Коронавирус, машину! Автотранспорт после пандемии » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Коронавирус, машину! Автотранспорт после пандемии

29 июня 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Кризис коронавируса стал настоящим бедствием для мировой и отечественной автомобильной индустрии. Продажи авто упали в разы, а покупатель, вышедший из карантина, стал более придирчиво относиться к выбору автомобиля. Однако сильного снижения цен на автомобили россиянам ждать не стоит, правда, в выигрыше будут те марки, которые производятся в России. Что же касается цен на бензин, то в силу российской специфики они будут расти. Об этом говорили эксперты на недавней конференции Finam.ru "Авторынок России - что принесет пандемия?"

"Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль", – слова этой популярной детской песенки так и останутся словами. Несмотря на то, что "коронакризис" серьезно опустошил карманы россиян, снижения цен на автомобили не будет, считают автомобильные эксперты.

По мнению руководителя пресс-службы "АВТОСТАТ" Азата Тимерханова, глобального снижения цен ожидать не стоит. Эксперт отмечает, что автопроизводители не отыграли мартовского провала рубля, и поэтому цены будут расти и дальше. Правда, Тимерханов немного утешает автолюбителей: "Можно надеяться на удешевление каких-то отдельных комплектаций или появление менее дорогих версий у той или иной модели".

Руководитель пресс-службы ГК "АвтоСпецЦентр" Анна Уткина согласна: индексация цен на "железных коней" на 3-4% происходит каждый год, но в этом году цены вырастут даже больше – на 7-8% до конца года. "Это связано с тем, что и автопроизводители, и дилеры фактически не работали 2 месяца и несли убытки, которые будут очень медленно компенсироваться в связи с падением авторынка и сокращением спроса. Рост цен по году зависит еще и от уровня стабилизации рубля", - говорит эксперт.

По словам Уткиной, цена на машины, собираемые в России, будет расти медленнее, а на те, что производятся за границей, – быстрее. Ощутимым рост цен будет на модели с маленькими объёмами продаж в России: Cadillac, Jeep, Honda.

В свою очередь, эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что снижение цен на авто все же возможно, но лишь в рамках отдельных акций. Он объясняет это тем, что из-за карантина компании были в простое и им надо компенсировать убытки: "Финансовое состояние автопроизводителей не столь стабильное, как раньше, и им надо экономить сейчас. Поэтому в нынешних условиях они вряд ли могут пойти на массированное снижение цен на свою продукцию. Скорее всего, повторю, цены могут быть снижены на конкретные модели автомобилей, причём лишь на ограниченное время".

Стоит отметить, что положение на авторынке действительно тяжелое. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России в мае 2020 года упали на 51,8% год к году (после обвала на 72,4% в апреле и роста на 4% в марте) до 63,033 тыс. единиц. В аналитическом агентстве "Автостат" подсчитали, что спад на рынке за первые 5 месяцев достиг 17,2%.

Время покупать машины

Когда же лучше покупать новую машину? Аналитик ИК "Фридом Финанс" Евгений Миронюк советует опираться на курс рубля как главного драйвера изменения цен на новые импортные авто. "При приближении курса рубля к 68 за доллар США – покупка весьма актуальна. Конечно, на ценах дилеров это сказывается с определенным временным лагом при относительной стабильности курса", – отмечает эксперт.

Тимерханов из "АВТОСТАТ" предлагает искать выгодные предложения, которые сегодня могут предложить продавцы, активно борющиеся за потребителя: "Рынок переживает непростой период, поэтому продавцы в борьбе за клиента будут давать "вкусные" предложения". "Если же рассуждать о настоящем времени, то сейчас действуют программы господдержки "Первый / Семейный автомобиль", условия которых даже улучшились. По ним можно фактически получить 10%-ую скидку при покупке (на Дальнем Востоке - 25%)", - напоминает эксперт.

Понимая, что новое авто после пандемии может быть не по карману, потребитель будет менять свои привычки, уверены эксперты. Средний срок владения автомобилем в России рос уже давно. В 2018 году он составлял 73 месяца (6,1 года), а в 2019-м - 75 месяцев (6,3 года). Это срок, благодаря пандемии, может увеличится еще больше. Тимерханов из "АВТОСТАТ" объясняет это тем, что потребители реже меняют автомобили на новые, потому что цены продолжают повышаться, а покупательская способность не растет. Уткина из ГК "АвтоСпецЦентр" поясняет, что автомобили стали более технологичными, инновационными и у клиентов нет необходимости обновлять их так часто.

Автомобиль "на первой базе"

"Кто на первой базе?", – такой вопрос любил задавать своему брату герой Дастина Хоффмана в фильме "Человек дождя". Речь шла о том, какая команда по бейсболу займет призовое место. Тот же вопрос сегодня интересует и клиентов. Какие авто лучше продаются?

Эксперты отвечают, что лучше всего продаются те автомобили, которые имеют свое производство внутри страны. Речь о таких марках как Porsche, Audi, BMW. В массовом сегменте – KIA, Hyundai, Volkswagen, SKODA, Nissan. "Практически все они имеют собственное производство в России, благодаря чему могут сдерживать рост цен", - говорит Уткина из ГК "АвтоСпецЦентр".

Тимерханов из "АВТОСТАТ" добавляет, что лидером рынка по-прежнему является старая добрая LADA, так как "остается самой доступной для жителей нашей страны".

Приспосабливаются к условиям жизни в новых условиях и автомобильные дилеры, которые в последние годы начали активно развивать рынок продажи автомобилей с пробегом. В кризисные времена продажи таких автомобилей растут, говорит Тимерханов из "АВТОСТАТ".

Уткина из "АвтоСпецЦентр" отмечает, что сейчас дилерами активно распродаются товарные запасы, выкупленные до введения режима самоизоляции. Для того чтобы выживать, дилерам сегодня приходится много работать: оптимизировать затраты на маркетинг, внедрять новые схемы работы, развивать сервисное направление и продажи автомобилей с пробегом и корпоративные продажи.

Ленинская формула для бензина

Рост цен на бензин всегда был головной болью для автолюбителей, и несмотря на снижение цен на нефть, снижения цен на топливо ждать не стоит. Рост цен на бензин продолжится, уверен Баранов из УК "Финам Менеджмент". Для характеристики тренда эксперт использует знаменитую ленинскую формулу "шаг вперёд – два шага назад": "Иногда он даже кратковременно может снижаться (в отдельные периоды в отдельных регионах), но в целом он продолжится".

Евгений Миронов, аналитик ИК "Фридом Финанс", напоминает, что во время пика пандемии нефтяники продавали бензин себе в убыток: "Существовал профицит бензина, который привел к тому, что в первой половине апреля цены незначительно начали падать, в основном в регионах Сибири. В Москве цены не снижались".

Ценам на бензин одновременно с нефтяными котировками не дает снижаться механизм демпфера, который действует с начала 2019 года, говорит Миронов: "Если в него не будут внесены изменения, цены на топливо будут изменяться в пределах инфляции. Краткосрочные снижения возможны в отдельных регионах только при падении спроса, аналогичного апрельскому".

Автомобилем по коронавирусу и бездорожью

Дороговизна топлива, казалось, заслонила от автолюбителей мечты о том, каким будет автомобиль будущего, в мире растет популярность электроавтомобилей, которые предлагаются победителю как экологически чистый транспорт. Однако Баранов из "Финам" отмечает, что не все так просто: "Электричество на зарядные станции вполне может поступать, например, от электростанций, сжигающих уголь, так что радоваться, что "больше электромобилей – чище атмосфера", на мой взгляд, преждевременно".

Преждевременны и мечты о том, что прогрессивная Россия пересядет на электромобиль с электродвигателем. Уткина из"АвтоСпецЦентр" спешит разочаровать: "Низкий спрос на электротранспорт в России объясняется отсутствием необходимой инфраструктуры для подзарядки, а также недостатком мер государственного стимулирования перехода на электромобили".

Уже сегодня, бывает, один автомобиль не отличишь от другого и, в отличие от моделей прошлого века, многие не радуют разнообразием дизайна. Не станут ли автомобили одинаковыми, волнуются автолюбители. Директор по развитию партнеров компании "Правильный Автобизнес" Роман Гуляев успокаивает: "Автомобили не будут одинаковыми - балом правят маркетологи, а они не дадут этого сделать! Но унификация по узлам, агрегатам и оборудованию будет сильнее!". Но Баранов из "Финам Менеджмент" уверен, что все возможно: "Автомобиль уже не является "членом семьи", если можно так выразиться, как было ещё несколько десятилетий назад. Не исключено, что всё это приведёт к тому, что они все станут похожими друг на друга, и, хотя логотипы каждой компании останутся, отличить их друг от друга станет сложнее".

При этом количество автомобилей в России будет расти и в пандемию. Закрытый со всех сторон личный транспорт стал настоящим домом на колесах: "Автомобиль – это тоже личное пространство, которое в "коронакризис" выглядит куда более защищенным, чем общественный транспорт, такси или каршеринг, которыми пользуются и другие люди. Поэтому я не удивлюсь, если будет расти число тех, кто желает (или хотя бы задумывается) иметь еще и автомобиль в качестве такого личного безопасного пространства", –рассуждает Тимерханов из "Автостат".

"Коронавирус изменил значение автомобиля, поездка на нём одному или с близкими людьми, стала безопаснее по сравнению с поездкой на общественном транспорте, в окружении многих людей. Не исключено, что эта "защитная" функция автомобиля, может способствовать увеличению продаж после пандемии", – вторит ему Баранов из "Финам Менеджмент".

"Коронакризис стал точкой возврата к автомобилю", – уверен Роман Гуляев, директор по развитию партнеров компании "Правильный Автобизнес".

Чем не лозунг для нового автопропробега, если не по бездорожью и разгильдяйству, то хотя бы в честь борьбы с коронавирусом?

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter