Производители спутников настроены оптимистично. Но есть один вопрос » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Производители спутников настроены оптимистично. Но есть один вопрос

23 марта 2020 Фридом Финанс
Ведущие американские производители спутников полагают, что впереди рынок ждет позитивная динамика. Об этом заявили на конференции Satellite 2020, в которой принимали участия представители компаний Maxar Technologies Ltd. (MAXR, NYSE), Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE), Northrop Grumman (NOC, NYSE), Boeing Company (BA, NYSE), Airbus и Thales Alenia Space. Спрос на спутниковые коммуникации растет, но есть факторы, которые необходимо учитывать при долгосрочных инвестициях.

В прошлом году производители продали 15 геостационарных спутников, хотя до этого два года подряд продавали менее десятка. На Satellite 2020 прозвучало мнение о том, что это начало тренда. В частности, вице-президент Northrop Фрэнк Демауро (Frank DeMauro) подчеркнул, что ждет светлого будущего для отрасли и не видит поводов для страхов.

На конференции были выделены основные факторы риска для устойчивого функционирования спутниковых коммуникаций. Прежде всего производители опасаются киберпреступников, которые могут получить несанкционированный доступ к спутникам. Это может нанести огромный репутационный и финансовый ущерб. Производители предпринимают меры, например, Lockheed постоянно проводит внутренние хакатоны для поиска уязвимостей. Однако с ростом количества пользователей спутниковых систем увеличивается и риск взлома, впрочем, как и для многих других отраслей.

Второй важной проблемой остается отношение к квалифицированным кадрам. Крупные космические и прочие правительственные программы 1980-90-х годов создали большую базу инженеров и прочих технических специалистов, но она плохо воспроизводится. Компании, которые в период короткого спада продаж спутников уволили опытных сотрудников, не могут восстановить кадровый потенциал. Эта проблема общая для науки и технологического сектора, так как обучение крайне сложное, требует способностей, а оплата труда и устойчивость карьеры зачастую не соответствуют усилиям. В Northrop пытаются организовать передачу опыта от старых сотрудников молодым, но это займет минимум несколько лет.

Третья проблема вытекает из второй: слишком долгая сборка спутников. В Thales Alenia Space отметили, что идет каждодневная борьба за ускорение производства, причем иногда она приводит к отклонению от проверенных практик производства. При этом часто наблюдается ситуация, когда заказчик приходит с намерением привлечь на свои созвездия спутников крупные суммы в $1—$3 млрд, но у производителя попросту нет возможности изготовить спутники быстро, и долгосрочное крупное финансирование остается под вопросом для молодых стартапов.

В настоящее время темпы производства компании Maxar составляют один большой телекоммуникационный спутник за 24 месяца. Это долго, с учетом растущего спроса. Поэтому более простые низкоорбитальные спутники связи могут занять значительную часть рынка. Но и для перспективного спутникового интернета существует проблема дефицита кадров, так как для производства тысяч новых спутников и их регулярного обновления требуется создать беспрецедентное массовое производство. Благо, требования к низкоорбитальным спутникам ниже, так как они дешевле, в случае поломки они заменяются одним из тысячи других, а обломки сгорают в атмосфере.

Таким образом, в настоящее время индустрия производства спутников находится на важном этапе развития. Объемы выпуска спутников значительно вырастут в ближайшее десятилетие, и регуляторы сделали шаг к упрощению работы «спутниковых» стартапов. Помимо этого появляются новые сервисы по обслуживанию спутников в космосе. В то же время для отрасли существует проблема кадровых ресурсов, как и для многих других отраслей, требующих длительного обучения и высокой квалификации. Учеба в США стоит дорого, и молодые люди выбирают стабильную работу в других направлениях, к примеру, медицине или юриспруденции. Опрометчивые увольнения в период, когда продажи спутников незначительно снизились всего на два года, вряд ли способствуют укреплению доверия к отрасли, в которой опыт зарабатывается десятилетиями труда. Поэтому темпы развития индустрии в настоящее время во многом зависит от желания компаний инвестировать в работников. Пока наибольших успехов в этом добилась SpaceX, которая смогла не только привлечь, но и удержать талантливых людей из разных стран.

На торгах 20 марта ценная бумага MAXR стоила $7,79.

Производители спутников настроены оптимистично. Но есть один вопрос


Акция NOC стоила $284,02.



Акция BA стоила $95,01.


http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter