27 марта 2020 smart-lab.ru Коровин Илья
Еще немного об актуальных закономерностях, существующих практически в каждом финансово-экономическом кризисе.
Сегодня расскажу об очень важной вещи, которую многие недооценивают и от этого совершают в кризис классические ошибки. Речь пойдет о его величестве Временном Лаге)
В каждом кризисе наступает момент, когда финансовые рынки резко отлетают от дна и начинают расти (вот как сейчас — посмотрите на график S&P, схожие графики сейчас имеем по большинству отечественных и зарубежных акций). Казалось бы- самое время покупать. Падения уже нет. На графике явно произошел разворот.От низов отскочили на 10-20-30% но до возврата к начальным уровням еще имеем очень большой апсайд. Но при этом ….акции почти никто не покупает и в разворот почти никто не верит. Почему? Потому, что существует двойная инерция.
Во-первых, люди психологически напуганы и растеряны.Еще недавно все рушилось, мы полны кортизола, нашими эмоциями управляет страх.В этот момент резко перестроить мозги на позитив и начать покупки – это удел очень немногих единиц, умеющих контролировать свои эмоции. Именно эти люди (наряду с теми, кто выкупал последовательно все падение частями, как я вам рассказывал в предыдущих статьях, пока падал рынок), и зарабатывают в кризис самые большие деньги, в отличии от большинства, кто покупает рынок гораздо выше, когда новостной фон выравнивается и/или становится позитивным.
Но помимо психологии есть и вторая инерция, мешающая людям покупать. Это совершенно справедливые мысли о том, что мы еще не видели проблем, которые произойдут в реальном секторе. Череду банкротств, убытков, безработицу и т.д. Все, что приносит с собой кризис. Да, банкротства будут. Да, это происходит к каждом кризисе.Но приведет ли это к обязательному падению рынков, ко второй волне? НЕТ, чаще всего — не приводит. Почему?
А вот тут мы и подходим к сути сегодняшнего разговора.
Дело в том, что между финансовым и реальным сектором всегда существует временной лаг. Как это работает?
На финансовом рынке все происходит стремительно. Он самый ликвидный и самый чувствительный. Все что происходит в экономике и в мире, от войн и революций до погодных явлений, все что становится известно, весь новостной фон – он МОМЕНТАЛЬНО отражается на ценах активов (кто хочет в этом разобраться подробней, рекомендую — «Гипотеза Эффективного рынка», Юджин Фама, Нобелевская премия по экономике за 2013-ый год).Более того – на ценах финансового рынка моментально отражаются и все ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ от уже известного новостного фона. Иными словами – если известно, что нас ждут банкротства и спад реального сектора, то все это СРАЗУ ЖЕ отражается на ценах акций, облигаций и других фин.инструментов. Таким образом, финансовый рынок не только реагирует на кризис быстрее реального, он еще и имеет так называемый предваряющий эффект.
И поэтому – тот обвал который мы видели на рынках в последний месяц-полтора, это уже и БЫЛИ те цены, в которые были заложены все БУДУЩИЕ проблемы реального сектора. А сейчас, когда по рынку прошла очистительная паника и маржинколы, когда активы по очень низким ценам сменили хозяев, перейдя из слабых и глупых рук в сильные и умные, когда рынки заливаются ликвидностью, когда компании объявляют байбеки — финансовые рынки начинают УЖЕ восстанавливаться ПОСЛЕ кризиса….При том, что в реальном секторе кризис ЕЩЕ только НАЧИНАЕТСЯ. Странно ли это? Нет, это НОРМАЛЬНО. И так происходит в каждом глубоком кризисе, которые я видел начиная с 1993-го года.
Поэтому, лично я совершенно не буду удивлен, если все финансовые рынки в ближайшее время продолжат последовательный возврат к докризисным ценам при ОДНОВРЕМЕННЫХ проблемах в реальном секторе –банкротствах, росту безработицы, падении цен на недвижимость и т.д.
А потом, спустя определенный временной лаг, реальный сектор тоже переболеет (коронавирусом)) и устремится вверх, вслед за финансовым рынком.
Сколько длится этот временной лаг? Конечно, точных цифр нет. Рынок –это не математика. Но обычно это несколько месяцев, максимум – год.
Например, я прекрасно помню как в 1998-ом году, фондовый рынок развернулся от самых низких цен осенью и потом начался стремительный рост на много лет вперед. При этом, реальный сектор продолжал банкротиться и стагнировать почти весь 1999-ый, в частности – самое дно цен на недвижимость было спустя почти год после дна на фонде. Тогда, летом-осенью 1999-го мне было очень забавно и удивительно наблюдать стремительно растущие акции и одновременно – домкратом падающую недвижку) Ну а потом, видя эти закономерности во многих последующих кризисах, я уже перестал этому удивляться.Более того – научился это использовать)
Предлагаю и вам научиться использовать эти закономерности, или как минимум — не удивляться им)
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу