Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Уничтожит ли COVID такси и каршеринг: последствия пандемии для сектора » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Уничтожит ли COVID такси и каршеринг: последствия пандемии для сектора

22 мая 2020 РБК | РБК Quote
21 мая мэр Москвы Сергей Собянин объявил о возобновлении работы каршеринга. Мы попросили генерального директора «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера проанализировать ситуацию в отрасли и оценить ее дальнейшие перспективы

Рынок такси уже начал восстановление, и на его развитии в долгосрочной перспективе COVID почти не отразится. А вот на рынке каршеринга пандемия приведет к серьезным переменам.

Шеринговая экономика бурно развивалась в последние годы по всему миру. Еще в 2019 году аналитики PwC прогнозировали, что она вырастет с $15 млрд до $335 млрд между 2015 и 2025 годами. Наиболее активно росли сектора вроде аренды офисной недвижимости (коворкинг), краткосрочной аренды жилья (Airbnb) и автомобильных сервисов.

В России шеринговая экономика в основном представлена в автосекторе. Глобально его можно поделить на два сервиса — такси и каршеринг. Ключевую роль в их развитии играет лизинговая отрасль: более 70% машин в такси и свыше 80% в парке каршеринга находятся в лизинге. Эти сегменты считались одним из драйверов роста российского рынка до пандемии.

COVID-19 сильно подорвал отрасль

В связи с пандемией коронавируса сегмент такси столкнулся с серьезными проблемами. По данным агентства CTRL, загруженность сервисов в апреле — начале мая составляла около 60–70% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. А количество машин «на линии» упало практически вдвое — до 57% к уровню 2019-го. Однако этот сегмент должен восстановиться достаточно быстро.

По информации от наших партнеров — операторов такси, количество заказов в последние полторы недели уже начало увеличиваться относительно показателей апреля в среднем на 10%. Также с недавнего времени мы стали получать новые заявки на лизинг автомобилей в автопарки такси. Пока они единичны, но это уже положительный сигнал восстановления рынка.

Мы ожидаем, что по объему перевозок он выйдет на показатели января-февраля уже к концу этого года, а в 2021-м может начаться его рост. До пандемии мы прогнозировали двукратный рост поездок на такси к 2030 году только в Москве — хотя считалось, что это уже один из самых насыщенных рынков. И даже сейчас мы не корректируем эти ожидания.

По данным Международного Евразийского форума «Такси», в 2019 году таксомоторный флот в России насчитывал порядка 477 тыс. автомобилей. Мы прогнозировали, что ежегодно он будет расти более чем на 100 тыс. автомобилей в год. Сейчас считаем, что в ближайшие пару лет он может быть ниже. Но в долгосрочной перспективе влияние COVID на рынок такси будет несущественным.

Другой значимый сегмент российской шеринговой экономики — каршеринг. И вот на этом сравнительно новом и интенсивно растущем рынке COVID приведет к значительным изменениям: консолидации за счет ухода с него наименее финансово устойчивых компаний, усилению работы с корпоративными клиентами и пересмотру условий пользования автомобилями. И для того чтобы даже крупные компании прошли этот сложный для бизнеса период, понадобится государственная помощь.

По данным мэрии, в 2019 году Москва стала мировой столицей каршеринга с более чем 30 тыс. машин в парке — по этому показателю город обогнал Токио и Нью-Йорк.

До пандемии одним каршеринговым автомобилем за сутки пользовались семь человек. Это позитивно сказывалось на загруженности магистралей — потребность в машине семи человек удовлетворялась всего одним автомобилем. В тот период подавляющее большинство аналитиков прогнозировали дальнейший рост, а перспективы сегмента выглядели предельно позитивными.

Но пандемия внесла корректировки и в этот бизнес, перераспределив клиентские приоритеты. В начале апреля спрос на каршеринг в Москве упал на 61%.

В России каршеринг столкнулся с беспрецедентными запретами

В разгар пандемии власти запретили такие сервисы, аргументируя сложностью обеспечения безопасности пассажиров. Это нехарактерная ситуация, поскольку аналогичных запретов в мире практически нет.

Главным аргументом в пользу остановки сервисов каршеринга в Москве стал факт физического отсутствия перевозчика, способного обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических норм после каждого клиента. Каршеринговые операторы не в состоянии осуществлять эту функцию в силу специфики своего бизнеса.

Наложенные ограничения существенно осложнили жизнь агрегаторов такси и сервисов каршеринга, заставив искать альтернативные пути работы. К примеру, «Делимобиль» переориентировался на корпоративный сегмент, предложив «Пятерочке» свой автопарк для доставки заказов из магазинов. YouDrive запустил доставку между физическими лицами. «Яндекс.Такси», Gett и «Ситимобил» расширили свои тарифные предложения услугами доставки.

Каршеринговой отрасли нужна поддержка властей

Сегодня автомобильная отрасль в целом и каршеринг в частности нуждаются в мерах господдержки в части субсидирования затрат, которые несут операторы во время вынужденного простоя. По предварительным подсчетам, каршеринговые компании ежедневно теряли ₽28 млн, а суммарный объем потерь на большую четверку операторов в мае может достигнуть ₽1,3 млрд

По разным оценкам, в структуре затрат каршеринговых компаний расходы на лизинг составляют от 50% до 70%. В этой связи в конце апреля правительством была принята программа комплексной поддержки автопрома на общую сумму более ₽20 млрд, которая также включает в себя ₽2,5 млрд на финансирование программ аренды автомобилей.

Рынок каршеринга ждут большие перемены

По прогнозам KPMG, текущая ситуация с пандемией может существенно изменить ландшафт рынка каршеринга в России и СНГ — как по составу участников, так и в плане стоимости и условий предоставления услуг.

Аналитики «ВТБ Капитала» и «Финама» сходятся в том, что к концу 2020 года рынок будет консолидирован крупными игроками, имеющими доступ к инвестициям и максимально интегрированными в существующие экосистемы. Формат краткосрочной аренды также может претерпеть изменения в области увеличения минимального срока бронирования автомобиля и дальнейшего развития корпоративного направления.

При этом не все игроки готовы свернуть планы по развитию. К примеру, «Делимобиль» планирует диверсифицировать риски и сфокусироваться на развитии своих сервисов в других городах и странах. Также представители сервиса отмечают, что не отказываются от планов по IPO, которое запланировано провести до конца 2021 года.

За последние годы развитие сервисов такси и каршеринга стали значимым драйвером роста не только для автопроизводителей, но и для лизинговых компаний. Это заметный сектор экономики, в котором совершаются многомиллионные сделки и работают тысячи людей. В сложившейся ситуации необходимо приложить максимум усилий для минимизации потерь, чтобы избежать массового ухода компаний с рынка и сохранить рабочие места.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу