. Они начали экстренно выходить из позиций, чем еще выше загнали цену. Последний шпиль на графике — это похороны прошлогодних шортистов.
Итого по причинам роста:
1. Позитивные новости обеспечили январское ралли
2. Выходы шортистов создали февральский ажиотаж
Что говорит отчетность
Надо признать, что отчетность Tesla улучшается. Выручка компании растет, чистая прибыль положительная в двух последних кварталах, EBITDA положительная в трех последних кварталах.
Кроме того, Tesla заметно повысила маржинальность бизнеса: с 12,5% в начале года до 18,9% в конце.
Поставки автомобилей растут:
География поставок расширяется. Особенно симпатично выглядит Китай, доля которого может сильно увеличится к 2021 году.
Но самое интересное происходит с производственными мощностями. Из Q4 2019 Update следует, что Tesla может производить 640.000 электрокаров в год.
В том же отчете Илон Маск обещает увеличить производственную мощность во Фримонте и совокупно производить полмиллиона Model 3 и Model Y в год. То есть на сто тысяч больше, чем есть сейчас.
Про планируемую мощность Китайской фабрики в отчете не говорится. Но в статье Fortune есть упоминание про полмиллиона электрокаров со ссылкой на китайского директора по производству. Конкретные сроки выхода на мощность не уточняются, поэтому вряд ли это случится в 2020 году.
Какая торговая идея существует
Если верить отчетности, то в конце 2019 года результаты Tesla лучше, чем когда-либо. Курс акций это подтверждает. Аналитики тоже. Но несмотря на все «за», мое личное мнение — шорт в среднесрочной перспективе.
И вот почему:
1. Успех Tesla уже заложен в стоимость акций. То есть текущие котировки находятся там, где они должны быть в случае выполнения обещаний. Но обещать не значит жениться, а заявить не значит произвести.
2. Косвенные признаки показывают, что Q1 2020 может принести проблемы компании. Учитывая раздутые цены, это претендует на триггер для падения.
Давайте немного посчитаем. С июля 2017 по январь 2019 средняя цена акций Tesla была $330, а котировки достаточно долго находились в диапазоне. Поэтому возьмем цену $330 за справедливую стоимость акций компании на данном периоде.
Теперь посмотрим, в каких количествах компания поставляла продукцию. За 2018 год Tesla поставила 245.000 электрокаров. За 2019 год Tesla поставила 367.000 электрокаров.
Количество поставленных машин — ключевой показатель Tesla, который беспокоит инвесторов, и от которого зависит динамика выручки. Фактически, это основной драйвер роста. Поэтому мы соотнесем цену акций с количеством электрокаров и выведем мультипликаторы.
Оптимистичный мультипликатор:
1. Справедливая цена акций компании — $330. Допустим, для поддержания этой цены достаточно произвести и поставить 245.000 электрокаров в год.
2. Удобства ради, опустим тысячи и составим пропорцию: 330 / 245 = 1,35.
Таким образом, мы получили мультипликатор со значением x1,35. То есть, чтобы определить справедливую цену акций, нам нужно количество поставленных машин (в тысячах) умножить на 1,35. Например, если Tesla поставит 1.000.000 машин в год, то справедливая стоимость акций будет 1.000 x 1,35 = $1350.
Пессимистичный мультипликатор:
1. Допустим, для поддержания справедливой цены $330 недостаточно поставлять 245.000 электрокаров, как в 2018 году. Нужно поставлять 367.000, как в 2019.
2. Тогда мультипликатор будет: 330 / 367 = 0,9.
Соответственно, средний мультипликатор за два года получится 330 / ((245+367)/2) = 1,08.
Итого мы имеем три мультипликатора:
1. Оптимистичный: x1,35
2. Нейтральный: x1,08
3. Пессимистичный: x0,9
Также мы имеем данные по производственным мощностям Tesla:
1. Текущая: 640k электрокаров в год
2. Обещанная: 740k электрокаров в год
3. Гипотетически возможная: 1090k электрокаров в год
Строим таблицу и прогнозируем диапазон цен в зависимости от поставок электрокаров:
И видим, что расти особо некуда. Только в идеальном сценарии (который выглядит совсем сказочным) акции имеют запас хода. Остальное — либо близко к текущим ценам, либо вообще ниже них. При этом поставки мы только прогнозируем, а цены уже сегодня видим на графике.
Кроме того, Tesla может притормозить первый квартал. Рекорды в конце года не ставятся в рабочем режиме. Вместо этого они требуют максимальной отдачи от персонала, поставщиков и прочих участников. Вечно такая интенсивность продолжаться не может, но проваливать лучше начало года, а не конец. Поэтому компании выжимают последние соки перед годовым отчетом и восстанавливаются после него.
В прошлом году с Tesla было нечто подобное:
В этом году история может повториться. Косвенный аргумент: Илон Маск провел дополнительное размещение акций, вопреки предыдущему заявлению. Причина, которая напрашивается: он видит ажиотаж инвесторов сегодня, но сомневается в нем завтра.
Когда лучше шортить
Шортить лучше консервативно: дождаться нового выноса шортистов и зайти, когда они будут фиксировать убытки. Признак выноса: резкое одно-двухдневное движение вверх.
31 января 2019 года Tesla имела 16% коротких позиций. Сейчас их меньше, но на один short squeeze должно хватить.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба