Секвестрируй это. Минфин планирует сократить расходы пандемии » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Секвестрируй это. Минфин планирует сократить расходы пандемии

22 июля 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Министерство финансов России планирует значительно сократить бюджетные расходы в течение трех лет, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию на фоне пандемии короновируса. В прошлые разы власти сокращали расходы из-за падения цен на нефть и ухудшения ситуации в экономике. Под нож секвестра пойдут зарплаты чиновников гранты для регионов за успешные показатели. Кроме этого, финансисты на 5% планируют урезать расходы на оборону. Подобные меры могут отразиться на сроках разработки новых видов вооружений. Действия Минфина будут носить "ограниченно негативный характер" считает эксперт Finam.

Министерство финансов предлагает сократить часть расходов бюджета на 10%, уменьшив траты по "незащищенным" статьям. По идее ведомства это даст экономию бюджетных расходов в 1,4 триллиона рублей, а в последующее два года сэкономит более 3 триллионов.

Минфин планирует отказать в индексации зарплат чиновникам, а также перестать выплачивать поощрения регионам за выполнение нормативов KPI.

О необходимости сокращения бюджетных расходов, говорится в письме за подписью главы Минфина Антона Силуанова, опубликованном на сайте ведомства. В письме отмечается, что базовые бюджетные показатели скорректированы в связи с такими показателями как инфляция, курс доллара темпы роста среднемесячной платы работников организации.

В Минфине ожидают, что дефицит бюджета в этом году составит около 5%. Главная проблема, последствия пандемии коронавируса, которая нанесла серьезный удар по российской экономики и приведет к падению ВВП на 6,6% по прогнозу МВФ.

По мнению профессора кафедры экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмилы Прониной, с учетом сегодняшней экономической ситуации, "предложения Минфина по снижению расходов бюджета весьма актуальны".

В то же время эксперт отмечает, что общий объем расходов бюджета на практике может возрасти не только в 2020, но и в 2021-23 годах. Эксперт напоминает о других проектах, которые подразумевают увеличение расходов бюджета.

Это общенациональный план восстановления экономики и занятости населения, который рассчитан на 12 месяцев до мая 2021 года.

"Расходы на реализацию этого плана по экспертным оценкам составят примерно 1 трлн руб. и могут еще больше вырасти в случае второй волны пандемии", --говорит Пронина.

Кроме этого, больших расходов потребуют и нацпроекты, срок выполнения которых продлен до 2030 года. Как отмечает Пронина, "учет данных факторов важен еще и потому, что сокращение бюджетных ассигнований будет осуществляться относительно базы, зафиксированной в действующем законе о бюджете на 2020–2022 годы".

Слуги народа погрязнут в коррупции

Отказ от индексации зарплат чиновников мера, которая вряд ли понравится "слугам народа", найдет понимание у тех, кому они должны служить. Согласно данным Росстата, средняя зарплата чиновников в стране в 2018 году составила более 126,6 тыс. рублей, немыслимые деньги для большинства "средних" россиян.

При этом, несмотря на предложение Минфина отказаться от индексации зарплат чиновников, большая часть из них вряд ли серьезно пострадает. Согласно опубликованному в июле на сайте Центрального Банка доклада Макроэкономика и рынки" зарплаты в госсекторе во время пандемии росли быстрее: 2,5% против 0,5%. В частном.

В то же время более серьезной проблемой может стать предложение Минфина перенести реформу оплаты труда федеральных служащих за пределы 2023-го. Цель реформы, как раз и состояла в том, чтобы снизить долю различных премиальных выплат, увеличив постоянную часть зарплаты.

В этой связи Пронина из РАНХиГС считает, что перенос реформы и отказ от индексации зарплат чиновников "идет в разрез с усилиями по предотвращению коррупции и эффективному вовлечению госслужащих в реализацию нацпроектов".

Губернаторы не будут кипеть за KPI

В связи с необходимостью сократить расходы, Минфин предлагает отказаться от дотаций бюджетам за достижения их руководителей. Кремль придумал эту программу еще в 2019 году для оценки эффективности региональных руководителей.

Оценки выставлялись по таким паромерам как объем инвестиций, уровень бедности, производительность труда в не сырьевом секторе, уровень, объем инвестиций в основной капитал. Но главным пунктом был политический "уровень доверия к власти". По мысли чиновников Кремля, губернаторы должны были нести личную ответственность за выполнение показателей.

В то же время не всем губернаторам нравилась методика выставления оценок. Критику высказывал даже бывший телохранитель президента глава Тульской области Алексей Демин, который заявлял, что региональные руководители ставят свои подписи под показателями, "не понимая, по каким методикам и из каких расчетов они делаются".

Оценка деятельности губернаторов по показателям KPI была ошибкой, писал в 2019 году обозреватель журнала Forbes Максим Артемьев: "KPI - термин сугубо предпринимательский. На Западе, в тех же США, губернатора оценивают только и исключительно избиратели. За ними последнее слово". Эксперт рассказал Finam, что рад что расходы сокращаются.

С подобными оценками KPI для губернаторов соглашается и Пронина из РАНХиГС: "Отказ от поощрения губернаторов на основе KPI вполне рационален, поскольку методика не совершенна и не дает объективной оценки их деятельности".

Сокращение военных расходов. Вспомнить уроки Кудрина

Кроме сокращения зарплат чиновников, Минфин предлагает на 5% сократить расходы на госпрограмму вооружений в 2021–2023 годах. Программа подразумевает закупку новой техники, в том числе постановку на боевое дежурство межконтинентальных ракет "Сармат" и "Рубеж", нового самолета Су-57

Сокращение расходов по программе, на которую должны были потратить 20 триллионов до 2020 года, были предусмотрены уже в этом году. Но если предложения Минфина будут приняты 5% сокращение может означать потерю в 225 миллиарда рублей рассказал РБК главред журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. Это стоимость более 100 самолетов Су-57.

В беседе с РИА "Новости" Мураховский, также отметил, что сокращение расходов скажется на сроках разработки новых видов вооружений, которые могут быть перенесены.

"Какие конкретно программы будет сокращать Минобороны, пока не понятно, однако вполне может пострадать машиностроение, выполняющее заказы ВПК",--полагает директор по стратегии АО "Финам" Ярослав Кабаков.

В свою очередь, Пронина из РАНХиГС считает, что данный шаг не скажется на обороноспособности "Сокращение будет компенсировано повышением качества вооружений за счет инноваций".

Известно, что военные крайне болезненно относятся к предложениям Минфина сокращать расходы, а выступающих за подобные предложения ждет печальная судьба. Так произошло с вице-премьером России Алексеем Кудриным. Он в 2011 году выступил за значительное сокращение расходов на оборону и предложил сократить численность армии на 15%.

Разногласия с президентом России Дмитрием Медведевым привели к отставке вице-премьера. Незадолго до этого, Медведев устроил Кудрину публичную выволочку, отметив "серьезные расхождения" Кудрина по вопросам военных расходов.

Секвестрование бюджета частая практика в условиях кризиса. В 1997 году из-за плачевной ситуации со сбором налогов тогдашнее правительство России планировало пойти на бюджетный секвестр. Как писал Коммерсант, правительство пошло на серьезные сокращения бюджетных расходов на сумму 108,2 трлн рублей. 20% бюджета. Сокращению хотели подвергнуть даже защищенные статьи бюджета такие как образование и фундаментальные научные исследования.

Однако, тогда этой процедуры удалось избежать и правительство пошло на секвестр только через год из-за резкого падения доходов благодаря кризису 1998 года. Стоит отметить, что несмотря на мировой финансовый кризис, бюджет 2008 года был исполнен с профицитом. Доходы бюджета уменьшались в разное время, но первым секвестрированным бюджетом новейшего времени стал бюджет 2015 года. Из-за потери доходов на 2,65 трлн рублей, правительство пошло на то, чтобы урезать несколько статей бюджета, которые оценивались в 1 триллион рублей.

В 2016 году расходы бюджета были вновь снижены на 10% в связи с падением нефтяных цен. Благодаря этому шагу, более 500 миллиардов рублей было сэкономлено, говорили в правительстве.

Стоит отметить, что, говоря о необходимости такого шага в 2016 году, глава Минфина Силуанов отмечал, что, если не "привести бюджет в соответствие с новыми реалиями" за проблемы "заплатит население через высокую инфляцию".

Боязнь инфляции одна из главных причин, по которой власти не желают идти на увеличение бюджетных расходов в кризисный период.

Действия Минфина будут носить ограниченно негативный характер, так как основной фактор – рост цен на сырьевые товары и рост объемов их потребления, - говорит директор по стратегии ГК "Финам" Кабаков: "По нефти мы ограничены сделкой ОПЕК+ , по поставкам газа слабым потреблением в Европе. Пока не восстановится мировая торговля и экономики развитых стран, Россия продолжит экономить и сокращать расходы".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter