Перспективы заключения нового соглашения ОПЕК+ сомнительны » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Перспективы заключения нового соглашения ОПЕК+ сомнительны

9 апреля 2020 Фридом Финанс | Oil Миронюк Евгений
В самом начале месяца, 1 апреля, цена российской нефтяной смеси Urals на торгах в Северо-Западной Европе снизилась до $10,43 за баррель. До этого данный уровень котировки демонстрировали лишь в 1999 году.

Критический для российских производителей уровень цен на нефть может заставить российскую сторону быть более лояльной на переговорах, которые пройдут дистанционно с участием 23 стран-экспортеров нефти 9 апреля.

В настоящее время главным драйвером котировок становятся вербальные интервенции на нефтяном рынке. Видимо это связано с тем, что других рычагов влияния на котировки становится всё меньше. В любом случае твит Дональда Трампа о том, что Саудовская Аравия и Россия могут сократить добычу на 10-15 млн баррелей в сутки стал неожиданностью для Кремля. Через "РИА Новости" было передано сообщение, что разговора Путина с Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом, а котором упомянул Трамп, не было.

Urals же торгуется в последнее время с дисконтом $5-7 к североморской смеси Brent. Уровень $22 по Brent является ключевым, к тому же апрель – месяц традиционно "растущий" для нефти. Отскок вверх должен был состояться. Вопрос прежде всего в том, насколько это устойчивая тенденция. Выше расположены два сильных уровня. В результате феноменального "спайка" цена достигла сопротивления $36 за баррель, которое тестировалось на торгах 2 апреля в момент публикации твита Дональда Трампа. Выше находится отметка $45, после которой в результате понижательного движения начала марта наблюдался гэп.

На рынке всегда наблюдаются параллели. В момент, когда Саудовская Аравия испытала атаку на свои нефтяные объекты в сентябре 2019 года, динамика котировок была сумасшедшей. Это стало сигналом того, что волатильность, в том числе при падении цен, может стать рекордной.

Другой параллелью текущей ситуации выступает снижение нефтяных котировок в конце 2008 - начале 2009 года до уровня ниже $34 за баррель. Далее рынок испытал "short squeeze", ситуацию, когда владельцы коротких позиций вынуждены срочно покупать бумаги для их покрытия и ограничения убытков. Похожее происходило и сейчас на рынке нефти, во-первых, когда вышел твит Трампа, во-вторых, когда подтвердилась позиция некоторых стран-участников ОПЕК+ относительно встречи. В похожей ситуации в 2008-2009 гг цены благополучно вернулись на уровень более $60 за баррель. Но в тот момент рынок не испытывал столь серьезных проблем с сокращением потребления нефтепродуктов.

Помимо того, что при цене Urals в районе $10 за баррель большинство нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний работают в убыток, серьезный дефицит возникает в бюджете страны. Он уже недополучит 55,8 млрд рублей в апреле, и уже недополучил 22 млрд руб. в марте по подсчётам Минфина. И это при том, что средняя цена в марте была в районе $30 за баррель Brent и около $25 за баррель Urals. А в самом бюджете на 2020 год заложена цена в $42 за баррель.

Если бы расходы ограничивались лишь поддержанием баланса бюджета, то Россия могла бы покрывать его дефицит в течение 6-10 лет, согласно Минфину. Однако средства ФНБ также расходуются на продажу валюты в рамках "налогового правила", если нефть ниже цены отсечения $42 за баррель, на фактическую покупку доли в "Сбербанке", на борьбу с коронавирусом, поддержку ключевых отраслей, меры социальной поддержки.

Таким образом, Россия заинтересована в заключении новой сделки с коалицией из 23 стран, хотя речь сейчас идет о сокращении добычи на меньший, чем 10 млн баррелей в сутки объем.

“Россия считает необходимым объединить усилия”, - заявил президент России Владимир Путин в ходе совещания о ситуации на глобальных энергетических рынках 3 апреля. Примерный объем суммарного сокращения, необходимого для стабилизации цен в мире, около 10 млн баррелей в сутки. Однако на каких условиях? Очевидно, что "всё должно происходить по-партнёрски". За этими словами стоит и необходимость присоединения к соглашению стран, не входящих ранее в ОПЕК+. Исходя из заявлений президента США Дональда Трампа о том, что он готов позже присоединиться к переговорам, действующие участники ОПЕК+, в том числе и Россия, рассчитывают на присоединение США к сделке. Также Норвегия рассматривает вариант сокращения добычи нефти, сообщила министр нефти и энергетики Тина Бру. К соглашению могли бы присоединиться Канада, Бразилия, Мексика и, возможно, другие страны.

Что касается других стран, входящих в ОПЕК+, и США, число словесных интервенций на глобальном рынке увеличивается. Даже заявления Саудовской Аравии о наращивании добычи до 12,3-13 млн баррелей в сутки выглядят сейчас в большей степени "страшилкой" для созыва пресловутой экстренной встречи ОПЕК+. Многолетние планы вывода на IPO Saudi Aramco в итоге закончились почти фиаско. Планы диверсификации экономики Саудовской Аравии за счёт постепенной продажи долей в нефтяной госкомпании и реинвестирования средств в другие отрасли сейчас кажутся фантастическими.

Возможно, отсрочка совещания стран-экспортеров связана с необходимостью проведения переговоров с альтернативными производителями.

Между тем есть большие сомнения в возможности Соединенных Штатов лимитировать добычу нефти в стране, т.к. это противоречит антимонопольному законодательству. Ограничения могли бы быть введены при ужесточении экологического законодательства, введении "карантина" на нефтяных платформах в Мексиканском заливе или ограничении добычи на уровне властей отдельных штатов. Пока эти вопросы не урегулированы, США не смогут присоединиться к новому соглашению. Да и по закону Штаты не могут участвовать в картелях. Информацию о принципиальной необходимости участия США в "сделке" для России подтвердили и источники Bloomberg, подобная позиция, по информации агентства, и у Саудовской Аравии.

Мы с сомнением смотрим на перспективы заключения нового соглашения ввиду большого количества условий и разных позиций относительно сделки у стран-экспортеров. В ситуации, когда Brent торгуется выше $30 за баррель, договариваться стало ещё сложнее, чем при ценах вблизи локальных минимумов.

Ведение торговых войн может стать пагубным для целого ряда крупных стран-производителей. И времени на подобный демпинг цен остается не так много. Производство начало бы сокращаться существенными темпами почти во всех странах-экспортерах из-за недофинансирования отрасли. При том, что многие уже начали работать в убыток. До конца непонятна позиция России, на каких условиях наша страна будет договариваться, можно ли решить проблему без искусственного ограничения добычи в США и других странах не-ОПЕК? На эти вопросы ответит ближайшая встреча экспортеров. Мы вместе с большинством инвесторов оптимистично смотрим на рынок, котировки Brent уже показали второй локальный максимум в районе $35,5 за баррель и могут устремиться вверх на волне вербальных интервенций. В случае нахождения компромисса и подписания соглашения странами-экспортерами ждем закрепления котировок выше $40 за баррель.

http://ffin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter