23 марта 2020 Фридом Финанс
Ведущие американские производители спутников полагают, что впереди рынок ждет позитивная динамика. Об этом заявили на конференции Satellite 2020, в которой принимали участия представители компаний Maxar Technologies Ltd. (MAXR, NYSE), Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE), Northrop Grumman (NOC, NYSE), Boeing Company (BA, NYSE), Airbus и Thales Alenia Space. Спрос на спутниковые коммуникации растет, но есть факторы, которые необходимо учитывать при долгосрочных инвестициях.
В прошлом году производители продали 15 геостационарных спутников, хотя до этого два года подряд продавали менее десятка. На Satellite 2020 прозвучало мнение о том, что это начало тренда. В частности, вице-президент Northrop Фрэнк Демауро (Frank DeMauro) подчеркнул, что ждет светлого будущего для отрасли и не видит поводов для страхов.
На конференции были выделены основные факторы риска для устойчивого функционирования спутниковых коммуникаций. Прежде всего производители опасаются киберпреступников, которые могут получить несанкционированный доступ к спутникам. Это может нанести огромный репутационный и финансовый ущерб. Производители предпринимают меры, например, Lockheed постоянно проводит внутренние хакатоны для поиска уязвимостей. Однако с ростом количества пользователей спутниковых систем увеличивается и риск взлома, впрочем, как и для многих других отраслей.
Второй важной проблемой остается отношение к квалифицированным кадрам. Крупные космические и прочие правительственные программы 1980-90-х годов создали большую базу инженеров и прочих технических специалистов, но она плохо воспроизводится. Компании, которые в период короткого спада продаж спутников уволили опытных сотрудников, не могут восстановить кадровый потенциал. Эта проблема общая для науки и технологического сектора, так как обучение крайне сложное, требует способностей, а оплата труда и устойчивость карьеры зачастую не соответствуют усилиям. В Northrop пытаются организовать передачу опыта от старых сотрудников молодым, но это займет минимум несколько лет.
Третья проблема вытекает из второй: слишком долгая сборка спутников. В Thales Alenia Space отметили, что идет каждодневная борьба за ускорение производства, причем иногда она приводит к отклонению от проверенных практик производства. При этом часто наблюдается ситуация, когда заказчик приходит с намерением привлечь на свои созвездия спутников крупные суммы в $1—$3 млрд, но у производителя попросту нет возможности изготовить спутники быстро, и долгосрочное крупное финансирование остается под вопросом для молодых стартапов.
В настоящее время темпы производства компании Maxar составляют один большой телекоммуникационный спутник за 24 месяца. Это долго, с учетом растущего спроса. Поэтому более простые низкоорбитальные спутники связи могут занять значительную часть рынка. Но и для перспективного спутникового интернета существует проблема дефицита кадров, так как для производства тысяч новых спутников и их регулярного обновления требуется создать беспрецедентное массовое производство. Благо, требования к низкоорбитальным спутникам ниже, так как они дешевле, в случае поломки они заменяются одним из тысячи других, а обломки сгорают в атмосфере.
Таким образом, в настоящее время индустрия производства спутников находится на важном этапе развития. Объемы выпуска спутников значительно вырастут в ближайшее десятилетие, и регуляторы сделали шаг к упрощению работы «спутниковых» стартапов. Помимо этого появляются новые сервисы по обслуживанию спутников в космосе. В то же время для отрасли существует проблема кадровых ресурсов, как и для многих других отраслей, требующих длительного обучения и высокой квалификации. Учеба в США стоит дорого, и молодые люди выбирают стабильную работу в других направлениях, к примеру, медицине или юриспруденции. Опрометчивые увольнения в период, когда продажи спутников незначительно снизились всего на два года, вряд ли способствуют укреплению доверия к отрасли, в которой опыт зарабатывается десятилетиями труда. Поэтому темпы развития индустрии в настоящее время во многом зависит от желания компаний инвестировать в работников. Пока наибольших успехов в этом добилась SpaceX, которая смогла не только привлечь, но и удержать талантливых людей из разных стран.
На торгах 20 марта ценная бумага MAXR стоила $7,79.
Акция NOC стоила $284,02.
Акция BA стоила $95,01.
http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
В прошлом году производители продали 15 геостационарных спутников, хотя до этого два года подряд продавали менее десятка. На Satellite 2020 прозвучало мнение о том, что это начало тренда. В частности, вице-президент Northrop Фрэнк Демауро (Frank DeMauro) подчеркнул, что ждет светлого будущего для отрасли и не видит поводов для страхов.
На конференции были выделены основные факторы риска для устойчивого функционирования спутниковых коммуникаций. Прежде всего производители опасаются киберпреступников, которые могут получить несанкционированный доступ к спутникам. Это может нанести огромный репутационный и финансовый ущерб. Производители предпринимают меры, например, Lockheed постоянно проводит внутренние хакатоны для поиска уязвимостей. Однако с ростом количества пользователей спутниковых систем увеличивается и риск взлома, впрочем, как и для многих других отраслей.
Второй важной проблемой остается отношение к квалифицированным кадрам. Крупные космические и прочие правительственные программы 1980-90-х годов создали большую базу инженеров и прочих технических специалистов, но она плохо воспроизводится. Компании, которые в период короткого спада продаж спутников уволили опытных сотрудников, не могут восстановить кадровый потенциал. Эта проблема общая для науки и технологического сектора, так как обучение крайне сложное, требует способностей, а оплата труда и устойчивость карьеры зачастую не соответствуют усилиям. В Northrop пытаются организовать передачу опыта от старых сотрудников молодым, но это займет минимум несколько лет.
Третья проблема вытекает из второй: слишком долгая сборка спутников. В Thales Alenia Space отметили, что идет каждодневная борьба за ускорение производства, причем иногда она приводит к отклонению от проверенных практик производства. При этом часто наблюдается ситуация, когда заказчик приходит с намерением привлечь на свои созвездия спутников крупные суммы в $1—$3 млрд, но у производителя попросту нет возможности изготовить спутники быстро, и долгосрочное крупное финансирование остается под вопросом для молодых стартапов.
В настоящее время темпы производства компании Maxar составляют один большой телекоммуникационный спутник за 24 месяца. Это долго, с учетом растущего спроса. Поэтому более простые низкоорбитальные спутники связи могут занять значительную часть рынка. Но и для перспективного спутникового интернета существует проблема дефицита кадров, так как для производства тысяч новых спутников и их регулярного обновления требуется создать беспрецедентное массовое производство. Благо, требования к низкоорбитальным спутникам ниже, так как они дешевле, в случае поломки они заменяются одним из тысячи других, а обломки сгорают в атмосфере.
Таким образом, в настоящее время индустрия производства спутников находится на важном этапе развития. Объемы выпуска спутников значительно вырастут в ближайшее десятилетие, и регуляторы сделали шаг к упрощению работы «спутниковых» стартапов. Помимо этого появляются новые сервисы по обслуживанию спутников в космосе. В то же время для отрасли существует проблема кадровых ресурсов, как и для многих других отраслей, требующих длительного обучения и высокой квалификации. Учеба в США стоит дорого, и молодые люди выбирают стабильную работу в других направлениях, к примеру, медицине или юриспруденции. Опрометчивые увольнения в период, когда продажи спутников незначительно снизились всего на два года, вряд ли способствуют укреплению доверия к отрасли, в которой опыт зарабатывается десятилетиями труда. Поэтому темпы развития индустрии в настоящее время во многом зависит от желания компаний инвестировать в работников. Пока наибольших успехов в этом добилась SpaceX, которая смогла не только привлечь, но и удержать талантливых людей из разных стран.
На торгах 20 марта ценная бумага MAXR стоила $7,79.
Акция NOC стоила $284,02.
Акция BA стоила $95,01.
http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter