25 февраля 2020 Precious metals Нечаев Андрей
Рост цены на #палладий сейчас, пожалуй, - самый обсуждаемый вопрос в различных СМИ и блогах по рынку драгоценных металлов. Ни один из торгуемых на рынках драгоценных металлов ещё не показывал такого стремительного ралли, как этот. Мнения аналитиков разделились. Одни утверждают, что это ралли цен продолжится, другие считают, что этот пузырь скоро лопнет.
Скажем, по мнению аналитиков ANZ, спрос на палладий останется сильным несмотря на тот факт, что распространение коронавируса Covid-19 усугубило 2-летний спад в мировом автопромышленном секторе. Эксперты полагают, что спрос на палладий, применяемый в автокатализаторах, удержится благодаря низкому уровню запасов металла и ограниченным возможностям нарастить его предложение горнодобытчиками. Хотя ANZ отмечает, что, согласно прогнозам, производство автомобилей в Китае, вероятно, снизится в первом квартале текущего года на 17% из-за закрытий предприятий, так что пойдёт уже третий год непрерывного сокращения автопроизводства.
Вчера газета Коммерсантъ опубликовала аж три статьи про рынок палладия:
«Обычно это приводит к кризисным явлениям» Антон Берлин, директор департамента маркетинга «Норникеля»
«Цена вопроса» Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов — о ценообразовании палладия.
«Катализатор роста» Станет ли палладий новым золотом
Неужели всё так плохо с добычей палладия? В предыдущей статье «Heraeus: "Коронавирус поднимает спрос на активы-убежища, но поражает спрос на PGMs"» я приводил мнение Roskill: «Выпуск побочного хрома быстро растёт у южноафриканских производителей, имеющих доступ к запасам бассейна UG2, который также имеет более благоприятное содержание палладия и родия на унцию платины по сравнению с Меренским рифом.» Roskill занимается базовыми и цветными металлами, поэтому понятно, что драгоценные её интересуют только в плане попутной добычи.
Однако мне показалось интересным, что никто из аналитиков не говорит о бассейне Platreef. Я ещё в 2018 году в статье «Платина: обзор рынков, спрос, предложение, прогнозы» говорил о перспективах добычи палладия на этих рудниках, где содержание палладия в рудных телах выше, чем содержание платины:
И никто не говорит о Канаде, где в результате проблем с добычей в ЮАР и скачка цен интерес к палладиевым проектам за пределами Африки резко возрастает. В частности, в последние месяцы наблюдается активная деятельность в канадской провинции Северный Онтарио. В начале октября один из крупнейших производителей PGMs Impala Platinum (Implats) приобрёла канадскую компанию North American Palladium за 1 млрд канадских долларов. В результате этой сделки возникла новая компания Impala Canada, которая курирует работу шахты Lac des Iles около Тандер-Бей. Lac des Iles работает в течение 25 лет, и North American Palladium была единственной компанией в мире, занимающейся производством чистого палладия, и это привлекло Implats.
«Наш рудник Lac des Iles уникален», - говорит генеральный директор Impala Canada Тим Хилл. «Большинство рудных тел, которые содержат драгоценные металлы, расположены в тонких слоях, тогда как рудные тела в Lac des Iles представляют собой большие непрерывные структуры, которые поддаются дешёвым методам массового добычи». Он отметил, что в прошлые годы компания столкнулась с проблемами, связанными с проектом, но эта проблема больше не влияет на проект. «Сегодня Lac des Iles является одной из крупнейших, самых дешёвых и безопасных подземных шахт в Канаде. На ней используются полностью механизированные методы добычи, современная инфраструктура, передовые технологии подземной добычи и, что наиболее важно, преданные и заинтересованные работники, приверженные безопасной и ответственной добыче».
Кстати, материнская компания Implats работает в комплексе Bushveld, расположенном в Рустенбурге, Южная Африка. По данным Геологической службы США (USGS), Бушвельд постепенно становится эпицентром добычи палладия и является важнейшим месторождением с крупнейшими мировыми запасами этого металла.
Impala - не единственная компания, заявляющая претензии и надеющаяся на возвращение в северный регион самой густонаселенной провинции Канады. В конце января компания-юниор Sienna Resources добавила в свой список палладиевый проект «Marathon North» в Северном Онтарио, который также включает в себя проект по добыче металлов PGMs в Slattberg и производство базовых металлов в Швеции. Северный участок Marathon North граничит с другим месторождением, проектом Marathon Palladium компании Generation Mining.
По словам эксперта Generation, Marathon является крупнейшим неразработанным месторождением палладия в Северной Америке с измеренными и разведанными запасами 8,668 млн унций палладия в эквиваленте. «В 2017 году наше общее производство PGMs в Канаде составило 1,016 млн кг. Из этого объёма 770414 кг было произведено в Онтарио. В 2018 году этот объём вырос до 1,206 млн кг, из которых 898131 кг поступило с шахт в Онтарио».
Таким образом, на фоне роста цен на палладий, сейчас возрождаются многие старые и начинается множество новых проектов. Мне понравилось высказывание генерального директора Sienna Resources Джейсона Джилиотти: «Сейчас есть люди, которые смотрят не на каннабис (в Канаде эта индустрия после легализации конопли набирает темп роста инвестиций), а на что-то более приятное. Множество из тех денег, что были заперты в этих инвестициях в последние пару лет, теперь, наконец, мигрируют в сторону добытчиков драгметаллов. Это позволяет многим юниорам, таким как мы, по-настоящему выбраться, твёрдо встать на ноги и выполнить работу, чтобы попытаться доказать эффективность активов, которые (у нас) есть».
Хотя Джилиотти по-прежнему настороженно относится к ралли цены на палладий за последние 12 месяцев, он сказал: «Многие более умные люди, чем я, ожидают повышение цен на горизонте от нескольких месяцев до нескольких лет, и это не просто скачок, а затем возврат». Параболический рост цен на палладий удивил многих аналитиков рынка, которые ожидали, что его цена упадёт после достижения новых максимумов в октябре прошлого года. Однако произошло обратное, и драгоценный металл продолжил движение вверх.
Эта тенденция, как считает генеральный директор Impala Canada Хилл, продолжит сохраняться до тех пор, пока палладий будет оставаться предпочтительным металлом для производителей автомобилей на бензиновых двигателях, и пока страны продолжают наращивать всё более строгие стандарты выбросов. «Поиск альтернативы бензиновому двигателю затруднён, и маловероятно, что эти двигатели будут заменены в ближайшем будущем», - сказал Хилл.
«Например, проблемы, с которыми сталкивается переход к электромобилям на аккумуляторах, включают в себя нехватку необходимых материалов, коммерческие затраты на производство аккумуляторов, неадекватную инфраструктуру для зарядки аккумуляторов и функциональные ограничения самих аккумуляторных электромобилей. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены осмысленным образом, устойчивый спрос на палладий будет продолжаться».
В целом понятно желание производителей поддержать высокие цены на палладий. Ну и также понятно, что каждый из них хвалит свой курятник. Что будет с ценой дальше - не знаю. Мне задали вопрос ЗДЕСЬ:
Я ответил:
https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Скажем, по мнению аналитиков ANZ, спрос на палладий останется сильным несмотря на тот факт, что распространение коронавируса Covid-19 усугубило 2-летний спад в мировом автопромышленном секторе. Эксперты полагают, что спрос на палладий, применяемый в автокатализаторах, удержится благодаря низкому уровню запасов металла и ограниченным возможностям нарастить его предложение горнодобытчиками. Хотя ANZ отмечает, что, согласно прогнозам, производство автомобилей в Китае, вероятно, снизится в первом квартале текущего года на 17% из-за закрытий предприятий, так что пойдёт уже третий год непрерывного сокращения автопроизводства.
Вчера газета Коммерсантъ опубликовала аж три статьи про рынок палладия:
«Обычно это приводит к кризисным явлениям» Антон Берлин, директор департамента маркетинга «Норникеля»
О причинах роста цены на палладий, возможности его замещения платиной в автомобильной промышленности и перспективах роста производства в России “Ъ” рассказал директор департамента «Норильского никеля» Антон Берлин.
«Цена вопроса» Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов — о ценообразовании палладия.
Дефицит палладия на мировом рынке уже составил 1 млн унций в 2019 году, или около 10% потребления. По оценке Johnson Matthey, за прошлый год объем потребления палладия в каталитическом конвертере автомобилей в среднем вырос на 14%.
«Катализатор роста» Станет ли палладий новым золотом
Палладий за последние три года подорожал почти в четыре раза, превратившись из побочного продукта в ходе добычи платины в основной источник выручки крупнейших компаний отрасли, в том числе ГМК «Норильский никель». Это стало возможным благодаря резкому росту спроса на металл как катализатор в бензиновых двигателях. Но, вопреки рыночным законам, структурный дефицит палладия в ближайшие годы не исчезнет: новых крупных проектов по его добыче в мире почти нет, а автопроизводители продолжают наращивать закупки. “Ъ” разобрался, почему так происходит и кто окажется в выигрыше.
Неужели всё так плохо с добычей палладия? В предыдущей статье «Heraeus: "Коронавирус поднимает спрос на активы-убежища, но поражает спрос на PGMs"» я приводил мнение Roskill: «Выпуск побочного хрома быстро растёт у южноафриканских производителей, имеющих доступ к запасам бассейна UG2, который также имеет более благоприятное содержание палладия и родия на унцию платины по сравнению с Меренским рифом.» Roskill занимается базовыми и цветными металлами, поэтому понятно, что драгоценные её интересуют только в плане попутной добычи.
Однако мне показалось интересным, что никто из аналитиков не говорит о бассейне Platreef. Я ещё в 2018 году в статье «Платина: обзор рынков, спрос, предложение, прогнозы» говорил о перспективах добычи палладия на этих рудниках, где содержание палладия в рудных телах выше, чем содержание платины:
Руда PGM в Бушвельде встречается в горизонтальных слоях, обычно толщиной менее одного метра. Основным типом рудных тел PGM западной и восточной частей Бушвельда являются рудные тела Merensky и UG2. На Merensky исторически добывались основные объёмы PGM, и получались более высокие доходы по сравнению с рудниками UG2. Однако вследствие истощения руд Merensky, сейчас больше руды добывается на UG2. Руды Platreef находятся в северной части Бушвельда, они расположены ближе к поверхности, поэтому их легче разрабатывать, в них более высокое содержание палладия и золота.
И никто не говорит о Канаде, где в результате проблем с добычей в ЮАР и скачка цен интерес к палладиевым проектам за пределами Африки резко возрастает. В частности, в последние месяцы наблюдается активная деятельность в канадской провинции Северный Онтарио. В начале октября один из крупнейших производителей PGMs Impala Platinum (Implats) приобрёла канадскую компанию North American Palladium за 1 млрд канадских долларов. В результате этой сделки возникла новая компания Impala Canada, которая курирует работу шахты Lac des Iles около Тандер-Бей. Lac des Iles работает в течение 25 лет, и North American Palladium была единственной компанией в мире, занимающейся производством чистого палладия, и это привлекло Implats.
«Наш рудник Lac des Iles уникален», - говорит генеральный директор Impala Canada Тим Хилл. «Большинство рудных тел, которые содержат драгоценные металлы, расположены в тонких слоях, тогда как рудные тела в Lac des Iles представляют собой большие непрерывные структуры, которые поддаются дешёвым методам массового добычи». Он отметил, что в прошлые годы компания столкнулась с проблемами, связанными с проектом, но эта проблема больше не влияет на проект. «Сегодня Lac des Iles является одной из крупнейших, самых дешёвых и безопасных подземных шахт в Канаде. На ней используются полностью механизированные методы добычи, современная инфраструктура, передовые технологии подземной добычи и, что наиболее важно, преданные и заинтересованные работники, приверженные безопасной и ответственной добыче».
Кстати, материнская компания Implats работает в комплексе Bushveld, расположенном в Рустенбурге, Южная Африка. По данным Геологической службы США (USGS), Бушвельд постепенно становится эпицентром добычи палладия и является важнейшим месторождением с крупнейшими мировыми запасами этого металла.
Impala - не единственная компания, заявляющая претензии и надеющаяся на возвращение в северный регион самой густонаселенной провинции Канады. В конце января компания-юниор Sienna Resources добавила в свой список палладиевый проект «Marathon North» в Северном Онтарио, который также включает в себя проект по добыче металлов PGMs в Slattberg и производство базовых металлов в Швеции. Северный участок Marathon North граничит с другим месторождением, проектом Marathon Palladium компании Generation Mining.
По словам эксперта Generation, Marathon является крупнейшим неразработанным месторождением палладия в Северной Америке с измеренными и разведанными запасами 8,668 млн унций палладия в эквиваленте. «В 2017 году наше общее производство PGMs в Канаде составило 1,016 млн кг. Из этого объёма 770414 кг было произведено в Онтарио. В 2018 году этот объём вырос до 1,206 млн кг, из которых 898131 кг поступило с шахт в Онтарио».
Таким образом, на фоне роста цен на палладий, сейчас возрождаются многие старые и начинается множество новых проектов. Мне понравилось высказывание генерального директора Sienna Resources Джейсона Джилиотти: «Сейчас есть люди, которые смотрят не на каннабис (в Канаде эта индустрия после легализации конопли набирает темп роста инвестиций), а на что-то более приятное. Множество из тех денег, что были заперты в этих инвестициях в последние пару лет, теперь, наконец, мигрируют в сторону добытчиков драгметаллов. Это позволяет многим юниорам, таким как мы, по-настоящему выбраться, твёрдо встать на ноги и выполнить работу, чтобы попытаться доказать эффективность активов, которые (у нас) есть».
Хотя Джилиотти по-прежнему настороженно относится к ралли цены на палладий за последние 12 месяцев, он сказал: «Многие более умные люди, чем я, ожидают повышение цен на горизонте от нескольких месяцев до нескольких лет, и это не просто скачок, а затем возврат». Параболический рост цен на палладий удивил многих аналитиков рынка, которые ожидали, что его цена упадёт после достижения новых максимумов в октябре прошлого года. Однако произошло обратное, и драгоценный металл продолжил движение вверх.
Эта тенденция, как считает генеральный директор Impala Canada Хилл, продолжит сохраняться до тех пор, пока палладий будет оставаться предпочтительным металлом для производителей автомобилей на бензиновых двигателях, и пока страны продолжают наращивать всё более строгие стандарты выбросов. «Поиск альтернативы бензиновому двигателю затруднён, и маловероятно, что эти двигатели будут заменены в ближайшем будущем», - сказал Хилл.
«Например, проблемы, с которыми сталкивается переход к электромобилям на аккумуляторах, включают в себя нехватку необходимых материалов, коммерческие затраты на производство аккумуляторов, неадекватную инфраструктуру для зарядки аккумуляторов и функциональные ограничения самих аккумуляторных электромобилей. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены осмысленным образом, устойчивый спрос на палладий будет продолжаться».
В целом понятно желание производителей поддержать высокие цены на палладий. Ну и также понятно, что каждый из них хвалит свой курятник. Что будет с ценой дальше - не знаю. Мне задали вопрос ЗДЕСЬ:
Прокомментируйте, пожалуйста, резкий скачок цен на палладий.
Я ответил:
Да комментировать особо нечего. Я об этом много раз писал. Учитывайте также фактор Потанина и поставок из РФ. Сейчас на рынках палладия идёт стадия "мании" в пузыре цен, когда всё большее число спекулянтов, как на фьючерсных, так и на спотовых и OTC рынках играют на повышение. Рост цен на золото на фоне опасений относительно эпидемии коронавируса только подтолкнул рост цен на другие ДМ. Хотя, казалось бы, данные о сокращении промпроизводства должны играть в обратную сторону для более "промышленных" ДМ, тем не менее общий настрой пока - только вверх. Особенно после публикаций докладов различных аналитических контор, вещающих о дальнейшем увеличении дефицита металла. CME GROUP повышением ГО на фьючи пока пытается хотя бы притормозить этот бешенный рост цен. Однако CME не властна над большинством спотовых и OTC рынков. Поэтому пока бэквордация довольно существенна. Арбитраж нормально не работает на рынке "пузыря", т.к. существует множество возможностей, скажем, покупать актив дёшево на NYMEX и продавать дорого на прочих рынках, ну и много чего ещё. Однако любой пузырь когда-нибудь лопнет. Это и надо учитывать.
https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу