11 июля 2020 Открытие | Открытый журнал
Основой работы государства является его бюджет. Он формируется за счёт налогов и иных доходов государства, в том числе заимствований в виде облигаций или векселей казначейства Министерства финансов.
При формировании доходной части бюджета могут быть использованы специальные условия, которые называются бюджетным правилом. Оно вводится для гибкости формирования доходной и расходной части бюджета в зависимости от изменения экономической или социальной ситуации в государстве. На стадии формирования прогнозируются те или иные показатели экономики, которые будут оказывать влияние на налоговую базу и доход для бюджета. Но данные показатели при исполнении бюджета не статичны: они могут меняться под влиянием конъюнктуры рынка и в конечном итоге приводить к искажению доходной или расходной части бюджета. Правительство должно реагировать на такие изменения по определённому, заранее установленному алгоритму, который исключает принятие необоснованных решений
Нефтегазовые и другие доходы бюджета
Бюджет России формируется в большей степени за счёт налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на прибыль организаций. Однако важнейшей частью бюджета являются доходы, связанные c добычей и переработкой ископаемого сырья, прежде всего нефти и газа — нефтегазовые доходы. Они составляют больше половины доходов бюджета и формируются за счёт НДПИ и экспортных пошлин на нефть, газ и продукты их переработки.
На сайте Казначейства Министерства финансов России можно посмотреть данные по структуре доходов.
Для формирования бюджета важен показатель стоимости нефти в мире: доходная часть сильно от него зависит. Однако показатель этот волатилен, следовательно, и рассчитываемая от цены нефти налоговая база также изменчива. Это создаёт неопределённости при исполнении бюджета. Чтобы исключить влияние колебания цены нефти на формирование доходной части бюджета (нефтегазовых доходов), и было использовано бюджетное правило.
Бюджетное правило МВФ предполагает понятие цены отсечения стоимости нефти. Она фиксирует цену нефти, выше которой доходы от добычи и экспорта нефти и газа попадают в специально созданные фонды и не принимают участия в формировании расходной части бюджета.
В соответствии с бюджетным правилом расходная часть бюджета не превышает:
доходов выше цены отсечения цены нефти;
нефтегазовых доходов;
расходов по обслуживанию государственного долга.
История реализации бюджетного правила в России
Впервые бюджетное правило, а именно цена отсечения цены нефти, было введено в 2004 г. Цена отсечения тогда составляла всего 20 долл. за баррель. Цена отсечения росла вместе со стоимостью нефти: в 2013 г. она достигла 91 долл. за баррель. Бюджетное правило в РФ было отменено в 2015 г. и снова восстановлено 1 января 2018 г.
Бюджетное правило и курс рубля к доллару
Курс USD/RUB и стоимость нефти имеют большую корреляцию. Данная зависимость имеет вид линейной регрессии. До 2018 г. курс рубля испытывал большую волатильность в зависимости от стоимости нефти. Причём цена нефти, цена отсечения и курс рубля к доллару не были связаны между собой. Падение цены нефти в 2014 г. привело к отказу от валютного коридора ЦБ РФ и переходу к свободному курсообразованию рубля по отношению к иным валютам. В 2017 г. при росте цены нефти встал вопрос о конкурентоспособности экспортёров в России: укрепление рубля ниже 60 руб. за доллар приводило к падению прибылей и поступлению налоговых отчислений в бюджет. Поэтому в начале 2017 г. было принято решение о разработке нового бюджетного правила, основанного на принципе снижения зависимости курса рубля и стоимости нефти.
Принципиально отличие старого и нового бюджетного правила Минфина в покупках/продаже валюты на свободном рынке. Ранее доход бюджета сверх цены отсечения в рублях конвертировался в валюту по курсу ЦБ РФ путём обмена рублей на валюту внутри самого ЦБ РФ. Бюджетное правило с 2018 г. (фактически — годом ранее) предусматривало покупку валюты на свободном рынке (рынок СЭЛТ МосБиржи), когда цена нефти была больше цены отсечения, и продажу валюты, когда цена становилась меньше цены отсечения. Цена отсечения в 2018 г. составляла 40 долл. за баррель, и каждый год она увеличивается на 2%. На 2020 год цена отсечения установлена на уровне 42,4 долл. за баррель. При определении цены отсечения используется цена нефти сорта Urals, которая продаётся с дисконтом к цене Brent.
Данные операции на валютном рынке, которые выполняет ЦБ РФ, привели к снижению волатильности, т. е. сглаживанию валютного курса, и накоплению значительных сумм в золотовалютных резервах ЗВР ЦБ и Фонде народного благосостояния (ФНБ) под управлением Минфина РФ.
Объём покупки и продажи валюты в 2020 г. в зависимости от цены нефти приведён в таблице.
Проблема БП
В текущее бюджетное правило не заложены освобождающие оговорки (англ. escape clauses) для отклонения, например, неординарные события, которые в корне меняют принципы формирования бюджета. Такое событие в этом году — это коронавирусная пандемия. Она привела к двойному удару по бюджету — падению всех видов доходов и незапланированным тратам на борьбу с эпидемией и сглаживание негативных процессов в экономике, связанных с карантином.
На данный момент в связи с падением нефтегазовых доходов и возникновением непредвидимых расходов стоит задача в рамках текущего бюджетного правила обеспечить формирование доходной части российского бюджета. Такое формирование может быть произведено через наращивание государственного долга Минфина РФ в ОФЗ.
Бюджетное правило, введённое с января 2018 года, позволило сгладить колебание стоимости нефти для формирования доходной части бюджета и, самое главное, уменьшить волатильность курса рубля к доллару, сделав его более предсказуемым.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
При формировании доходной части бюджета могут быть использованы специальные условия, которые называются бюджетным правилом. Оно вводится для гибкости формирования доходной и расходной части бюджета в зависимости от изменения экономической или социальной ситуации в государстве. На стадии формирования прогнозируются те или иные показатели экономики, которые будут оказывать влияние на налоговую базу и доход для бюджета. Но данные показатели при исполнении бюджета не статичны: они могут меняться под влиянием конъюнктуры рынка и в конечном итоге приводить к искажению доходной или расходной части бюджета. Правительство должно реагировать на такие изменения по определённому, заранее установленному алгоритму, который исключает принятие необоснованных решений
Нефтегазовые и другие доходы бюджета
Бюджет России формируется в большей степени за счёт налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на прибыль организаций. Однако важнейшей частью бюджета являются доходы, связанные c добычей и переработкой ископаемого сырья, прежде всего нефти и газа — нефтегазовые доходы. Они составляют больше половины доходов бюджета и формируются за счёт НДПИ и экспортных пошлин на нефть, газ и продукты их переработки.
На сайте Казначейства Министерства финансов России можно посмотреть данные по структуре доходов.
Для формирования бюджета важен показатель стоимости нефти в мире: доходная часть сильно от него зависит. Однако показатель этот волатилен, следовательно, и рассчитываемая от цены нефти налоговая база также изменчива. Это создаёт неопределённости при исполнении бюджета. Чтобы исключить влияние колебания цены нефти на формирование доходной части бюджета (нефтегазовых доходов), и было использовано бюджетное правило.
Бюджетное правило МВФ предполагает понятие цены отсечения стоимости нефти. Она фиксирует цену нефти, выше которой доходы от добычи и экспорта нефти и газа попадают в специально созданные фонды и не принимают участия в формировании расходной части бюджета.
В соответствии с бюджетным правилом расходная часть бюджета не превышает:
доходов выше цены отсечения цены нефти;
нефтегазовых доходов;
расходов по обслуживанию государственного долга.
История реализации бюджетного правила в России
Впервые бюджетное правило, а именно цена отсечения цены нефти, было введено в 2004 г. Цена отсечения тогда составляла всего 20 долл. за баррель. Цена отсечения росла вместе со стоимостью нефти: в 2013 г. она достигла 91 долл. за баррель. Бюджетное правило в РФ было отменено в 2015 г. и снова восстановлено 1 января 2018 г.
Бюджетное правило и курс рубля к доллару
Курс USD/RUB и стоимость нефти имеют большую корреляцию. Данная зависимость имеет вид линейной регрессии. До 2018 г. курс рубля испытывал большую волатильность в зависимости от стоимости нефти. Причём цена нефти, цена отсечения и курс рубля к доллару не были связаны между собой. Падение цены нефти в 2014 г. привело к отказу от валютного коридора ЦБ РФ и переходу к свободному курсообразованию рубля по отношению к иным валютам. В 2017 г. при росте цены нефти встал вопрос о конкурентоспособности экспортёров в России: укрепление рубля ниже 60 руб. за доллар приводило к падению прибылей и поступлению налоговых отчислений в бюджет. Поэтому в начале 2017 г. было принято решение о разработке нового бюджетного правила, основанного на принципе снижения зависимости курса рубля и стоимости нефти.
Принципиально отличие старого и нового бюджетного правила Минфина в покупках/продаже валюты на свободном рынке. Ранее доход бюджета сверх цены отсечения в рублях конвертировался в валюту по курсу ЦБ РФ путём обмена рублей на валюту внутри самого ЦБ РФ. Бюджетное правило с 2018 г. (фактически — годом ранее) предусматривало покупку валюты на свободном рынке (рынок СЭЛТ МосБиржи), когда цена нефти была больше цены отсечения, и продажу валюты, когда цена становилась меньше цены отсечения. Цена отсечения в 2018 г. составляла 40 долл. за баррель, и каждый год она увеличивается на 2%. На 2020 год цена отсечения установлена на уровне 42,4 долл. за баррель. При определении цены отсечения используется цена нефти сорта Urals, которая продаётся с дисконтом к цене Brent.
Данные операции на валютном рынке, которые выполняет ЦБ РФ, привели к снижению волатильности, т. е. сглаживанию валютного курса, и накоплению значительных сумм в золотовалютных резервах ЗВР ЦБ и Фонде народного благосостояния (ФНБ) под управлением Минфина РФ.
Объём покупки и продажи валюты в 2020 г. в зависимости от цены нефти приведён в таблице.
Проблема БП
В текущее бюджетное правило не заложены освобождающие оговорки (англ. escape clauses) для отклонения, например, неординарные события, которые в корне меняют принципы формирования бюджета. Такое событие в этом году — это коронавирусная пандемия. Она привела к двойному удару по бюджету — падению всех видов доходов и незапланированным тратам на борьбу с эпидемией и сглаживание негативных процессов в экономике, связанных с карантином.
На данный момент в связи с падением нефтегазовых доходов и возникновением непредвидимых расходов стоит задача в рамках текущего бюджетного правила обеспечить формирование доходной части российского бюджета. Такое формирование может быть произведено через наращивание государственного долга Минфина РФ в ОФЗ.
Бюджетное правило, введённое с января 2018 года, позволило сгладить колебание стоимости нефти для формирования доходной части бюджета и, самое главное, уменьшить волатильность курса рубля к доллару, сделав его более предсказуемым.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу