Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Транснефть: экспресс-обзор с сюрпризом » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Транснефть: экспресс-обзор с сюрпризом

31 июля 2020 Invest Heroes Пирогов Сергей
Транснефть (MCX:TRNF_p) – крупнейший оператор на российском рынке трубопроводной транспортировки нефти. Компанией владеет государство, все обыкновенные акции принадлежат ему. Однако на рынке обращаются привилегированные акции компании. Мы видим в них потенциал.

В сегодняшнем посте вы увидите:

Разбор бизнеса компании;
Прикидку будущих финансовых результатов;
«Чертеж» инвестиционной идеи на префах компании.

Бизнес Транснефти – трубопроводная прокачка нефти и нефтепродуктов

Транснефть – российская компания, специализирующаяся на транспортировке по своим трубопроводам нефти и нефтепродуктов. Компания занимается доставкой сырья и готовых нефтепродуктов на внутреннем рынке, в СНГ и в странах дальнего зарубежья.

Транснефть владеет большой сетью своих трубопроводов, регулярно ремонтирует старые и строит новые. Общая протяженность трубопроводов компании ~67,5 тыс. км, их обслуживают более 500 перекачивающих станций.
Транснефть занимается перемещением ~83% добываемой в России нефти и около 31% производимых в России светлых нефтепродуктов.

Транснефть: экспресс-обзор с сюрпризом


Особенностью компании является ее монопольное положение. У оператора нет конкурентов на рынке трубопроводного транспортирования нефти и нефтепродуктов.

Компания владеет НМТП – порт осуществляет комплекс услуг по грузообороту на Черном и Балтийском морях
В 2011 году Транснефть приобрела компанию Kadina Ltd., которая владела контрольным пакетом акций (50,1%) Новороссийского морского торгового порта (MCX:NMTP) (НМТП). На текущий момент Транснефть владеет 60,6% в НМТП. Порт является важным операционным звеном в бизнесе группы компаний.

НМТП оказывает услуги по перевалке грузов, услуги по загрузке-разгрузке, по отправлению и др. Более 75% в структуре грузооборота приходится на нефть.

Финансовые результаты НМТП за 2019 г.



*В 2019 г. компания продала долю в 99,997% дочерней компании ВТБ (MCX:VTBR) Новороссийского зернового терминала. Компания признала прибыль в размере 29 млрд руб., на эту величину скорректирована прибыль за 2019 г.

В группу НМТП входит Новороссийский порт, порт Приморск и Балтийск. Наличие активов, выходящих в Черное море и Южную Европу и в Балтику и Северную Европу, позволяет охватить больше пространства и удовлетворить больше спроса.

Выручка Транснефти состоит в основном из услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов

Нефтяные компании платят Транснефти за перемещение своей нефти или нефтепродуктов по трубам компании.


структура прокачки углеводородов

Нефть
Условно все передвижения нефти можно разделить на три направления:

на свои же НПЗ (около 51% от всего транспортируемого объема нефти);
в страны ближнего зарубежья (около 4% от всего транспортируемого объема нефти);
в страны дальнего зарубежья (около 45% от всего транспортируемого объема нефти).

В страны дальнего зарубежья нефть поставляется по следующим каналам продаж (пример 1 кв. 2020):




Стоимость перемещения по трубопроводам определяется тарифами ФАС как транспортировка 1 тонны нефти на 100 км. Ниже вы можете видеть примерные тарифы Транснефти для разных направлений транспортировки.


Источник: consultant.ru, приказ ФАС России от 01.10.2019 № 1285/19

Монопольная позиция компании обуславливает нерыночный механизм установления стоимости на транспортировку углеводородов.
С одной стороны, в ценовом отношении государственное регулирование тарифов защищает Транснефть от рыночных шоков при возникновении проблем у российских нефтяников.
С другой стороны, тарификация не позволяет компании больше зарабатывать на росте рынка. Государство индексирует тарифы раз в год для компании на формулу «Инфляция минус 1%».
Однако с точки зрения объемов компания не защищена. Так, сделка ОПЕК+ наверняка отрицательно повлияет на общий тоннаж нефти, прокачиваемый через трубопроводную систему компании.

Нефтепродукты

Транснефть в год транспортирует ~40 млн т. нефтепродуктов. Подавляющее большинство этих объемов – транспортировка за рубеж. В 1 кв. 2020 г. дизель составил 91,4% от общего объема прокачки нефтеродуктов или 9,6 из 10,5 млн т. На остальной объем пришелся керосин и бензин.



Сторонняя активность

Помимо своей основной деятельности – транспортирования нефти и нефтепродуктов (более 70% выручки) – Транснефть занимается:

Реализацией нефти и нефтепродуктов на территории России и за рубеж. К примеру, Транснефть реализует в Китай нефть по долгосрочным контрактам в размере 6 млн т. ежегодно;
Осуществляет хранение сырья;
Производит смешение разных сортов нефти (компаундирование);
Оказывает услуги по подключению к магистральным трубопроводам компании;
Оказывает услуги по морским перевозкам, разгрузочным и загрузочным работам.



В издержках много неволатильных затрат вкупе с закупками нефти

Условно издержки компании можно разделить на постоянные и переменные.

К переменным издержкам можно отнести себестоимость реализованной нефти (поставки в Китай) и вывозную таможенную пошлину (из-за налогового маневра).

Оплата труда, страховые взносы, электроэнергия, ремонты и прочие расходы являются медленно растущими постоянными тратами. Это делает маржу компании устойчивой к рыночным условиям.

Оплата труда была вынесена отдельно из-за ее размеров в структуре расходов компании.



Прикинем финансовые результаты на 2020 и 2021 гг.

Как уже было сказано выше, Транснефть – устойчивый бизнес. Однако большой неприятностью для компании в этом году стала сделка ОПЕК+ с новым снижением добычи российскими нефтяниками.

Ожидается, что падение добычи в этом году отразится потерей 10-11% выручки. В будущем с индексацией тарифов и возвращением добычи финансовые показатели будут выравниваться.


Прогноз

По дивиденднам получается неплохо

Транснефть платит дивиденды на обыкновенные и привилегированные акции из консолидированной чистой прибыли по МСФО.

По дивидендной политике уровень выплат зависит от ряда коэффициентов. Они нужны для оценки текущего и будущего положения компании с точки зрения соотношения:

Чистого долга к EBITDA (актуальный ~1,06х);
Свободного денежного потока к долгу компании* (актуальный ~0,22х);
Будущих операционных денежных потоков к затратам на инвестпрограмму компании (актуальный ~1,47х);

*показатель высчитывается как средний операционный денежный поток минус капитальные вложения на 3 года, деленные на 3

На данный момент покрытие свободным денежным потоком долга компании отстает от необходимых уровней (нужно >0,33х). Компания ставит одной из приоритетных целей выправление показателя.

Инвестиционная идея в новой дивидендной политике и сохранении тарифов на прежнем уровне

Последние 3 года компания платит дивиденды на уровне более 50% от консолидированной нормализованной чистой прибыли.



В декабре 2019 г. первый вице-президент компании М. Гришанин объявил, что Транснефть планирует в 2020 г. на уровне дивидендной политики закрепить выплату в 50% от чистой прибыли по МСФО.

Этому будет способствовать снижение объемов инвестиционной стратегии компании и ее среднегодовых расходов на ее реализацию.



Коронавирус внес свои коррективы в каждую компанию в мире. Однако Транснефть не заявляла об отступлении от этих планов. Учитывая это и прогнозные финансовые результаты, уже за 2020 г. Транснефть может показать дивидендную доходность в 8,8%. Это создает апсайд в привилегированных акциях компании.

На текущий момент ФАС рассматривает запрос Минэкономразвития на снижение тарифов на транспортировку Транснефти. Ранее с этим же предложением выступал глава Роснефти (MCX:ROSN) И. Сечин.

Мы считаем, что в тарифах сохранится статус-кво. Это также будет позитивно воспринято рынком.

Более того, бета акций Транснефти составляет 0,6 – это низкий показатель, а значит, актив выгоден для снижения общей волатильности портфеля.

Резюме
Итак, Транснефть – стабильный бизнес, который в будущем будет показывать устойчивые результаты. В 2020 г. компания, вероятно, потеряет 10% от своей выручки.

Компания планирует закрепить новый уровень дивидендных выплат, который она фактически выплачивает уже 3 года. Это может стать фактором переоценки акций компании вверх.

https://invest-heroes.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу